Ильдар Халиков: «Если кому-то кажется, что 2016 год был плохой, он не работал в 98-м»

На автовыставке в Казани премьер-министр РТ рассказал о любимой машине Минниханова, а новый президент АвтоВАЗа пообещал 12 новых моделей

Рынок российского автопрома, рухнувший за последние три года наполовину, в 2017-м должен очнуться и вырасти на 4 - 10%. Такими прогнозами вдохновляли зарубежные эксперты участников сегодняшней автомобильной выставки TIAF в Казани. Как тюрингский министр экономики призвал поддержать малых производителей автокомпонентов, которые «рискуют быть смытыми» «цифровой волной», а конструктор КАМАЗа обещал в мае выпустить на дороги Казани электробусы, слушали корреспонденты «БИЗНЕС Online».


КАЗАНСКИЙ АВТОСАЛОН: БЕЗ КОГОГИНА И ШИРИНОВА, ЗАТО С НИКОЛЯ МОРОМ

Не очень помпезно, зато с участием международных гостей открылся сегодня форум автомобилестроения TIAF-2017. «Столько ярких гостей мы принимаем впервые», — отметил в своем приветственном слове возглавлявший татарстанскую делегацию премьер-министр РТ Ильдар Халиков . Целый павильон Казанской ярмарки был отдан под национальную экспозицию китайских производителей автокомпонентов. Замдиректора департамента коммерции провинции Чжацзян на церемонии открытия выставки Цао Цань презентовала свой родной край — провинция расположена на юго-востоке Китая вдоль береговой линии на границе с Шанхаем, и, по ее словам, «Россия уже стала источником роста внешней торговли для провинции». Так, в прошлом году торговый оборот Чжацзян с нашей страной составил 54,27 млрд юаней (около 450 млрд рублей). Казанская выставка должна стать очередным мостиком между Россией и Китаем в автомобильной отрасли.

Место для развития отношений выбрано осознанно: по словам начальника отдела экономического анализа и мониторинга рынков министерства промышленности и торговли РФ Владимира Костюченкова, Татарстан — один из ведущих регионов в области автомобилестроения. «В этом году мы продолжим уже хорошо зарекомендовавшие себя действующие меры поддержки автомобильной промышленности, а по результатам мониторинга будет приниматься решение о запуске новых адресных социальных мер господдержки. И я надеюсь, что в этом году мы впервые за три года выйдем на рост производства», — сказал чиновник.

Особым вниманием форум удостоил президент «АвтоВАЗа» Николя Мор — он скомпенсировал обещанный, но так и не состоявшийся приезд своего предшественника Бу Андерссона в прошлом году. Продукцию АвтоВАЗа — LadaVesta, X-Ray и Urban (Нива Урбан) — Мор представил Халикову лично. Ни гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина , ни особенно активного в прошлом году первого вице-президента Ford Sollers Адиля Ширинова встретить на выставке так и не удалось. На стендах их заменяли подчиненные. Но в отличие от местных автогигантов не приехать на выставку Мор не мог, ведь буквально сегодня утром он в доме правительства РТ встречался с президентом республики Рустамом Миннихановым . О чем именно говорили VIP-ы, осталось загадкой. «Стороны обсудили вопросы развития отечественного автомобилестроения и продвижения продукции АвтоВаза и другие актуальные для отрасли машиностроения вопросы», — кратко описала встречу пресс-служба правительства РТ.


На этот раз Автоваз отошел от прошлогодних кислотных красок — три российских машины утонченно сияли на выставке в белом цвете. По словам Мора, X-Ray уже успел полюбиться россиянам, но особенно в АвтоВАЗе гордятся выпуском «миллиардов и миллиардов» автомобилей Lada Niva. «Мы отмечаем 40-летнюю годовщину с начала их производства, и мы очень горды до сих пор выпускать их. К сожалению, ведущий конструктор автомобиля Петр Прусов скончался две недели назад. Это был замечательный дизайн, узнаваемый многими людьми, включая немцев, например. Это самая продаваемая Lada в Германии сегодня, с очень хорошими возможностями движения по бездорожью», — заявил президент компании на английском языке. «Любимый автомобиль президента Татарстана. Он так сказал сегодня», — подчеркнул Халиков, проходя мимо обновленной Нивы.

