Планы «Живого города»: спектакль Лисовского по математической формуле, звездный режиссер Бычков в Свияжске и инклюзивная театральная школа
Фонд поддержки современного искусства «Живой город» продолжает расширять представление горожан о театре и не только. Его руководители Инна Яркова и Диана Сафарова на сайте «БИЗНЕС Online» рассказывают о том, чем собираются удивлять казанцев в ближайшие месяцы, размышляют о развитии социального направления в своей работе и мечтают о большой площадке, которая бы спровоцировала всплеск инициатив местных профессионалов в сфере культуры.
«МЫ ПРИГЛАШАЕМ РЕЖИССЕРОВ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ НЕКОТОРУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ КЛАССИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ»
Для режиссера спектакль — это его ребенок, так же и наши проекты — это наши дети. Три года назад мы только начали нащупывать, что важно, сейчас же у каждого проекта сформировались свои смыслы, свои задачи, наметились основные тенденции. Первая — это формирование новой культурной среды: приходит новое поколение, которым сейчас 18-20 лет, за ними будущее, они будут говорить и уже говорят на новом языке, и наша задача — не мешать им, а поддержать, дать карты в руки. Особое внимание необходимо обратить на позицию нашего регионального министерства культуры, которое очень активно и открыто поддерживает инициативы творческих команд. В этом смысле у нас абсолютно уникальная ситуация, потому как есть прямой контакт между чиновниками и коллективами, структурами, культурными институциями, и есть понимание, что мы все должны инвестировать в будущее и в нашу культурное сообщество.
Еще одна важная тенденция — мы приглашаем режиссеров, которые составляют некоторую альтернативу классическому театру, таким образом мы хотим разнообразить культурное поле города, чтобы у зрителя был выбор. Также мы привлекаем к деятельности не только специалистов театра, но и околотеатральных людей, и это безумно интересно — наблюдать за тем, как работают с театральным пространством люди, взгляд которых не зашорен академическими театральными канонами. На наш взгляд, театр — это пространство для поиска, с которым способен работать далеко не только выпускник профильного вуза.
Следующая очень важная для нас тенденция — работа с историей города. Нам важно ее осмыслять: в прошлом году мы работали с архивными документами, письмами татарстанцев Сталину; в этом году работали с городскими легендами совместно с центром современной драматургии «Центр Первый», на летних проектах предстоит работа с дневниками казанца Веткина, описывавшего события начала 90-х в городе. Так получается, что у нас все вертится вокруг темы города — с этим дико интересно работать. Ну и наконец, мы расширяемся в сторону мультижанровых проектов и социальных проектов — это инклюзивная театральная школа для людей с ограниченными возможностями и драматургическая лаборатория с ВИЧ-позитивными детьми.
Хотелось бы, используя площадку «БИЗНЕС Online», познакомить читателей с нашими летними проектами чуть подробней.
Олег Лоевский
ЛАБОРАТОРИЯ «ГОРОД АРТ-ПОДГОТОВКА»: РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА
Когда мы придумывали эту лабораторию, задумка заключалась в том, чтобы немного взбудоражить наше профессиональное сообщество и вызвать волну инициатив со стороны местных ребят. В прошлом году в лаборатории «Город АРТ-подготовка» участвовал всего один местный режиссер, а в этом году получается, что из шести команд целых три — местные, то есть половина участников лаборатории. Причем мы делаем смешанные команды, например, приглашенный драматург и местный режиссер. Идеологом и куратором всех наших лабораторий является Олег Лоевский , который, как известно, очень активно принимает участие в жизни молодых режиссеров, и не будет преувеличением сказать, что театральное поле России отчасти сформировано именно им. И с этой точки зрения для наших молодых ребят показ на лаборатории может стать серьезным стартапом в их творческой карьере. Ровно, как и участие на лаборатории в качестве критиков Марины Давыдовой , Андрея Пронина и Дмитрия Ренанского .
Порадовало, что на устроенный нами конкурс заявок пришло очень много писем, причем из разных уголков России. Их присылали молодые ребята с очень классными идеями, совершенно по-другому мыслящие и предлагающие, казалось бы, абсолютно безумные идеи — это какое-то уже следующее поколение, рядом с которым чувствуешь себя стариком.
Сейчас задача лаборатории — расширить представление о границах современного театра и языке сцены посредством экспансии театра на неисследованные территории города, осмысление городских пространств. В рамках IV лаборатории «Город АРТ-подготовка» мы будет пытаться ответить на вопрос: что такое современный театр? Где он начинается, где заканчивается? К примеру, приедет из Москвы очень известный театральный художник Ксения Перетрухина , она будет работать с дневниками Веткина. Такая здесь любопытная сложилась предыстория: выпускник школы Разбежкиной Михаил Колчин , который до определенного времени вообще не занимался театром, предложил для работы эти дневники — их вел Виталий Юрьевич Ромашов (Веткин), фиксировал в начале 90-х каждый день, осознавая, что живет в эпоху исторических перемен. Даже сложно себе вообразить ценность этого материала для нашего поколения. Ксения подхватила идею и одним из показов будет как раз инсталляция на основе этих дневников.
