Инна Яркова и Диана Сафарова: «У нас будет лаборатория с ВИЧ-позитивными детишками»

Планы «Живого города»: спектакль Лисовского по математической формуле, звездный режиссер Бычков в Свияжске и инклюзивная театральная школа

Фонд поддержки современного искусства «Живой город» продолжает расширять представление горожан о  театре и  не  только. Его руководители Инна Яркова и  Диана Сафарова на сайте «БИЗНЕС Online» рассказывают о  том, чем собираются удивлять казанцев в  ближайшие месяцы, размышляют о  развитии социального направления в  своей работе и  мечтают о  большой площадке, которая  бы спровоцировала всплеск инициатив местных профессионалов в  сфере культуры.

«МЫ  ПРИГЛАШАЕМ РЕЖИССЕРОВ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ НЕКОТОРУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ КЛАССИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ»

Для режиссера спектакль  — это его ребенок, так  же и  наши проекты  — это наши дети. Три года назад мы  только начали нащупывать, что важно, сейчас  же у  каждого проекта сформировались свои смыслы, свои задачи, наметились основные тенденции. Первая  — это формирование новой культурной среды: приходит новое поколение, которым сейчас 18-20  лет, за  ними будущее, они будут говорить и  уже говорят на  новом языке, и  наша задача  — не  мешать  им, а  поддержать, дать карты в  руки. Особое внимание необходимо обратить на  позицию нашего регионального министерства культуры, которое очень активно и  открыто поддерживает инициативы творческих команд. В  этом смысле у  нас абсолютно уникальная ситуация, потому как есть прямой контакт между чиновниками и  коллективами, структурами, культурными институциями, и  есть понимание, что мы  все должны инвестировать в  будущее и  в  нашу культурное сообщество.

Еще одна важная тенденция  — мы  приглашаем режиссеров, которые составляют некоторую альтернативу классическому театру, таким образом мы  хотим разнообразить культурное поле города, чтобы у  зрителя был выбор. Также мы  привлекаем к  деятельности не  только специалистов театра, но  и  околотеатральных людей, и  это безумно интересно  — наблюдать за  тем, как работают с  театральным пространством люди, взгляд которых не  зашорен академическими театральными канонами. На  наш взгляд, театр  — это пространство для поиска, с  которым способен работать далеко не  только выпускник профильного вуза.

Следующая очень важная для нас тенденция  — работа с  историей города. Нам важно ее  осмыслять: в  прошлом году мы  работали с  архивными документами, письмами татарстанцев Сталину; в  этом году работали с  городскими легендами совместно с  центром современной драматургии «Центр Первый», на  летних проектах предстоит работа с  дневниками казанца Веткина, описывавшего события начала 90-х в  городе. Так получается, что у  нас все вертится вокруг темы города  — с  этим дико интересно работать. Ну  и  наконец, мы  расширяемся в  сторону мультижанровых проектов и  социальных проектов  — это инклюзивная театральная школа для людей с  ограниченными возможностями и  драматургическая лаборатория с  ВИЧ-позитивными детьми.

Хотелось  бы, используя площадку «БИЗНЕС Online», познакомить читателей с  нашими летними проектами чуть подробней.

Олег Лоевский

ЛАБОРАТОРИЯ «ГОРОД АРТ-ПОДГОТОВКА»: РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  ГРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА

Когда мы  придумывали эту лабораторию, задумка заключалась в  том, чтобы немного взбудоражить наше профессиональное сообщество и  вызвать волну инициатив со  стороны местных ребят. В  прошлом году в  лаборатории «Город АРТ-подготовка» участвовал всего один местный режиссер, а  в  этом году получается, что из  шести команд целых три  — местные, то  есть половина участников лаборатории. Причем мы  делаем смешанные команды, например, приглашенный драматург и  местный режиссер. Идеологом и  куратором всех наших лабораторий является Олег Лоевский , который, как известно, очень активно принимает участие в  жизни молодых режиссеров, и  не  будет преувеличением сказать, что театральное поле России отчасти сформировано именно  им. И  с  этой точки зрения для наших молодых ребят показ на  лаборатории может стать серьезным стартапом в  их  творческой карьере. Ровно, как и  участие на  лаборатории в  качестве критиков Марины Давыдовой , Андрея Пронина и  Дмитрия Ренанского .