Остальные стенды с компаниями — будь то производство шин, салонных сидений или кондиционеров — Халиков обходил на пару с Мором, постоянно спрашивая выступавших: «А вы сотрудничаете с АвтоВАЗом?» Если ответ был отрицательным, то к производителю подходил сотрудник АвтоВАЗа с визиткой. Когда делегация добралась до Ford Sollers, директор завода Алексей Спирин рассказал, что локализация компонентов компании превышает 50% и идет запланированными темпами. А главный конструктор «КамАЗа» Андрей Савинков сообщил, что завод проводит серьезную модернизацию производства и выводит на рынок новый модельный ряд.

«О МНОГИХ ТУРЕЦКИХ ИЛИ КИТАЙСКИХ АВТОКОМПОНЕНТАХ ВЫ, КРОМЕ МАТА, НИЧЕГО НЕ УСЛЫШИТЕ»

Второй павильон, полностью посвященный китайским производителям автокомпонентов, делегация обошла быстро, зато плодотворно. «Они заинтересованы в локализации бизнеса в России и в том числе в расширении своей позиции на российском рынке», — сразу обозначила девушка, представляющая все стенды компаний из Китая. «В России впервые такое количество компаний из Китая, производящих автокомпоненты. Это хорошая возможность воспитывать существующих поставщиков по качеству и цене. Самое главное — не допускать монополизма», — заметил Халиков, собравшись прямо посередине павильона вместе с гостями в деловой круг. «Нам было бы интересно с вами обсудить возможность по локализации компонентов и тех технологий, которые сегодня существуют», — обратился к Цао Цань переводчик господина Мора. В завершение беседы премьер-министр республики заметил, что если бы среди китайских производителей была компания, поставляющая компоненты на Reno или Nissan, то он «с ними сразу готов сегодня садиться за переговоры».

Зампредседателя правления ТПП РТ Владимир Жуйков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что речь идет о высокотехнологичных производствах, поэтому приход китайских компаний создаст конкуренцию на татарстанском рынке: «Но эта конкуренция здоровая, она во благо. И поэтому продвижение автокомпонентов на новый уровень для республики — очень положительная тенденция». С ним соглашается и председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев : «С одной стороны — это, безусловно, угроза, но с другой это отличный стимул для развития. Безусловно, если конкуренция на рынке автокомпонентов будет усиливаться, то цены будут снижаться. Потому что производителям нужно будет сбывать свою продукцию». Так что, по мнению Зубарева, приход любого производства будет способствовать развитию экономики страны. А независимый автоэксперт Сергей Чернов уверяет, что зачастую технические параметры китайских автодеталей не соответствуют запросам потребителей. «Зайдите в любой кузовной цех. О многих турецких или китайских автокомпонентах вы, кроме мата, ничего не услышите. Потому что технические параметры и характеристики таких деталей, включая посадочные размеры и качество, зачастую очень редко соответствуют тому, что рекомендует производитель», — выразил он свою позицию в беседе с «БИЗНЕС Online».



