#Кладбище самолетов: как Мусин, Губайдуллин и Колесов породили Мекку для инстаграмщиков

Девушки топлес на крыше, кадры из кабины пилотов и поцелуи на фоне заката: четыре гниющих авиалайнера вызвали взрыв контента в соцсетях

Пока в Казани только обсуждается концепция музея на базе Ту-144, хипстеры и любители необычных фото уже облюбовали территорию за границами аэропорта «Казань», которую назвали «кладбищем самолетов». Три Ту-154М и один Ил-62М, которых бросили хозяева, стали декорациями для сотен фотографий, размещенных в соцсетях. Между тем аэропорт не намерен мириться с произволом владельцев бортов и готовит иски в суд, чтобы заставить их освободить прилегающую территорию.

Три Ту-154М и один Ил-62М, которых бросили хозяева, стали декорациями для сотен фотографий, размещенных в соцсетях Фото: Максим Тимофеев

БЛЕСК НА КРЫШЕ, СМРАД И РАЗРУХА ВНУТРИ

Сексуальная брюнетка топлес, едва прикрывающая выпирающие достоинства ремнями безопасности, пара молодых людей, целующихся на фюзеляже на фоне заката, девушка на велосипеде на крыше самолета, еще две внутри кабины с зияющими дырами вместо приборов — эти и более откровенные фото в последние дни наводнили социальные сети жителей Казани.

«Кладбище самолетов», как окрестили юзеры полигон для съемок находится за территорией аэропорта Казань и включает в себя только четыре «авиамогилы»:  три самолета Ту-154М и один Ил-62М. На многочисленных отчетах в соцсетях заметно, как фотографы и модели протоптали к самолетам-декорациям широкую тропу, а сами машины облепили молодые люди. 

На побывавшего на месте корреспондента «БИЗНЕС Online» некогда могучие машины, распластавшиеся на заросшем по пояс травой поле, произвели  грустное впечатление. В нескольких десятках метров – «колючка» аэропорта, с полосы которого то и дело взлетают «Боинги» и «Эйрбасы». Старички «Ил» и «Ту» выглядят неприятным контрастом. Вокруг валяются выдранные «с корнем» пассажирские сиденья, борта зияют варварски вскрытыми люками и взломанными аварийными выходами.

На бортах Ту-154 уже намалеваны граффити. Забраться в них проще – стойки шасси короче, чем вовсю пользуются любопытствующие Фото: Максим Тимофеев

По антуражу чувствуется, что «Ил» пришел сюда укомплектованным от и до – возле шасси обнаруживается целая  стопка  технической документации. По свисающей до земли «оплетке» грузового отсека и через выбитый в полу пассажирского салона люк можно легко попасть внутрь некогда флагманского для «Аэрофлота» самолета. В салонах – полный погром. Полы и обшивка вскрыты. Пассажирских кресел почти не осталось. Кому и для чего они могли понадобиться? Впрочем, говорят, у любителей авиации в цене предметы интерьера и всякие приметные «деталюшки» советских самолетов. Поэтому в пилотской кабине вообще выдрано все, что только можно. Надо было запастись респиратором — салон явно превратили в отхожее место. Причем, по некоей извращенно-эстетской прихоти, гадили, похоже, в просторных уборных лайнера.

Удивительно, но даже несмотря на царящий внутри хаос, в интерьерах «Ила» чувствуется былая если не роскошь, то основательность, фундаментальность, прочность – такое ощущение, будто идешь по каменному мосту. О ней напоминают, например, пара купе, по типу поездных, аккуратная, но достаточно просторная для самолета кухня в хвосте и прямо-таки огромная кабина летчиков.

Несмотря на царящий внутри хаос, в интерьерах «Ила» чувствуется былая если не роскошь, то основательность, фундаментальность, прочность Фото: Максим Тимофеев

Точно такая же картина – в тройке Ту-154, только там на бортах уже намалеваны граффити. И забраться в них проще – стойки шасси короче. Этим вовсю пользуются любопытствующие. Надо сказать, что четверка самолетов уже стала чуть ли не местом паломничества. Приезжают целыми семьями – папы, мамы, дети. Совсем маленькие хнычут, что их не берут внутрь. Те, что постарше, не только гуляют по крыльям, но и выбираются на «крышу» лайнеров. Не дай бог, кто-нибудь решит повторить путь героя фильма «Экипаж» (не новодела, а еще советского) и полезет в воздухозаборник, ведь путь свободен – двигатели со всех машин сняты. Похоже, «авиапрогулка», стала своего рода развлечением для влюбленных парочек, парни подсаживают девушек на крыло, потом ловят их, визжащих, обратно.

