Рождественская ночь: когда храм — вифлеемская пещера

Две иконы

Праздничный ряд иконостаса Покровского храма села Большое Афанасово венчает икона Рождества Христова, а завершает — образ другого великого события — «Успение Пресвятой Богородицы». Две иконы, как крайние звенья одной чудесной цепи земной жизни Христовой, замыкаются в единое смысловое пространство, окунуться в которое особенно отрадно в светлые рождественские дни.

Рождение и Смерть

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит…», — вспоминаются слова праздничного рождественского песнопения. Взгляд скользит по многоголовому потоку прихожан, плотно, до сантиметра заполнившему пространство храма, и застывает на иконе. Возлежащая на алом ложе Божия Матерь, облаченная в багряно-коричневую ризу — ее главный изобразительный акцент. Гибкая певучая линия фигуры Девы Марии доминирует даже над образом черной глубины вифлеемской пещеры, поглотившей крошечного спеленутого Богомладенца.

Икона загадочна. Она диссонирует цветами: ярко-красный, праздничный, ликующий всполох образа Марии и таинственная, могильная темнота вертепа. И еще одна деталь: лик Богоматери странно отстранен от новорожденного, взгляд задумчив. Но эта отстраненность обманчива. Необыкновенное рождение безболезненно, дева не устала, не потрясена, просто нелегко человеческому сознанию вместить чудо Боговоплощения! И как мучительно в эти счастливые минуты принять материнскому сердцу возвещенное ангелами пророчество о крестных страданиях Того, Чье детское дыхание сейчас мерно баюкает Ее сосредоточенный ум.

Красное и Черное, Радость и Трагедия, Рождение и Смерть… Почему?!

Бог пришел в этот мир для того, чтобы вернуть Того, Кого мы однажды потеряли. Бог стал человеком, чтобы соединить нас с собой, чтобы приобщить нашу больную и немощную человеческую природу к Своему Божеству. И мы знаем, что Он не просто воплотился — Он пошел на крестные муки нашего ради спасения. А почему понадобилась такая крайняя мера — насильственная смерть? Неужели нельзя было по-другому? Ты же Бог, Ты же мог сделать все, что угодно!

  Да, Бог действительно все может, но человеку всегда требуются доказательства, поэтому недостаточно только сказать ему: «Я тебя люблю». Он скажет: «А докажи, что ты любишь!». Ну, раз требуются доказательства, то пусть посмотрит, что Бог сделал для него. Пусть посмотрит, на что Бог пошел ради него. Он как мать, ищущая своего ребенка — ни перед чем не останавливался.

Когда в Чечне шла война, матери в поисках своих сыновей, пропавших без вести, переходили линию фронта. Маленькие, хрупкие женщины приходили к боевикам, которым ничего не стоило отрезать человеку голову, и требовали: «Верните мне сына!». Так же и Бог. Он пришел в этот мир, чтобы найти нас.

Христос решил умереть. Но умереть не тихой смертью, состарившись, а умереть на Кресте. Его распяли как преступника, но Он пошел на это, чтобы искупить грехи человечества. И то, что Бог любит тебя — это написано не в книге, нет! И не чернилами на бумаге — это написано кровью и прибито гвоздями ко Кресту.

(Из стенограммы проповеди протоиерея Виталия Кузьмина в праздник Рождества Христова )

Храм — пещера, ясли — чаша

Когда весть о рождении Христа проникновенным мотивом нисходит с праздничного клироса на прихожан храма в великую Рождественскую ночь, то цепенеешь в ощущении живой сопричастности к этому невероятному событию. Как будто нет времени и схлопнулось пространство! Бог родился!!! Это же надо! Вне церковных стен, вне   сверхъестественной синергии песнопения, святых ликов, солнечных одежд священнослужителей, соборно творимого тайнодействия, без благодати, наконец — этой духовной телепортации не почувствовать. И тут как гром среди ясного неба разрывает сознание возглас иерея: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое…». Так вот оно что!!! Ты родился, пострадал и умер, чтобы я жила вечной жизнью! И трудно, и дивно вместить в себя это открытие. И страшно, что оно совершено только сейчас, после стольких лет воцерковления, и так нежданно-негаданно, и как будто бы совсем незаслуженно.

Сегодня мы пришли на Рождественское богослужение, чтобы встретить воплотившегося и родшегося Христа. Мы сегодня не просто вспоминаем событие, которое произошло более двух тысяч лет назад. Дело в том, что богослужение и молитва — это то, что помогает людям преодолевать пространство и время. Поэтому мы являемся свидетелями этого события. Мы с вами, можно сказать, являемся очевидцами этого таинства — таинства воплощения Сына Божиего. И этот храм — вифлеемская пещера. Ясли, в которые Божия Матерь положила своего Сына — это чаша. Это потир, который стоит на престоле. И в этих яслях находится Христос.

(Из стенограммы проповеди протоиерея Виталия Кузьмина в праздник Рождества Христова)

И мне теперь понятна вертикальная устремленность образа Христа на другой иконе — «Успение Пресвятой Богородицы», завершающей праздничный ряд иконостаса. Она — словно зеркальное отображение той, где черный зев пещеры — образ земного бытия — поглотил новорожденного Спасителя. Здесь же, наоборот, величественная фигура Христа — центральная. Говорят, чтобы подчеркнуть эту особость, византийские изографы часто изображали Спасителя крупнее остальных персонажей. Кокон сияющего   небесно-голубого цвета обволакивает Иисуса — к моменту снисхождения Божественного Сына к своей усопшей Матери, Он претерпел мучения, смерть, воскрес и взошел к Небесному престолу Своего Отца. Он прошел все стадии своего земного бытия и сотворил самое невозможное из всех сверхъестественных явлений во Вселенной — победил Смерть!

И первым человеком, которого Божественный Сын спас от смертного тления, была Его Пречистая Мать: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).

На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» уже Сын держит в руках душу Своей Матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Цикл завершен: Вседержитель держит на руках Ту, Которая некогда держала Его на руках в земной жизни.

 
По теме
Священники Тимофей Маташов и Илия Маташов доставили гуманитарную помощь, собранную приходами Чистопольской епархии А у иерея Василия Имукова к этому времени закончилась длительная командировка от Синодального отдела п
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время