«Мониторинг действующего законодательства – одно из приоритетных направлений деятельности парламента, поскольку позволяет определить степень урегулированности законами вопросов, отнесенных к предметам ведения республики, выявить противоречия и причины, препятствующие исполнению законов, а также обеспечить контроль за их реализацией», - подчеркнул Юрий Камалтынов в своем выступлении.
Всего в прошлом году было проведено 2 заседания Комиссии, на которых были разработаны и утверждены методические рекомендации по осуществлению комитетами Государственного Совета мониторинга законов республики. Несмотря на то, что республиканский закон о мониторинге принят еще в 2010 году, а сам мониторинг осуществляется уже почти десять лет, единый подход к методологии его проведения так и не сложился. Приняв единые рекомендации, Комиссия унифицировала алгоритм проведения мониторинга.
Резонансным в прошлом году стало обсуждение вопросов правоприменения республиканского закона об обращениях граждан. В ходе заседания были озвучены некоторые факты, касающиеся нарушения порядка работы с обращениями граждан. «Среди наиболее характерных - несоблюдение порядка обязательной регистрации обращений, сроков их рассмотрения, а также организации личного приема граждан», - напомнил Юрий Камалтынов.
Комитетами Государственного Совета проведен мониторинг содержания и правоприменительной практики 43 законов Республики Татарстан. «Практика правоприменения подавляющего большинства из рассмотренных законов соответствует планируемому результату их правового регулирования», - подвел итог председатель Комиссии.
По итогам анализа правоприменительной практики были внесены изменения в республиканский закон о промышленной политике, в ближайшее время также будут скорректированы положения закона об обращениях граждан, еще восьми законов.
В числе этих законов – республиканский закон о перевозках пассажиров и багажа легковыми такси. Депутаты полагают, что распространение телефонных диспетчерских служб и интернет-сервисов, таких как «Uber», «Яндекс Такси», «GetTaxi» и других, оказывающих услуги по сбору заявок на услуги такси и предоставлением этой информации водителям автомобилей, повлияло на создание теневого сектора в указанной сфере, позволяющего водителям фактически предоставлять услуги такси без необходимости соблюдения при этом установленных требований (получение лицензии, уплата налогов, оборудование автомобиля соответствующими опознавательными знаками). Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству направил данный вопрос для проработки в Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики.
Результаты мониторинга законов выявили также необходимость совершенствования не только самих законов, но и практики их правоприменения, - подчеркнул Юрий Камалтынов, - так, мониторинг закона о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области государственной молодежной политики показал, что, хотя сам закон соответствует федеральному законодательству и не содержит пробелов в правовом регулировании, имеются вопросы к его правоприменительной практике». В частности, выявлена недостаточность финансовой обеспеченности, что негативно отражается на результативности его применения.
Немало вопросов у членов Комиссии возникло и по поводу Земельного кодекса Татарстана, применительно к вопросу о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Как отметил Юрий Камалтынов, финансирование соответствующей инфраструктуры на данных участках явно недостаточное. В ближайшее время Комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике совместно с Правительством и муниципалитетами намерен еще раз рассмотреть данный вопрос.
В 2018 году Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики планирует рассмотреть 9 вопросов правоприменительной практики и проанализировать 7 базовых законов Республики Татарстан.
Ольга Благодарова, Пресс-служба Государственного Совета, фото Андрея Данилова