Мы отмечали уже, что одна из особенностей лаборатории этого года в том, что мы стараемся привлекать людей в том числе и совершенно нетеатральных, которые как-то могут вписаться в театральный контекст. И вот история с художником Перетрухиной и кинодокументалистом Колчиным как раз про это.
Приятно стать частью набирающего сейчас обороты в России театра для самых маленьких: наш местный режиссер Алмаз Садриев будет ставить эскиз спектакля для детей 1,5+ в песочнице в парке.
Мы продолжаем работать с Камаловским театром. Для нас ценно и важно, что театр всегда поддерживает наши инициативы, а с Фаридом Бикчантаевым сложились добрые, теплые отношения. Это театр, куда можно прийти за советом, театр-дом, где тебя поймут и поддержат. К нам едет номинант «Золотой маски» Талгат Баталов — он давно хотел в Казань, а Камаловский театр хотел поработать с Талгатом. Он будет работать с архивными документами театра, а завлит театра Нияз Игламов выступит драматургом.
Впервые в рамках «Города АРТ-подготовки» режиссёр будет исследовать, как театр взаимодействует с наукой: Всеволод Лисовский , комиссар Театра.doc и идеолог экспериментального пространства Трансформатор.doc, уже приступил к работе над спектаклем по математической формуле «Индивиды и атомарные предложения», премьера которого состоится 2, 3 и 4 июня в творческой лаборатории «Угол».
Где может пересечься наука и театр? Где современное искусство, а где театр? Современный это театр или несовременный? Где вот эта грань? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы приглашаем в рамках лаборатории и лекторов, чтобы каждый из них познакомил нас и зрителей со своим видением. Один из самых известных критиков в стране Марина Давыдова будет читать лекцию 2 июня в 18:30 в «Углу» про постдраматический театр и вообще в целом про современный театр. Кто как не она? Это человек, который включен в европейский контекст и формулирует какие-то новые смыслы.
Перед любой лабораторией нас спрашивают: а что, на ваш взгляд, станет главным ее событием? Мне кажется, хедлайнер на этот раз — это спектакль по математической формуле. У Лисовского очень интересные решения. Вообще он нерядовым способом работает с театром как таковым, у него совершенно авторское видение, может быть, это связано с тем, что Лисовский б о льшую часть жизни занимался современным искусством. Сева представит уже не эскиз, а премьеру спектакля, поскольку к работе приступил чуть раньше: он уже приезжал дважды в Казань специально для того, что провести кастинги и тренинги с участниками спектакля: я не зря говорю с участниками, а не с актерами, потому что там задействованы люди совершенно разных профессий и возрастов.
Когда мы только начинали, все эскизы так и оставались эскизами. А сейчас получается, что большинство эскизов потом становится спектаклями и попадает в репертуар «Угла». Мы надеемся продолжать в том же духе. Вход на все мероприятия лаборатории, кроме премьерного спектакля, свободный — по предварительной регистрации.
«СВИЯЖСК АРТЕЛЬ»: ФОРМАТ СЕРЬЕЗНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ«
Свияжская театральная лаборатория сейчас приобретает скорее фестивальный формат, куда приезжают серьезные режиссеры, чтобы ставить спектакли, и это все становится целым событием в российском театральном контексте, о «Свияжск АРТели» пишут «Коммерсант», «Ведомости», Colta.ru. В этом году мы намерены раскинуть палаточный лагерь, чтобы разместить всех желающих. Многие знают популярный нынче в Европе формат проведения фестивалей под открытым небом, получается, что мы к чему-то подобному приближаемся.
Показы в Свияжске запланированы на 21-22 июля. В этом году приедет художественный руководитель знаменитого Воронежского камерного театра Михаил Бычков , чтобы ставить «Палату № 6» Чехова; будет команда уже вышеназванных Ксении Перетрухиной и Севы Лисовского, они будут ставить труд Мишеля Фуко — «Надзирать и наказывать». И третья команда — швейцарец Массимо Фурлан со своей супругой драматургом Клер. В швейцарском искусстве театр, современное искусство и современный танец стоят очень близко. То есть это у них это практически не разделяется. Фурлан будет работать со свияжскими детьми. Он с ними встречался, знакомился с теми, с которыми будет делать постановку, в которой будет задействовано четыре профессиональных артиста, а остальные (и их достаточно много) — это свияжские дети. Приехав в Казань, Массимо оказался в России впервые: он не был ни в Питере, ни в Москве. О Фурлане хочется говорить много, но, думается, что это повод для отдельного повествования.
Лабораторный формат хорош тем, что какие-то незапланированные моменты, которые рождаются во время проведения лаборатории на глазах у зрителей, позволяют этим самым зрителям стать близкими к процессу. Формат лаборатории предполагает, что человек смотрит какой-то промежуточный этап работы, эскиз, и это его сближает с тем, что происходит на сцене. А если это уже спектакль, то там есть какие-то формы, рамки, какие-то границы. С этой точки зрения, мне кажется, лабораторный формат удобен и важен. И, кроме того, лаборатория «Свияжск АРТель», наверное, стала уже каким-то брендом.