К самолетам подъезжают на машинах – сквозь брешь в покосившемся ограждении из столбов с колючей проволокой. Кого-то из «экскурсантов» в поле ждало такси. Есть версия, что раньше это была (а может, и сейчас есть) территория аэропорта, но он, не желая заморачиваться с проблемным авиахламом, попросту перенес забор, оставив самолеты как бы за своими пределами: современная ограда порта – метрах в 50-ти от лайнеров. Впрочем, эта байка не находит подтверждения у пресс-службы МАКа...

Глядя на доживающие свой век самолеты, авиаэнтузиасты предлагают один из «Ту» спасти и поставить как памятник возле аэропорта. Хорошая идея, только вряд ли у нее найдутся влиятельные апологеты.

В пилотской кабине вообще выдрано все, что только можно Фото: Максим Тимофеев

«ВЧЕРА У МЕНЯ БЫЛА БИМБИЧЕСКАЯ ПРОСТО ФОТОСЕССИЯ»

За обилие необычных декораций казанцы могут поблагодарить экс-председателя правления Татфондбанка Роберта Мусина с его парнерами и ЗАО «КАПО Авиа», не поделившего самолет с заводом «Элекон». Три самолета Ту-154М стоят за оградой аэропорта «Казань» уже более 6 лет. Это стало следствием   давнего раздора между Мусиным и его бывшими партнерами по Татфондбанку братьями Ринатом и Рашитом Губайдуллиными . Еще в 2010 году судебные приставы из-за долга офшора Brass Holdings, некогда близкого к Губайдуллиным, перед Татфондбанком на 11 млн. рублей арестовали его единственное имущество — три самолета Ту-154М. Но за несколько месяцев до ареста офшор успел передать самолеты в доверительное управление некой туристической компании из Москвы ООО «Ваш туроператор». Тот не успел ни воспользоваться бортами, ни оформить затем в собственность, как планировал, и самолеты юридически повисли. Все эти годы они стояли на территории у казанского аэропорта, и, как теперь, как справедливо утверждал в суде представитель Brass Holdings, от них на данный момент остались лишь «рожки да ножки». Более того, Brass Holdings Limited потребовал от Российской Федерации в лице службы судебных приставов возмещения убытка в 180 млн. рублей, причиненного трем его самолетам Ту-154М из-за ненадлежащего хранения. Но не преуспел...

В пресс-службе международного аэропорта «Казань» «БИЗНЕС Online» еще год назад указывали на то, что самолеты не находятся у них на ответственном хранении и стоят на территории, которая к ним не относится. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что «собственники не хотели платить за стоянку самолета, аэропорт вынужден был их вывести за пределы режимной зоны, и стоят они, по сути, без охраны».

За обилие необычных декораций казанцы могут поблагодарить Роберта Мусина, поссорившегося с партнерами

Четвертый самолет Ил-62М также стал «памятником»  судебному спору между заводом «Элекон», входящим в структуру Ростеха и казанской грузовой авиакомпанией ЗАО «КАПО Авиа». «Элекон» купил борт в 2007 году, после чего сдал его в аренду «КАПО Авиа». Ил-62М был VIP-бортом только что назначенного губернатора Амурской области, а нане гендеректора концерна «КРЭТ» Николая Колесова , который многие годы возглавлял и контролировал «Элекон». Интересна сама по себе биография лайнера: он был выпущен в 1989 году, как и остальные машины данной модификации, в Казани на КАПО им. Горбунова. Первоначально машина эксплуатировалось узбекским авиаотрядом, но с 30 октября 1991 года Ил был закреплен за «Аэрофлотом». В 1993 году самолет был переоборудован под борт правительства Узбекистана. Надо отметить, что Ил-62М — самолет, который многие годы имел репутацию флагмана отечественной авиации, многие годы на нем летали первые лица страны. Он считается одним из наиболее удачных пассажирских самолетов, выпущенных советским авиапромом.

Ил-62М прекратил полеты в августе 2008 года — по всей видимости, после ухода Колесова с губернаторского поста необходимости в частых полетах на нем уже не было. Летный сертификат судна действовал до 27 февраля 2009 года, но продлен не был. Но поскольку самолет надо было как-то и где-то содержать, «Элекон» оставил его на «КАПО Авиа», но уже на новых условиях. В ноябре 2008 года был изменен предмет договора, по новым условиям — арендатор должен был храненить и обслуживать воздушное судно. Договорные отношения сторон прекратились 31 декабря 2010 года, однако самолет не был возвращен владельцу, что стало поводом для обращения в суд. Помимо возврата самолета, укомплектованного четырьмя авиационными двигателями, истец потребовал взыскания с «КАПО Авиа» 34,6 млн. рублей в счет возмещения убытков, причиненных нарушением условий договора. В мае 2013 года состоялся осмотр воздушного судна, при котором обнаружилось отсутствие ряда блоков и агрегатов — оказалось, что двигатели с данного судна эксплуатировались на другом самолете «КАПО Авиа».

