Золотоносный мундиаль: кто и как зарабатывает на чемпионате

Иностранцы привыкли пользоваться такси; может быстрее и дешевле на метро? Фото: Иван МАКЕЕВ
Девушки перед походом на матч обязательно прихорашиваются; время в салонах красоты расписано на много дней вперед. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Коктейль "Москва" для фанатов. Фото: Ginza Project
Продажа сувениров стала золотым дном, ведь никто не следит за ценами на атрибутику. Фото: Михаил ФРОЛОВ
ЧМ-2018 не только поднимает престиж России, но и позволяет заработать.
Фото: www.kazan.kp.ru
Таксисты на счетчике рубли меняют на евро, а рестораны предлагают иностранным болельщикам отдельное меню с удвоенным ценником Олег АДАМОВИЧ @OAAdamovich

Считается, что крупные спортивные мероприятия — олимпиады, футбольные чемпионаты, универсиады – нигде в мире себя не окупают. Единственный бонус – престиж страны. Но правительство РФ уверяет, что нам мундиаль прибыль принесет. На проведение потратили 634 млрд руб., а заработаем 867 млрд. - чистый навар 233 млрд руб. Бонусом страна получит рост турпотока и прибавку к ВВП в будущем.

Пока члены кабмина подсчитывают макроэкономические барыши, гостиницы, рестораны, таксисты в Москве начали зарабатывать на фанатах реальные деньги.

ЕЗДИМ ВТРИДОРОГА

Официальную аккредитацию на право возить болельщиков в Москве получили пять тысяч машин такси. Они могут подъезжать прямо к спортивным объектам — остальным надо высаживать пассажиров за пару кварталов до стадиона.

- Никто особо не хочет возить иностранцев по счетчику, - рассказал «КП» таксист Николай. – Можно просить и две, и три обычные цены. Все равно на Западе люди живут богато, наших цен не знают. Я вот группу каких-то африканцев от хостела на Таганке вез до бара на Курской. 1500 руб. с них взял, хотя обычно такая поездка не дороже 300 руб. стоит. Ничего — заплатили.

Уже были случаи, когда таксисты впаривали иностранцам, будто счетчики показывают цену в евро.

По оценкам агрегаторов такси, фанаты потратят на поездки по Москве 200 млн. руб. Это больше обычного — даже официальные цены на время чемпионата поднялись раза в полтора. Объясняют это высоким спросом.

Иностранцы привыкли пользоваться такси; может быстрее и дешевле на метро?Фото: Иван МАКЕЕВ

В ОЧЕРЕДЬ НА МАНИКЮР

Футбольные болельщики в общей массе – мужчины. Но почему-то с началом мундиаля невозможно попасть в парикмахерскую или салон красоты. Ближайшая доступная запись только через неделю. Неужели нашествие метросексуалов из «Гейропы»? Или это наши девушки приводят себя в полную боевую готовность перед встречей с иностранными мачо?

- Хотела сделать маникюр, - рассказала москвичка Дарья. - Позвонила в два салона и одному частному мастеру — везде отказали! Очередь. Девушки прихорашиваются перед походом на игру. Пришлось все самой дома делать.

- Недавно у нас был наплыв женщин из Саудовской Аравии — делали завивку, макияж. Многие красили ногти в зеленый цвет, как у флага страны. Теперь записываются аргентинки, немки. Все просто: по расписанию игр на 100% можно угадать, кто на прием придет следующим, - рассказали «КП» в салоне красоты в Сокольниках.

В Москве открыто 13 тыс. салонов красоты и парикмахерских. Но лишь в одном из десяти заведений сотрудники умеют говорить хотя бы по-английски. Хотя, болельщиков это не останавливает.

- К нам приходят иностранцы и объясняют, что им надо, через программу-переводчик на телефоне, - рассказал столичный парикмахер Михаил Антонов.

По данным Союза парикмахеров и косметологов России, только в Москве за время чемпионата мира салоны красоты посетит на 150 тыс. человек больше, чем в тот же период прошлого года. Коммерсанты планируют заработать на них не меньше 250 млн руб.