Кстати, и помимо лаборатории в Свияжске мы планируем целый ряд важных культурных мероприятий. Наш большой друг Дмитрий Волкострелов летом там покажет премьеру — «Музей мест, которые» в Свияжске. Он показывал эскиз этого спектакля в прошлом году в рамках «Свияжск АРТели», а этим летом мы будем показывать его каждое воскресенье с конца июня и до конца лета.
А еще мы наконец-то собираемся реализовать мечту еще одного руководителя нашего фонда «Живой город», директора тамошнего музея-заповедника Артема Силкина — показ оперы в Свияжске под открытым небом с естественными декорациями. Известный композитор Александр Маноцков приедет туда в августе, он как раз сейчас пишет оперу для этого события. В проекте задействован оркестр фонда «Sforzando», основателем которого является Данияр Соколов .
РАЗВИТИЕ НАШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Мы давно думали о том, чтобы начать плотно работать с социальным направлением, но не знали, как подступиться. В сентябре у нас будет лаборатория с ВИЧ-позитивными детишками. Как мы к этой истории пришли: к нам обратилась Светлана Изамбаева , она возглавляет фонд поддержки ВИЧ-позитивных людей, очень активная, инициативная, у нее трое детей. Встретились и решили, что могли бы сделать что-то важное на территории театра. Верим, что все сложится.
И второй важный социальный проект — мы открываем инклюзивную театральную школу. В июне будет лаборатория, а с сентября запускаем эту школу для людей с нарушениями слуха, зрения и работы опорно-двигательного аппарата. Проект инициирован фондом «Соединение», мы выступаем партнерами в Казани. Давно думали о такой школе, и вот все сложилось чудесным образом.
Как можно стать слушателем этой школы? Сейчас будем активно работать с социальными сетями: мы абсолютно открыты. Мы дали информацию во все сообщества и кто откликнулся, кому это интересно, мы их записали. Не будет никакого отбора, просто ограничение по количеству человек. Сейчас уже есть группы, но если кто-то появится дополнительно, мы будем только рады.
В июне есть идея сделать такую ознакомительную лабораторию. Потому что может быть так, что кто-то потом отпадет, поняв, что это ему не подходит. Кто-то, наоборот, прибавится. Мы открыты для максимально широкого круга участников.
А с сентября это уже будет группа из тех, кто будет на постоянной основе заниматься: два раза в неделю, строгое расписание, репетиции, занятия по движениям, речи и мастерству актёров. Затем уже репетиции эскизов. Потенциальные партнеры — ТЮЗ, театр им. Камала. Результат — создание трех спектаклей в трех театрах, где потом уже продолжатся дальнейшие работы. Конечный результат — готовый спектакль. Все для этого уже есть, есть финансирование. Вообще, нам кажется, чем больше мы будем включать людей с ограниченными возможностями в проекты, тем наше общество будет гуманнее. Мы должны понимать, что искусство должно быть одинаково доступным всем. Есть цель интегрировать их в творческий театральный процесс и при этом добиться достойного художественного результата.
СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА
Еще хотим напомнить, что у нас в Казани часто объединяются для общего дела разные современные культурные институции. Летом нас ждет и новая «Искра» — фестиваль искусства и краеведения, который мы опять устраиваем совместно со «Сменой» и с фондом «Sforzando». Задачи фестиваля: создание диалога между художниками и местным экспертным сообществом, популяризация казанского краеведческого знания, репрезентация его средствами современного искусства, поиск новых ракурсов в исследовании локальной истории и вовлечение горожан в различные экспериментальные проекты, связанные с Казанью. Мы планируем провести его в августе. Очень популярной сейчас стала история с иммерсивными спектаклями, где зритель становится непосредственным участником события. Первый спектакль мы выпустили в «Углу» ( «Свидетели» ), и думаем над спектаклем в одном из городских особняков. Возможно, он станет частью «Искры».
При этом, что касается исполнительского искусства — музыка, театр, танец, хореография — здесь существует серьезная проблема: появляется много молодых ребят, которым негде показывать свое творчество, у которых нет репетиционной площадки и пространства для показа. На данный момент мы стараемся максимально удовлетворить этот запрос возможностями «Угла», но это сложно сделать физически, потому в распоряжении только один маленький зал, деятельность которого не заканчивается даже ночью.
И если найти такое пространство, где у каждого было бы свое место, это спровоцировало бы всплеск инициатив местных профессионалов в сфере культуры, которые впоследствии могли бы выходить на российское театральное поле и поле искусства вообще. Если человек заканчивает вуз и ему негде практиковаться, он уходит из профессии. Яркий пример: Инна заканчивала театральное училище, но с ее курса в профессии осталось два человека, потому что негде реализоваться. Появление большой технически оснащенной площадки создало бы благоприятную почву для поиска и роста. Это утверждение относится не только к театральному сообществу, но и к кино, к танцу, к выставочным и мультижанровым проектам. Важно воспитывать новую профессиональную среду и чтобы новое поколение было абсолютно интегрировано в театральный российский, более того, в европейский контекст.
Инна Яркова, Диана Сафарова