Порадовало, что на  устроенный нами конкурс заявок пришло очень много писем, причем из  разных уголков России. Их  присылали молодые ребята с  очень классными идеями, совершенно по-другому мыслящие и  предлагающие, казалось  бы, абсолютно безумные идеи  — это какое-то уже следующее поколение, рядом с  которым чувствуешь себя стариком.

Сейчас задача лаборатории  — расширить представление о  границах современного театра и  языке сцены посредством экспансии театра на  неисследованные территории города, осмысление городских пространств. В  рамках  IV лаборатории «Город АРТ-подготовка» мы  будет пытаться ответить на  вопрос: что такое современный театр? Где он  начинается, где заканчивается? К  примеру, приедет из  Москвы очень известный театральный художник Ксения Перетрухина , она будет работать с  дневниками Веткина. Такая здесь любопытная сложилась предыстория: выпускник школы Разбежкиной Михаил Колчин , который до  определенного времени вообще не  занимался театром, предложил для работы эти дневники  — их  вел Виталий Юрьевич Ромашов (Веткин), фиксировал в  начале 90-х каждый день, осознавая, что живет в  эпоху исторических перемен. Даже сложно себе вообразить ценность этого материала для нашего поколения. Ксения подхватила идею и  одним из  показов будет как раз инсталляция на  основе этих дневников.

Мы  отмечали уже, что одна из  особенностей лаборатории этого года в  том, что мы  стараемся привлекать людей в  том числе и  совершенно нетеатральных, которые как-то могут вписаться в  театральный контекст. И  вот история с  художником Перетрухиной и  кинодокументалистом Колчиным как раз про это.

Приятно стать частью набирающего сейчас обороты в  России театра для самых маленьких: наш местный режиссер Алмаз Садриев будет ставить эскиз спектакля для детей 1,5+  в песочнице в  парке.

Мы  продолжаем работать с  Камаловским театром. Для нас ценно и  важно, что театр всегда поддерживает наши инициативы, а  с  Фаридом Бикчантаевым сложились добрые, теплые отношения. Это театр, куда можно прийти за  советом, театр-дом, где тебя поймут и  поддержат. К  нам едет номинант «Золотой маски» Талгат Баталов   — он  давно хотел в  Казань, а  Камаловский театр хотел поработать с  Талгатом. Он  будет работать с  архивными документами театра, а  завлит театра Нияз Игламов выступит драматургом.

Впервые в  рамках «Города АРТ-подготовки» режиссёр будет исследовать, как театр взаимодействует с  наукой: Всеволод Лисовский , комиссар Театра.doc и  идеолог экспериментального пространства Трансформатор.doc, уже приступил к  работе над спектаклем по  математической формуле «Индивиды и  атомарные предложения», премьера которого состоится 2, 3  и  4  июня в  творческой лаборатории «Угол».

Где может пересечься наука и  театр? Где современное искусство, а  где театр? Современный это театр или несовременный? Где вот эта грань? Чтобы ответить на  все эти вопросы, мы  приглашаем в  рамках лаборатории и  лекторов, чтобы каждый из  них познакомил нас и  зрителей со  своим видением. Один из  самых известных критиков в  стране Марина Давыдова будет читать лекцию 2  июня в  18:30  в «Углу» про постдраматический театр и  вообще в  целом про современный театр. Кто как не  она? Это человек, который включен в  европейский контекст и  формулирует какие-то новые смыслы.

Перед любой лабораторией нас спрашивают: а  что, на  ваш взгляд, станет главным ее  событием? Мне кажется, хедлайнер на  этот раз  — это спектакль по  математической формуле. У  Лисовского очень интересные решения. Вообще он  нерядовым способом работает с  театром как таковым, у  него совершенно авторское видение, может быть, это связано с  тем, что Лисовский б о льшую часть жизни занимался современным искусством. Сева представит уже не  эскиз, а  премьеру спектакля, поскольку к  работе приступил чуть раньше: он  уже приезжал дважды в  Казань специально для того, что провести кастинги и  тренинги с  участниками спектакля: я  не  зря говорю с  участниками, а  не  с  актерами, потому что там задействованы люди совершенно разных профессий и  возрастов.

