Как стать лидером малого, среднего и крупного бизнеса — Павел Сивожелезов Об автоматизации процессов, доверии и самостоятельности компании

Павел Сивожелезов
Павел Сивожелезов
Павел Сивожелезов
Фото: tatcenter.ru

Бизнес-тренер объясняет, зачем обучать сотрудников, как делегировать полномочия и  вовремя отдать бизнес опытной команде управленцев.

Малый бизнес. Незаменимых нет или зачем обучать сотрудников

На  старте любое предприятие  — проекция личных амбиций предпринимателя. На  начальном этапе такой проект держится на  харизме лидера, которая привлекает первых сотрудников. Затем выстраиваются алгоритмы привлечения клиентов: скрипты продаж, CRM-системы.

Однако подбор сотрудников остается хаотичен  — рекрутеры или сам руководитель выбирают будущих коллег исходя из  личных предпочтений. Так в  малой компании появляются сотрудники, которые считают себя незаменимыми  — им  доверяет сам глава предприятия, а  их  эффективность со  временем падает. Всегда.

Фото Александра Токарева/TatCenter

Избежать такой ситуации поможет «школа фирмы». Руководитель или сотрудники компании должны выбирать новых работников, исходя из  их  следующих личных качеств:

Желание развиваться;

Целеустремленность;

Позитивность;

Умение работать в команде.

Персонал необходимо обучать поэтапно в  течение месяца. В  конце каждого этапа потенциальные сотрудники должны сдать экзамен, после которого их  либо примут в  штат, либо нет. В  дальнейшем работников следует обучать раз в  неделю.

Фото Александра Токарева/TatCenter

Средний бизнес. Как лидеру делегировать полномочия

Увеличившись в  масштабе, предприятие все еще зависит от  ее  основателя. Лидер пытается управлять всеми процессами лично, опираясь при этом на  своих приближенных. Когда у  компании появляются филиалы в  регионах, в  них скорее поставят местного лидера, которого знает собственник. Он  не  привык доверять незнакомым менеджерам из  других регионов, Москвы или Санкт-Петербурга  — ведь они могут уволить сотрудников, к  которым привыкли в  филиале. Обычно, привязанность, а  не  результаты во  главе угла приводят к  тому, что лидер и  его компания начинают терпеть убытки.

На  этапе среднего бизнеса важно передать часть полномочий другим сотрудникам  — в  том числе и  принятие важных решений.

Лидер среднего бизнеса должен управлять уже не  людьми, а  системами и  процессами. Тогда он  сможет выстроить долгосрочную стратегию и  развивать свое дело дальше.

Фото Александра Токарева/TatCenter

Крупный бизнес. Как отдать компанию команде управленцев

Достигнув максимального масштаба, в  предприятии начинаются еще более радикальные перемены. Делегирование достигает своего логического завершения  — собственник отстраняется от  операционного управления и  передает его группе топ-менеджеров. Компания может быть прибыльной, в  ней могут трудиться тысячи сотрудников  — но  пока ей  лично руководит собственник, она все еще остается предприятием среднего уровня.

Когда основатель компании передает правление совету директоров, в  отделах должны появиться свои лидеры. Эти лидеры будут бороться за  полномочия управлять процессами и  людьми. Конкуренция внутри компании полезна  — она стимулирует сотрудников работать на  результат, а  не  на процесс. Появление множества лидеров также улучшает автоматизацию всего бизнеса.

В  компании могут быть три типа лидеров:

Локальные авторитеты - специалисты в своей отрасли без амбиций к росту;

Влиятельные боссы - жесткие руководители, которые забирают все полномочия себе и не хотят работать в команде;

Лидеры-наставники - управленцы, которые учат подчиненных управлять людьми и процессами.

Отдавая бизнес на  управления другим, появляется риск получить убытки или даже потерять компанию. В  то  же время, без этого риска бизнес не  будет расти, а  без доверия другим людям не  сможет развиваться сам лидер.

Павел Сивожелезов
Бизнес-тренер, гендиректор консалтинговой компании «Второй пилот»

Колонка записана по  выступлению на Kazan Business Forum
Записал Александр Токарев

Как написать колонку для TatCenter

 
По теме
Суд удовлетворил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан  в защиту неопределенного круга лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в суд с административным иском в защиту прав
В аэропортах и на железнодорожных вокзалах России появился новый вид мошенничества — злоумышленники предлагают гражданам обновить мобильное банковское приложение и получают доступ к финансам потерпевших.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система