На открытии III фестиваля «Мирас» имени Назиба Жиганова прозвучала «яркая и незаслуженно забытая музыка татарских балетов»
Худрук ГСО РТ Александр Сладковский реанимировал музыку из татарских балетов, которая не звучала по 50-60 лет, – в субботу в Казани начался музыкальный фестиваль «Мирас». Концерт-открытие в этом году было решено посвятить 90-летию со дня рождения выдающегося дирижера Фуата Мансурова. О том, как открытие единственного в мире фестиваля академической татарской музыки прошло с пустыми VIP-ложами, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Вадим Дулат-Алеев и Александр Сладковский
«ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ ЗВУЧАЛИ 50 ЛЕТ, ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ?!»
«Эти произведения не звучали 50 лет, представляешь?!» — удивленно и одновременно восхищенно обращалась одна из зрительниц фестиваля татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас», стартовавшего в минувшие выходные в Казани, к своей подруге. И действительно, к примеру увертюру из балета «Кисекбаш» Рашида Губайдуллина не играл никто из нынешних музыкантов, потому что эта музыка последний раз звучала со сцены 60 лет назад – рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» арт-директор «Мираса», профессор Вадим Дулат-Алеев .
«Фестиваль, на мой взгляд, набирает обороты. И идея наша о сохранении наследия в области академического национального музыкального искусства, композиторской школы Татарстана была декларирована, и, как мне кажется, с большим успехом движется вперед. Меня всегда интересует результат, и я вижу полный зал сегодня. Для меня это показатель того, что мы на правильном пути», — отметил на встрече с журналистами основатель «Мираса» художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский .
«Александр Витальевич [Сладковский] сказал, что мы должны сохранять наследие. Сохраняя то, что сегодня будет звучать на сцене, это уже итог работы. А работа начинается с того, что мы идем и ищем, где лежат эти ноты. Это происходит каждый фестиваль... Где лежат эти ноты? У нас люди ходят, ищут в архивах, — не буду говорить, как они хранятся, по-разному бывает, — дальше нужно это набрать в партитуру, развести по партиям. То есть очень большой объем работы, который не виден. Я с этого начал потому, чтобы вы поняли, что у нашего наследия есть и черновая, рабочая составляющая, и потом только это все попадает на сцену», — добавил Дулат-Алеев и отвесил комплименты в адрес ГСО РТ и его худрука. «Поэтому я расцениваю [фестиваль] не просто как какое-то событие с историческим уклоном, исследовательским, я расцениваю концерт как чисто художественное событие, это настоящий праздник татарской музыки, как бы кто к этому ни относился. Настоящий праздник, потому что она будет звучать в великолепном живом исполнении, не в записи. А в живом исполнении, современном, послушать музыку наших классиков, а в татарской музыке есть классики, к сожалению, их не все уже помнят. И вот, чтобы их помнили, чтобы вся традиция стояла в полный рост, вот для этого существует „Мирас“, — уверен арт-директор фестиваля татарской музыки. им. Жиганова.
Кстати, „БИЗНЕС Online“ поинтересовался на пресс-подходе, может, вместо эстрадной музыки на „Үзгәреш җиле“ стоит развивать и вкладывать серьезные средства в академическую татарскую музыку? Дулат-Алеев ответил: „Зачем вместо? Закрывать один канал, чтобы открыть другой – наверное, не так надо подходить. А академическую музыку развивать надо, здесь я с вами согласен. И надо уделять ей чуть-чуть больше внимания“.
АХИЯРОВА: „Я ОСТАЛАСЬ В ВОСХИЩЕНИИ ОТ РАБОТЫ СЛАДКОВСКОГО, ОТ РАБОТЫ ОРКЕСТРА“
Композитор Резеда Ахиярова , отрывки из ее балета „Золотая Орда“ также звучали на концерте, рассказала корреспонденту „БИЗНЕС Online“, что такой формат преподнесения академической татарской музыки ей очень нравится. „Я услышала давно-давно не исполнявшиеся произведения, которые я любила еще в те давние времена. Это Бакиров „Су анасы“, Хабибуллин. Настолько их редко исполняли! Некоторые произведения мы в симфоническом варианте даже и не слышали! Могу сказать про свою музыку – она по-другому зазвучала: нет балета, нет танцоров, все внимание было музыке. Этот формат настолько мой, настолько я чувствую музыку. Я осталась в восхищении от работы Сладковского, от работы оркестра. Видно, что они и сами с удовольствием играли».
Резеда Ахиярова
На наш вопрос о том, почему мы так редко слышим татарские произведения, Ахиярова только пожимает плечами. «Произведений достаточно, даже детские есть. Ставилась опера „Джельсомино“ Ильдуса Якубова, „Заколдованный мальчик“ Хабибуллина шел в свое время. Прекрасная музыка! Очень много интересной музыки, и ныне живущие композиторы что-то пишут. Не знаю, может быть, контакт нужен с театром... Наверное, нужны современные постановки на эту музыку, взглянуть на нее новыми глазами. Сейчас такие богатые возможности. Мне кажется, это можно еще раз переосмыслить, и музыкально это будет интересно».