Когда мы  только начинали, все эскизы так и  оставались эскизами. А  сейчас получается, что большинство эскизов потом становится спектаклями и  попадает в  репертуар «Угла». Мы  надеемся продолжать в  том  же духе. Вход на  все мероприятия лаборатории, кроме премьерного спектакля, свободный  — по  предварительной регистрации.

«СВИЯЖСК АРТЕЛЬ»: ФОРМАТ СЕРЬЕЗНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ«

Свияжская театральная лаборатория сейчас приобретает скорее фестивальный формат, куда приезжают серьезные режиссеры, чтобы ставить спектакли, и  это все становится целым событием в  российском театральном контексте, о  «Свияжск АРТели» пишут «Коммерсант», «Ведомости», Colta.ru. В  этом году мы  намерены раскинуть палаточный лагерь, чтобы разместить всех желающих. Многие знают популярный нынче в  Европе формат проведения фестивалей под открытым небом, получается, что мы  к  чему-то подобному приближаемся.

Показы в  Свияжске запланированы на  21-22  июля. В  этом году приедет художественный руководитель знаменитого Воронежского камерного театра Михаил Бычков , чтобы ставить «Палату №  6» Чехова; будет команда уже вышеназванных Ксении Перетрухиной и  Севы Лисовского, они будут ставить труд Мишеля Фуко  — «Надзирать и  наказывать». И  третья команда  — швейцарец Массимо Фурлан со  своей супругой драматургом Клер. В  швейцарском искусстве театр, современное искусство и  современный танец стоят очень близко. То  есть это у  них это практически не  разделяется. Фурлан будет работать со  свияжскими детьми. Он  с  ними встречался, знакомился с  теми, с  которыми будет делать постановку, в  которой будет задействовано четыре профессиональных артиста, а  остальные (и  их  достаточно много)  — это свияжские дети. Приехав в  Казань, Массимо оказался в  России впервые: он  не  был ни  в  Питере, ни  в  Москве. О  Фурлане хочется говорить много, но, думается, что это повод для отдельного повествования.

Лабораторный формат хорош тем, что какие-то незапланированные моменты, которые рождаются во  время проведения лаборатории на  глазах у  зрителей, позволяют этим самым зрителям стать близкими к  процессу. Формат лаборатории предполагает, что человек смотрит какой-то промежуточный этап работы, эскиз, и  это его сближает с  тем, что происходит на  сцене. А  если это уже спектакль, то  там есть какие-то формы, рамки, какие-то границы. С  этой точки зрения, мне кажется, лабораторный формат удобен и  важен. И, кроме того, лаборатория «Свияжск АРТель», наверное, стала уже каким-то брендом.

Кстати, и  помимо лаборатории в  Свияжске мы  планируем целый ряд важных культурных мероприятий. Наш большой друг Дмитрий Волкострелов летом там покажет премьеру  — «Музей мест, которые» в  Свияжске. Он  показывал эскиз этого спектакля в  прошлом году в  рамках «Свияжск АРТели», а  этим летом мы  будем показывать его каждое воскресенье с  конца июня и  до  конца лета.

А  еще мы  наконец-то собираемся реализовать мечту еще одного руководителя нашего фонда «Живой город», директора тамошнего музея-заповедника Артема Силкина  — показ оперы в  Свияжске под открытым небом с  естественными декорациями. Известный композитор Александр Маноцков приедет туда в  августе, он  как раз сейчас пишет оперу для этого события. В  проекте задействован оркестр фонда «Sforzando», основателем которого является Данияр Соколов .

РАЗВИТИЕ НАШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Мы  давно думали о  том, чтобы начать плотно работать с  социальным направлением, но  не  знали, как подступиться. В  сентябре у  нас будет лаборатория с  ВИЧ-позитивными детишками. Как мы  к  этой истории пришли: к  нам обратилась Светлана Изамбаева , она возглавляет фонд поддержки ВИЧ-позитивных людей, очень активная, инициативная, у  нее трое детей. Встретились и  решили, что могли  бы сделать что-то важное на  территории театра. Верим, что все сложится.

И  второй важный социальный проект  — мы  открываем инклюзивную театральную школу. В  июне будет лаборатория, а  с  сентября запускаем эту школу для людей с  нарушениями слуха, зрения и  работы опорно-двигательного аппарата. Проект инициирован фондом «Соединение», мы  выступаем партнерами в  Казани. Давно думали о  такой школе, и  вот все сложилось чудесным образом.