Девушки перед походом на матч обязательно прихорашиваются; время в салонах красоты расписано на много дней вперед.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

КУЛИНАРНЫЙ КУШ

Обеспечивать питание на чемпионате мира допущены всего две компании: Ginza Project и «Шоколадница». Первая стала единственным поставщиком кейтеринговых услуг для VIP-гостей мундиаля и болельщиков в «Лужниках». «Дочка» второй - «Арена фудс» - будет кормить фанатов на стадионе «Спартак».

Остальные пролетели мимо праздника жизни. Вместо того, чтобы заманивать гостей, рестораны отбиваются от контролеров.

- Проснулись все проверяющие организации, какие есть в городе. Идет инспекция за инспекцией! Я уже думаю, что лучше бы чемпионата не было вообще, - сетует владелец ресторана у Патриарших прудов Олег Кузнецов.

- Какие-то акции для фанатов будете устраивать? Цены поднимать?

- Нет. В прошлом году, к Кубку конфедераций, мы пытались что-то особенно придумать, но заметного результата не было. Хорошая погода приводит к нам больше посетителей, чем любой чемпионат.

Телеведущий Станисоав Натанзон 15 июня выложил на своей странице в Facebook пост: «Вчера зашли в забегаловку у Лужников. Нам (может, по ошибке) дали 2 меню: на русском и на английском. Цены отличаются в два раза!» На приложенных фото видно, что в русском меню чахохбили стоят 380 руб., шапочки шампиньонов – 320 руб. А в английском варианте - 760 и 640 руб.

Зато заведения, позиционирующиеся как спорт-бары, наоборот переполнены.

- На игру России с Саудовской Аравией к нам пришло в два раза больше человек, чем обычно, - рассказал официант в баре «Драккар» района Люблино.

Коктейль "Москва" для фанатов. Фото: Ginza Project

ОТЕЛИ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПОСТОЯЛЬЦЕВ

А вот аккредитованные гостиницы остались полупустыми.

Компания Match Accommodation — единственный официальный агент FIFA, обеспечивающий проживание болельщиков, забронирована около 80% номеров в 4-5-звездочных отелях Москвы. Потом от большей части отказалась: места резервировались почти три года назад, когда еще не было понятно, кто где играет.

- Договоры, которые гостиницы были вынуждены подписывать в 2010 и в последующие годы, содержали значительные и гостиницами не контролируемые риски, - заявил гендиректор «Балчуг Кемпински» Александр Бобылёв.

Бронь сняли буквально в последний момент - времени на поиск новых постояльцев не осталось. Результат: загрузка дорогих московских гостиниц на время чемпионата оказалась даже ниже обычной!

- 18% людей, забронировавших отели, — это россияне. Среди иностранных болельщиков первая четверка: Аргентина, Бразилия, Мексика и Иран, - рассказал руководитель столичного департамента спорта и туризма Николай Гуляев.

Зато у бюджетных ночлежек и хостелов в спальных районах все хорошо. Они не были связаны с официальными организаторами, поэтому могли напрямую общаться с конкретными посетителями-болельщиками. Там-то и поселилось большинство наших фанатов и иностранцев победнее.

По данным Федерации рестораторов и отельеров России, 60-70% номеров в небольших гостиницах уже оплачены.

НЕ ВСЕ СУВЕНИРЫ ПОЛЕЗНЫ

Чтобы получить право делать кружки, мячики, футболки с символикой мундиаля, надо разово заплатить FIFA несколько миллионов рублей. А потом отдавать по 13-15% выручки с продаж. Нарушителей ждет штраф: к примеру, за нелегальную продажу символа игр волчонка-Забиваку можно заплатить от 100 до 500 тыс. руб.

Зато продажа сувенирки стала настоящим золотым дном. Ведь можно легально накручивать цены в 4-5 раз. Даже таксистам такой праздник раскрытого кошелька может лишь сниться.

Онлайн-магазин спонсора ЧМ-2018 Adidas продает кеды с надписью «Москва» за 7990 руб., вратарские перчатки за 10 990 руб. и даже пуховик за 13 990 руб. Всего на сайте 774 позиции с логотипом мундиаля — хватит, чтобы одеться с ног до головы.

Столичная компания «Мегалайсенз» год назад получила от FIFA право на производство и продажу официальных сувениров. Теперь она еще торгует сублицензиями — дает официальные разрешения на торговлю ими. Среди ее партнеров «Спортмастер», «Ашан», Zenden и Finn Flare.