Есть у известного композитора свое мнение и относительно идеи создания нового музыкального театра, на сцене которого могла бы идти национальная классика, которая не может попасть на подмостки театра им. Джалиля. «Многие голословно заявляют – давайте создадим театр. А что за репертуар будет, а зритель кто, где это все будет, интересно ли, востребовано ли это все будет? Эти вопросы меня очень занимают, беспокоят», — говорит Ахиярова. Они считает, что было бы лучше поддержать оперную студию при Казанской консерватории во главе с «ведущей колоссальную работу» Альфией Заббаровой . «Может быть, им помочь с декорационными вещами, с костюмами, и они могли бы восполнить эту нишу. Я в этом вижу выход. Им нужно расширить материальную базу. Если бы в консерватории этим занялись, я думаю, у нас была бы прекрасная студия-лаборатория. Я думаю, и молодые композиторы взялись бы, и репертуар бы наработали, тогда уже можно было бы вести речь об отдельном музыкальном театре. При консерватории, не при оперном театре, потому что это академический театр, у него своя определенная нагрузка», — отметила лауреат Тукаевской премии.
«НАСЛЕДИЕ ФЕСТИВАЛЯ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ — ЗДЕСЬ НЕ ТОЛЬКО ИМЕНА КОМПОЗИТОРОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ»
К слову, открытие «Мираса» фактически проигнорировали республиканские VIP'ы, в первый очередь — от культуры. «Жители Татарстана по праву гордятся своим многовековыми музыкальными традициями. Фестиваль татарской музыки „Мирас“ – это уникальная возможность познакомить слушателей с наиболее яркими произведениями национального творчества», — ведущий со сцены лишь озвучил приветствие Рустама Минниханова .
Концерт-открытие единственного в мире фестиваля татарской академической музыки в этом году было решено посвятить 90-летию со дня рождения выдающегося татарского дирижера, руководившего ГСО РТ более 20 лет, Фуата Мансурова . «Я очень благодарен Вадиму Робертовичу [Дулат-Алееву] за то, что он поддержал идею посвятить первый концерт фестиваля Жиганова памяти Мансурова. Во-первых, это были очень близкие друзья, сотоварищи, это были люди, которые совместно творили, и я считаю вполне естественным, если мы имеем такую возможность вспомнить о человеке, который столько лет отдал этому оркестру, это просто святое», — отметил Сладковский. «Наследие фестиваля симфонической музыки — здесь не только имена композиторов должны быть, но и имена тех людей, которые это наследие озвучивают. Фуат Мансуров — это величина, благодаря его „слышанью“ почти вся татарская музыка того времени вышла на сцену. Это наша фестивальная дань памяти Мансурову», — добавил арт-директор «Мираса».
Из тех, кто поприветствовал зрителей со сцены, была и Ахиярова, которая также вспомнила дирижера Мансурова . «С 1989 года он связал свою судьбу с нашим симфоническим оркестром, где сразу же принялся за очень смелый проект „Премьеры с Фуатом Мансуровым“, где исполнял никому не известные произведения молодых композиторов, и этим внес огромный вклад в развитие нашей культуры. Это гордость нашего народа. Нынче традиции Мансурова, заложенные в этом оркестре, продолжаются новым руководством в лице Александра Сладковского. Мы, композиторы Татарстана, очень благодарны, что нас не забывают, наша музыка звучит, ищутся новые формы показа нашей музыки, как сегодня. Показ балетной музыки впервые делается в этом зале нашим оркестром», — отметила народный артист РТ. Завершая свою приветственную речь, Ахиярова обратилась к оркестру со словами: «А теперь слово музыке».
«Яркая, запоминающаяся, но иногда незаслуженно забытая музыка татарских балетов», — объявила ведущая концерта, а свое место за дирижерским пультом занял сам Сладковский
Всего в афише можно было встретить с десяток названий татарских балетов – это были отрывки из уже названного выше балета «Кисекбаш» по сатирической поэме Тукая «Печән базары, яхуд яңа Кисекбаш», а также балетов «Водяная» Анвара Бакирова , «Заколдованный мальчик» Загида Хабибуллина , «Золотая Орда» Ахияровой, «Сказание о Йусуфе» Леонида Любовского и «Йусуф и Зулейха» Шамиля Шарифуллина .
Второй фестивальный вечер, который состоится 21 февраля, будет посвящен знаменитой музыкальной династии Яруллиных. Дирижировать ГСО РТ будет художественный руководитель Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов . Завершит «Мирас» 24 февраля музыка Рашида Калимуллина , концерт будет посвящен 60-летию композитора. За дирижерским пультом — ученик Мансурова Василий Валитов .
Гульназ Бадретдин Фото: Ирина Ерохина