Андрей Кураев: «Чем громче лают на «Левиафан», тем более правдоподобной делают эту притчу»

Ровно через две недели вся Россия узнает, достанется ли «Оскар» фильму «Левиафан». Но, по мнению дьякона Андрея Кураева, и без приза Американской киноакадемии российскую картину уже можно считать мировым фильмом. Об этом и многом другом он рассказал в интервью для «Свободной трибуны».

«Свободная трибуна»: Отец Андрей, в какой мере вы согласитесь с точкой зрения, что фильм «Левифан» – это памятник России последних 15 лет?

Андрей Кураев: Это, наверное, лучше было бы узнать у режиссера. Вряд ли он хотел видеть этот фильм как злободневную журналистику, рассказывающую о текущем моменте или о новостях вчерашнего дня. Насколько я понимаю замыслы Звягинцева, он хотел показать притчу, а притча не привязана конкретно и жестко ко времени, месту и обстоятельствам действия.

То есть вы не видите, что «Левиафан» – так или иначе фильм о России и ее людях?

Это фильм о человеке и Левиафане. И то, что режиссер снимает фильм на материале о стране, знакомом ему, это совершенно естественно. Я думаю, что здесь узнают себя люди из многих стран и народов мира. Русские здесь, конечно, должны видеть себя, китайцы – китайского человека и китайское государство, а мексиканцы – мексиканского человека и мексиканское государство. Но мы точно не должны видеть там мексиканцев и китайцев: дескать, такое может быть только у них, а нас это не касается.

Многие критики отмечали, что фильм задает немало вопросов, а ответы должен искать зритель.

Особых вопросов я не увидел – там скорее видно повествование, чем вопросы. А какие там вопросы могут быть?

Допустим, почему власти все можно? Почему человек беспомощен?

Это не вопросы. Вы перечислили то, что в фильме переходит в утверждение, и утверждение это само название - «Левиафан», что, на мой взгляд, нечто надчеловеческое и нечеловеческое. Самое страшное, когда человека едят и не замечают его между делом. Ну а философ Гоббс в свое время переосмыслил понятие «Левиафан» и для него Левиафан – это уже радостный фактор: он так называет церковно-государственную власть, и соответственно Левифан у него – источник радости, восторга, потому что маленькие люди могут в этой жизни все.. В XXI веке Левиафан – это уже однозначное зло, и думаю, что если у кого-то возникли вопросы по этому фильму, режиссер дал ответ названием фильма.

Не надо читать фильм как газету!

Известный кинокритик Андрей Плахов заметил, что христианский смысл фильма Звягинцева заключается в том, что на Земле маленький человек неизбежно столкнется со злом и вынужден будет с ним сражаться.

Я этого в фильме не вижу.

На ваш взгляд, фильм сделан с любовью к Родине?

Фильм не о стране! Не надо читать фильм как газету! Да, кому-то фильм кажется антирусским, да, кому-то кажется, что они спасает нынешнюю Россию, но мне кажется, что неверно ни то, ни другое. «Левиафан» – не газета и не газетный фельетон на горячую тему.

Почему в России было столько агрессии по отношению к этому фильму? Все дело в том, что наше общество в чем-то нездоровое?

Я думаю, что здесь уместно было бы привести кусок текста из замечательной и страшной песни Александра Галича «Памятник» о том, что памятники Сталину вроде бы снесены, но иногда они ждут своего часа, особенно памятники, что стоят в кабинетах чиновников. Там есть строки «Им бы гипсовым человечины – они вновь обретут величие!». Все это относится и к фильму «Левиафан» и к тому, что в России происходит в связи с украинским конфликтом и показывает, до какой степени наши аппаратчики соскучились по сталинизму – как им хочется этой партийной жестокости, ясности, права на расправу, права на бездумие, права на бесчестие. И к сожалению, я вижу, что те люди, которые даже считают себя православными, просто с радостью начинают этим товарищам подмигивать – выискивать врагов, передавать их начальству, друг другу и прочее-прочее. И самое странное, что у этих людей не хватает ума понять, что чем громче они лают на «Левиафан», тем более правдоподобной они делают эту притчу.

А власть может сделать для себя какие-то выводы после фильма, как-то задуматься?

Нет, конечно. Такая опция в нее не встроена. Тут не нужны наивные представления XVII века типа «Я сейчас расскажу государю, что происходит в стране и все переменится». Но тогда времена были другие. А сейчас надеяться на это наивно.

Как отнеслись в той церковной среде, с которой вы общаетесь к «Левиафану»?