Четвертый самолет Ил-62М также стал «памятником» судебному спору между заводом «Элекон» Колесова и казанской грузовой авиакомпанией ЗАО «КАПО Авиа»

Как рассказал сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель директора завода «Элекон» Валерий Латыпов , судебное разбирательство между «Элеконом» и «КАПО Авиа» закончились подписанием мирового соглашения, по результатам которого «КАПО Авиа» стало собственником этого воздушного судна. «Насчет использования этого судна ничего сказать не могу – они собственники, они вправе распоряжаться самолетом по своему усмотрению. Это их воля, они могут делать с ним все, что захотят» — заключил Латыпов.

Пользователи соцсетей по достоинству оценили «подарок» миллиардеров. «Советую съездить и увидеть это своими глазами. Новая тусовка #околоаэропорта» — написала пользователь инстаграмма bik.tm . Немало профессиональных фотографов используют престарелых небесных птиц как декорации. «Вчера у меня была бимбическая просто фотосессия, директ просто взорвался от многочисленных вопросов! Где это я была? Так вот, отвечаю на вопрос, это недалеко от казанского аэропорта, самолеты размещены на специальной площадке где можно провести фотосессию. Кто хочет съемку с самолетами? Писать в директ» — завлекала клиентов профессиональный фотограф Photo_alsu1719 . «И мы туда добрались! Думали на рассвете никого не будет) А там уже толпа) МЦ все сюда переехали) Кальянную устроили» — разместила пост пользователь abdullazyanov с фотографией с девушкой на фоне самолета в одном нижнем белье, освещаемой первыми лучами восходящего солнца. 

Однако больше было тех, кто просто получал удовольствие от фотосессии, сделанной самостоятельно или руками друзей. «Даже не мог себе представить, что первые отношения с самолетом у меня начнутся с кабины пилота и прогулки по его крыльям. Очень интересное место» — заметил другой пользователь Нияз Валиев. Таким образом, пока в КАИ еще только обсуждают концепцию самолета-музея на базе сверхзвукового Ту-144, жители города уже демонстрируют горячий интерес к такого рода объектам авиации.    

Публикация от Казань | Татарстан (@kazanushka) Авг 8 2017 в 2:57 PDT
Публикация от @alisa_a_huli Июл 31 2017 в 12:33 PDT

Публикация от Евгений Савенков (@savencov) Авг 6 2017 в 7:41 PDT

Публикация от @serega808 Авг 8 2017 в 11:16 PDT

АЭРОПОРТ ГРОЗИТ СОБСТВЕННИКАМ КЛАДБИЩА САМОЛЕТОВ СУДЕБНЫМИ ИСКАМИ  

Между тем, сам аэропорт не намерен мириться с разрастающимся возле своей территории «кладбищем». «Нас беспокоит, что воздушные суда находятся на данной территории – это и вредит экологии нашего края, и попросту неэстетично, мы планируем решать данный вопрос в рамках правового поля, — ответил на запрос издания пресс-секретарь аэропорта „Казань“ Адель Гатауллин и пояснил. — Мы будем воздействовать на собственников воздушных судов с тем, чтобы они убрали их с этой территории». В качестве вероятного инструмента воздействия Гатауллин назвал исковое заявление в суд «об обязании собственника освободить земельный участок от своего имущества». Пресс-секретарь аэропорта также вырзил надежду на то, что после публикации «БИЗНЕС Online» собственник воздушных судов «обратит свое внимание на данную проблему».

Государственный инспектор Приволжского МТУ Росавиации Артур Бульхин   в разговоре с корреспондентом издания вспомнил, что воздушные судна, которые досрочно превратились в кладбище самолетов, обладали «бешеной остаточной стоимостью» (эксперты «БИЗНЕС Online» только стоимость четырех двигателей Ил-62М оценивали в $4 миллионов). «У них ресурс — еще летать и летать, но после  того, как цены на керосин стали увеличиваться, на них летать нам [авиакомпании „Татарстан“] было тяжеловато, плюс хозяевам надо платить, наш гендиректор предложил владельцу  — „давай подвинься, поменьше возьми, но будем летать“, — вспоминает самолетное прошлое Бульхин. — Он начал спорить, и в конце концов наше руководство сказало — ну тогда мы отказываемся от этих трех самолетов. Мы их поставили, а хозяин ударился в бега или куда-то...» 

