Бизнес-тренер объясняет, зачем обучать сотрудников, как делегировать полномочия и вовремя отдать бизнес опытной команде управленцев.
Малый бизнес. Незаменимых нет или зачем обучать сотрудников
На старте любое предприятие — проекция личных амбиций предпринимателя. На начальном этапе такой проект держится на харизме лидера, которая привлекает первых сотрудников. Затем выстраиваются алгоритмы привлечения клиентов: скрипты продаж, CRM-системы.
Однако подбор сотрудников остается хаотичен — рекрутеры или сам руководитель выбирают будущих коллег исходя из личных предпочтений. Так в малой компании появляются сотрудники, которые считают себя незаменимыми — им доверяет сам глава предприятия, а их эффективность со временем падает. Всегда.
Фото Александра Токарева/TatCenterИзбежать такой ситуации поможет «школа фирмы». Руководитель или сотрудники компании должны выбирать новых работников, исходя из их следующих личных качеств:
Желание развиваться;
Целеустремленность;
Позитивность;
Умение работать в команде.
Персонал необходимо обучать поэтапно в течение месяца. В конце каждого этапа потенциальные сотрудники должны сдать экзамен, после которого их либо примут в штат, либо нет. В дальнейшем работников следует обучать раз в неделю.
Фото Александра Токарева/TatCenterСредний бизнес. Как лидеру делегировать полномочия
Увеличившись в масштабе, предприятие все еще зависит от ее основателя. Лидер пытается управлять всеми процессами лично, опираясь при этом на своих приближенных. Когда у компании появляются филиалы в регионах, в них скорее поставят местного лидера, которого знает собственник. Он не привык доверять незнакомым менеджерам из других регионов, Москвы или Санкт-Петербурга — ведь они могут уволить сотрудников, к которым привыкли в филиале. Обычно, привязанность, а не результаты во главе угла приводят к тому, что лидер и его компания начинают терпеть убытки.
На этапе среднего бизнеса важно передать часть полномочий другим сотрудникам — в том числе и принятие важных решений.
Лидер среднего бизнеса должен управлять уже не людьми, а системами и процессами. Тогда он сможет выстроить долгосрочную стратегию и развивать свое дело дальше.
Фото Александра Токарева/TatCenterКрупный бизнес. Как отдать компанию команде управленцев
Достигнув максимального масштаба, в предприятии начинаются еще более радикальные перемены. Делегирование достигает своего логического завершения — собственник отстраняется от операционного управления и передает его группе топ-менеджеров. Компания может быть прибыльной, в ней могут трудиться тысячи сотрудников — но пока ей лично руководит собственник, она все еще остается предприятием среднего уровня.
Когда основатель компании передает правление совету директоров, в отделах должны появиться свои лидеры. Эти лидеры будут бороться за полномочия управлять процессами и людьми. Конкуренция внутри компании полезна — она стимулирует сотрудников работать на результат, а не на процесс. Появление множества лидеров также улучшает автоматизацию всего бизнеса.
В компании могут быть три типа лидеров:
Локальные авторитеты - специалисты в своей отрасли без амбиций к росту;
Влиятельные боссы - жесткие руководители, которые забирают все полномочия себе и не хотят работать в команде;
Лидеры-наставники - управленцы, которые учат подчиненных управлять людьми и процессами.
Отдавая бизнес на управления другим, появляется риск получить убытки или даже потерять компанию. В то же время, без этого риска бизнес не будет расти, а без доверия другим людям не сможет развиваться сам лидер.
Павел Сивожелезов
Бизнес-тренер, гендиректор консалтинговой компании «Второй пилот»
Колонка записана по выступлению на Kazan Business Forum
Записал Александр Токарев
Как написать колонку для TatCenter