Конечно, церковные чиновники в своих самых святых чувствах оскорблены и мне доводилось слышать от них удивительные вещи: «Как же этот фильм можно показывать? Это наши враги его используют в своей работе против нас!». Под врагами в данном случае подразумевались сектанты, но это даже неважно – я поражаюсь, что советская формула так легко и непринужденно выпорхнула из уст епископа православной церкви. Я в этом смысле иногда чувствую себя антропологом, который изучает какие-то интересные процессы в человеке. Это, конечно, опасное занятие, потому что антропологов иногда «кушают», но уж события больно интересные разворачиваются сейчас, если честно. И разворачиваются не столько в экономике или во внешней политике, а в том, как быстро и на что человек разменивает свою человечность.

Почему люди не способны мыслить нормально и понять, что показанный в фильме епископ-лицемер вполне может встретиться в нашей стране? Почему сразу говорят о клевете, об очернительстве церкви?

Хочу сказать, «Левифан» – это не документальное кино! Бессмысленно требовать, какой епископ такое говорил! Но то, что тем или иным властям дается от церкви индульгенция, это очень серьезно. Вот, к примеру, на одном из последних заседаний Межсоборного присутствия по нескольким вопросам спрашивали патриарха Кирилла, как на это реагировать. К примеру, на Донбассе в храм ворвались вооруженные боевики и потребовали их венчать, причем невеста была в белом подвенечном платье, но с кобурой под мышкой и поверх платья. И ответ патриарха был отстраненный: «Перед вами был защитник Родины, который не должен расставаться с оружием , поэтому имеет право на то, на се…», хотя по церковной традиции храм – это храм божий, и там земное оружие совершенно неуместно. И есть церковные правила насчет таких вещей.

Там на полном серьезе обсуждаются вопросы типа «Может ли причащаться женщина во время месячных?»

Служителям церкви полезно смотреть фильм Звягинцева?

Полезно. Хотя бы для того, чтобы понять, что нас именно такими и видят, пусть даже лишь часть российского общества. Вы – пастыри, которые должны быть одинаковыми для всех, поэтому подумайте, как же избежать такого рода искажения в глазах других людей. И словами избежать такого нельзя – это можно показать только делами! В частности, верозаступничеством за людей, которым плохо, а сейчас таких людей, в условиях нынешнего кризиса, будет все больше и больше. Но давайте посмотрим на повестку дня и что мы увидим на примере выступления патриарха Кирилла в Госдуме или совещаний Межсоборных присутствий? Эти люди по кругу своих заявленных интересов какие-то инопланетяне: там на полном серьезе обсуждаются вопросы типа «Может ли причащаться женщина во время месячных?». Триста неженатых мужиков сидят и обсуждают этот вопрос! А посмотрели бы они вокруг – происходит страшная украинская трагедия, выедание и выжирание мозгов людей информационной войной, в которой активно участвует российское государственное телевидение, но на это почему-то внимание не обращают.

Не обращают, потому что мало общаются с простыми верующими?

Когда церковный человек призывает к политике: «Мы должны прекратить партийную борьбу! Мы должны обеспечить стабильность! Усиливать мирный диалог!», в реальной политической ситуации это означает, что мы должны сохранить нынешний статус-кво, а соответственно, повадки нынешней власти. Это значит, что надо встать с Левиафанчиком и сказать: «Мы должны уважать друг друга!», а Левиафанчик будет пожирать чью-то семью, судьбу. Получается, что это можно трактовать, как оставление человека в опасности, в заведомо опасной ситуации, без помощи.

Почему же именно церковь сблизилась в большей степени с государством, а не с народом?

За государство мне отвечать трудно, а церковным чиновникам нужно много чего, в том числе ощущение своей исключительности, привилегированности и безнаказанности.

А может, деятели церкви держат в голове фразу, что всякая власть от Бога?

Тут я обращаюсь к тому же Гоббсу – если уж люди создали свои муравейники, то договариваться между собой – вот это от Бога, ну а в церковной традиции еще святым Августином говорилось, что власть, которая нарушает законы, это шайка разбойников.

 
По теме
Священники Тимофей Маташов и Илия Маташов доставили гуманитарную помощь, собранную приходами Чистопольской епархии А у иерея Василия Имукова к этому времени закончилась длительная командировка от Синодального отдела п
Постный мастер-класс и беседа с батюшкой - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье В день Торжества Православия православная молодежь города Набережные Челны приняла участие в гастрономическом мастер-классе в Кулинарной школе-студии L'Art culinaire! .
Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система