Артур Бульхин вспомнил, что воздушные судна, которые досрочно превратились в кладбище самолетов, обладали «бешеной остаточной стоимостью» Фото: Максим Тимофеев

По словам Бульхина, после того, как авиакомпания «Татарстан» канула в лету, дни самолетов, отогнанных на окраину аэропорта «Казань», были сочтены. «Аэропорту  зачем эта головная боль? Они просто взяли и забор отодвинули, — впомнает авиатор. — И сейчас здесь можно бешеное состояние сделать только  на запчастях. Двигателей уже нету, а их просто так не снимешь, надо было заехать со специальным  оборудованием. А сейчас тут фотографируются и выкладывают в интернет. Закрывать их надо, и сюда никого не впускать! Из трех машин [Ту-154М]  можно чудо сделать — они покрашены не так давно, качественно, один можно было бы в аэропорту поставить». 

Отметим, в Транспортной прокуратуре на вопросы «БИЗНЕС Online» сообщили, что не владеют информацией о фотосессиях у самолетов, и жалоб в их ведомство на этой почве не поступало.


Гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев пояснил «БИЗНЕС Online», что ситуация в Казани не уникальна, в частности, благодаря действующему законодательству. «Аэропорт ничего не может сделать с этими воздушными судами, по законодательству они принадлежат частной компании, и никто не имеет права что-то сделать с этими самолетами, — заметил собеседник издания. — К сожалению, у нас такое законодательство. Так они и будут стоять, пока их кто-то не выкупит, не вывезет и не разрежет. Это наша беда. В „Домодедово“ стоит куча воздушных судов „Трансаэро“ — ничего с ними не могут сделать. Их откатили на запасные дорожки, в поле они стоят. Мы уже ставили этот вопрос, когда готовили проект закона об аэропортах, вписывали этот пункт, но нам указали юристы, что мы не правы. Это собственность, и никуда ты не денешься. Только с разрешения собственника. Например, сегодня „Трансаэро“ нет, но юридически самолеты за ними».

Угрозы в брошенных самолетах Горбачев не видит. «Ничего страшного нет, их оттащили на такое безопасное расстояние, что полетам не мешают», — заметил гендиректор ассоциации «Аэропорт».

Алексей Лучников , Тимур Латыпов , Александр Гавриленко , Ангелина Головатая Видео: Максим Тимофеев
 
По теме
 
 
 
МЧС РТ опубликовало предупреждение в связи с ростом популярности Кладбища самолетов — так, напомним, окрестили территорию за казанским аэропортом, где стоят 4 брошенных хозяевами самолета.
10.08.2017
 
samolet - Республика Татарстан     В Татарстане заброшенные воздушные суда обрели вторую жизнь. Последняя пристань отлетавших свое самолетов набирает популярность в качестве необычной площадки для фотосессий.
10.08.2017
Авария произошла в Буинском районе республики Лика ИСАЕВА ДТП произошло в Буинском районе республики на нерегулируемом железно-дорожном переезде Кошкино-Шимяково в 19.11 в воскресенье, 15 июля.
15.07.2018 Комсомольская правда Казань
Впрочем, с охраной природы в Лаишевском районе не все так плохо. Сегодня с полудня до позднего вечера в деревне Среднее Девятово праздник родника, когда-то захламлённого, теперь возрождённого.
16.07.2018 ГТРК Татарстан
«ТНВ» готовится к старту нового телесезона. Зрителей ждут премьерные проекты, документальные фильмы, развлекательные, исторические программы, собственные сериалы.
13.07.2018 Казанские ведомости
Билли Новик выступил на фан-фесте в Казани     Чемпионат мира по футболу-2018 подходит к концу, и, к сожалению, фестиваль болельщиков тоже.
14.07.2018 Республика Татарстан
С кем смотрел исторический матч Станислав Черчесов Кира БУЛЫЧЕВА В последний месяц наши звёзды чаще встречались на футбольных матчах, чем на светских премьерах.
16.07.2018 Комсомольская правда Казань
renatalitvinovaofficiall - Комсомольская правда Казань С кем смотрел исторический матч Станислав Черчесов Кира БУЛЫЧЕВА В последний месяц наши звёзды чаще встречались на футбольных матчах, чем на светских премьерах.
16.07.2018 Комсомольская правда Казань