Уличным лоточникам остается по-старинке продавать розовые шапки-ушанки и матрешек. Но и это многих устраивает.

- Продажи уже выросли на 10-15%, - рассказал торговец сувенирами на Арбате Иван. - Хотя мы ожидали большего. Болельщики охотнее берут в магазинах сувениры с логотипами FIFA, чем у нас обычные матрешки.

С сувенирами к чемпионату уже приключилась забавная история. Производитель воды «Святой источник» наладил выпуск бутылки воды в форме футбольного мяча. Но она оказалась идеальной линзой, способной поджечь все вокруг. Сети «Ашан» и «Лента» уже отказались от продажи воды в опасных бутылках.

Продажа сувениров стала золотым дном, ведь никто не следит за ценами на атрибутику.Фото: Михаил ФРОЛОВ

СКОЛЬКО ВСЕГО ЗАРАБОТАЕТ МОСКВА?

По оценкам столичной мэрии, каждый гость чемпионата за день потратит около 6500 руб. Ожидается, что в Москву приедет 500 тыс. человек. Каждый, в среднем, пробудет в городе три дня. 9,75 млрд руб. останется в городе. Плюс, 400 млн. руб. достанется столичному бюджету от продажи билетов.

- Чемпионат мира привлечет к Москве внимание всего мира. О Москве будут писать, говорить, снимать. И в целом, на мой взгляд, чемпионат мира увеличит туристический поток в Москву минимум на 10%, —заявил журналистам мэр Сергей Собянин.

- Бюджет города получит порядка 10–15 млрд руб. ежегодно. В течение двух-трех лет прямым счетом мы отобьем те инвестиции, которые сделали, — сказал он, подчеркнув, что стадионы и инфраструктура останутся горожанам.

КСТАТИ

12 заповедей болельщика

У вас есть билет на матч чемпионата мира? Круто! Но помните, правила прохода на стадионы очень строги. Не испортите себе праздник, подготовьтесь к походу на футбол. ( подробности )

МЕЖДУ ТЕМ

Где смотреть ЧМ-2018 по футболу: полное расписание трансляций по телеканалам

Все 64 матча чемпионата мира 2018 российские телеканалы покажут в прямом эфире. Наибольшее количество игр можно будет увидеть на Матч-ТВ, будет активен и Первый канал, а вот Россия-1 решила показать всего 7 игр. ( подробности )

 
По теме
Больше всего болельщики потратили на еду, напитки и сувениры на столичной арене «Лужники» Компания Visa подсчитала, сколько потратили иностранные болельщики за время проведения чемпионата мира по футболу в России.
Заместитель Премьер-министра РТ Лейла Фазлеева поделилась с журналистами впечатлениями от мундиаля в Казани, рассказала, чему научил ЧМ и что будет с фан-зоной после окончания футбольного чемпионата.
  Болельщики сборных Колумбии и Польши в 30-градусную жару устроили шествие по центральным улицам Казани и по последней миле перед стадионом, где в воскресенье пройдет матч чемпионата мира между командами этих стран.
  Президент РФ Владимир Путин пожелал президенту Южной Кореи Мун Чжэ Ину, который 23 июня посетит матч сборной своей страны на чемпионате мира по футболу, яркой игры и незабываемых впечатлений от соревнований.
  Роспотребнадзор выявил 832 случая завышения цен на гостиничное обслуживание в тех регионах, где проходят матчи чемпионата мира по футболу, сообщается в пресс-релизе ведомства.
Ильсур Метшин: «Сохранили и трамвай, и троллейбус, несмотря на дороговизну» - Бизнес Online Утро после выборов: электротранспорту нужны 5 млрд рублей и 201 водитель, а «наружка» принесла бюджету 600 миллионов «Метроэлектротранс» готовится отметить 125 лет казанскому трамваю, повышает зарплату водителям,
Бизнес Online
В "Сабинской школе-интернате для детей с ОВЗ" сданы нормативы ГТО. - Сабинский район 18 марта нормативы ВФСК ГТО сдали учащиеся и сотрудники государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Сабинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", расположенного в селе Кзыл-Миша.
Сабинский район