Как можно стать слушателем этой школы? Сейчас будем активно работать с  социальными сетями: мы  абсолютно открыты. Мы  дали информацию во  все сообщества и  кто откликнулся, кому это интересно, мы  их  записали. Не  будет никакого отбора, просто ограничение по  количеству человек. Сейчас уже есть группы, но  если кто-то появится дополнительно, мы  будем только рады.

В  июне есть идея сделать такую ознакомительную лабораторию. Потому что может быть так, что кто-то потом отпадет, поняв, что это ему не  подходит. Кто-то, наоборот, прибавится. Мы  открыты для максимально широкого круга участников.

А  с  сентября это уже будет группа из  тех, кто будет на  постоянной основе заниматься: два раза в  неделю, строгое расписание, репетиции, занятия по  движениям, речи и  мастерству актёров. Затем уже репетиции эскизов. Потенциальные партнеры  — ТЮЗ, театр  им. Камала. Результат  — создание трех спектаклей в  трех театрах, где потом уже продолжатся дальнейшие работы. Конечный результат  — готовый спектакль. Все для этого уже есть, есть финансирование. Вообще, нам кажется, чем больше мы  будем включать людей с  ограниченными возможностями в  проекты, тем наше общество будет гуманнее. Мы  должны понимать, что искусство должно быть одинаково доступным всем. Есть цель интегрировать их  в  творческий театральный процесс и  при этом добиться достойного художественного результата.

СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА

Еще хотим напомнить, что у  нас в  Казани часто объединяются для общего дела разные современные культурные институции. Летом нас ждет и  новая «Искра»  — фестиваль искусства и  краеведения, который мы  опять устраиваем совместно со  «Сменой» и  с  фондом «Sforzando». Задачи фестиваля: создание диалога между художниками и  местным экспертным сообществом, популяризация казанского краеведческого знания, репрезентация его средствами современного искусства, поиск новых ракурсов в  исследовании локальной истории и  вовлечение горожан в  различные экспериментальные проекты, связанные с  Казанью. Мы  планируем провести его в  августе. Очень популярной сейчас стала история с  иммерсивными спектаклями, где зритель становится непосредственным участником события. Первый спектакль мы  выпустили в  «Углу» ( «Свидетели» ), и  думаем над спектаклем в  одном из  городских особняков. Возможно, он  станет частью «Искры».

При этом, что касается исполнительского искусства  — музыка, театр, танец, хореография  — здесь существует серьезная проблема: появляется много молодых ребят, которым негде показывать свое творчество, у  которых нет репетиционной площадки и  пространства для показа. На  данный момент мы  стараемся максимально удовлетворить этот запрос возможностями «Угла», но  это сложно сделать физически, потому в  распоряжении только один маленький зал, деятельность которого не  заканчивается даже ночью.

И  если найти такое пространство, где у  каждого было  бы свое место, это спровоцировало  бы всплеск инициатив местных профессионалов в  сфере культуры, которые впоследствии могли  бы выходить на  российское театральное поле и  поле искусства вообще. Если человек заканчивает вуз и  ему негде практиковаться, он  уходит из  профессии. Яркий пример: Инна заканчивала театральное училище, но  с  ее  курса в  профессии осталось два человека, потому что негде реализоваться. Появление большой технически оснащенной площадки создало  бы благоприятную почву для поиска и  роста. Это утверждение относится не  только к  театральному сообществу, но  и  к  кино, к  танцу, к  выставочным и  мультижанровым проектам. Важно воспитывать новую профессиональную среду и  чтобы новое поколение было абсолютно интегрировано в  театральный российский, более того, в  европейский контекст.

Инна Яркова, Диана Сафарова

 
По теме
  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» приглашает вас 17 и 18 июня на спектакли театра-студии «Курт» (г.
Светлана Митрофанова, Татьяна Гагарина На прошлой неделе в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника прошёл интерактивный вечер «Смелая жизнь»,
Во Дворце культуры имени С. Гассара проведено занятие по вокалу (руководитель Марина Комарова) для участников народного театра имени Ашрафа Ахунова.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система