«ЕСЛИ КОМУ-ТО КАЖЕТСЯ, ЧТО 2016 ГОД БЫЛ ПЛОХОЙ, ТОТ НЕ РАБОТАЛ В 98-М»

Российский рынок автопрома переживает сейчас не лучшие времена, но именно 2017 год может стать переломным моментом, когда спрос на машины наконец-то начнет расти. Такую надежду высказывали гости на пленарном заседании TIAF. «2016 год был одним из непростых периодов для всей отрасли, как показывает наша статистика по автомобильному рынку России. Рынок в прошлом году снизился еще на 11 процентов, а если мы посмотрим за последние 2-3 года, то объем рынка снизился на 50 процентов. Сокращение было довольно сильное. Мы надеемся, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить период падения и вернуться к умеренному росту. Мы ожидаем, что автомобильные продажи в 2017 году будут на 4 процента больше, чем в 2016-м», — рассказал аудитории Шауфф. Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса, в 2016 году в России продано 1,4 миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей. «2017 год будет разворотным для российского автомобильного сектора, рост ожидается, по нашим данным, от 4 до 10 процентов», — согласился с ним Тифензее.

«Я вспоминаю 1998 год — это дефолт, это падение рубля, президент Российской Федерации подписал указ № 135, буквально на одной страничке был, о мерах поддержки автомобильной промышленности. Этот указ послужил началом знаменитой промышленной сборке, которая дала толчок тому автопрому, который мы видим на сегодняшний день. Почему я хотел вспомнить о 98-м годе? Какие бы экономические трудности страна ни переживала — всегда есть куда двигаться и куда развиваться», — размышлял модератор встречи, управляющий партнер петербургского офиса Baker McKenzie Максим Калинин . «Раз уж вы вспомнили 98-й год, у меня есть любимая поговорка для автомобилестроителей: если кому-то кажется, что 2016 год был плохой, тот не работал в 98-м», — вставил шутку Ильдар Халиков. Кому, как не ему, не знать об этом — тогда нынешний премьер работал замгендиректора КАМАЗа.

«Мы находимся в не самых простых условиях в связи с развитием цифровых технологий», — поднял еще одну ключевую тему TIAF Тифензее. Еще 15 лет назад ни в одном автомобиле не было ИТ-«начинки», а теперь это важнейшие потребительские требования. Это сильно влияет и на рынок поставщиков автокомпонентов. «Необходимо менять подход ко всей индустрии, необходимо менять модели бизнеса, — признает Тифензее. — Необходимо помогать нашему малому и среднему бизнесу, потому что это те компании, которые рискуют быть смытыми волной цифровой революции в автомобильной промышленности». Автомобиль Google, беспилотный Apple и другие механизмы уже начинать давить на рынок, так что в будущем классическое автомобилестроение должно будет интегрироваться с ИТ-системами. «Это применимо ко всем рынкам в России, США и Германии», — предупредил он.

Даже самые малые ИТ-стартапы сейчас способны выйти в классический автопром и серьезно его изменить. В Тюрингии таких предпринимателей пестуют — для них придуманы специальные цифровые платформы, где они могут подавать заявки на тендеры и работать вместе с госкомпаниями. «Чтобы не только классические игроки получали преимущество, но и возможности были созданы для маленьких компаний», — с гордостью объявил немецкий гость.

«День придет, когда люди перестанут пользоваться автомобилями, и мы должны быть к этому готовы, потому что так или иначе этот момент в истории человечества наступит», — неожиданно закончил свое выступление гость, так и не пояснив — имел ли он в виду, что исчезнет классический автомобиль, уступив место новому «навороченному», или то, что люди перейдут на другие способы передвижения.



«В РОССИИ ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ БУДУТ ОСТАВАТЬСЯ НЕ САМЫМИ ХОРОШИМИ»

О ближайших планах «Автоваза» и своем видении цифровизации отрасли довольно открыто рассказал Николя Мор. «Я в Казани по двум основным причинам. Прежде всего, Татарстан — это третий по величине автомобильный рынок в Российской Федерации, более чем 5% общих продаж происходит здесь, в Татарстане. Мы здесь очень хорошо представлены — более полумиллиона Lada путешествует по дорогам Татарстана, сегодня в регионе мы занимаем 26% этого рынка, немного поменьше в Казани, что немного меня огорчает. И вторая причина — здесь есть поставщики на наши конвейеры», — рассказал гость.

АвтоВАЗ обновляет линейку автомобилей — 12 новых моделей запланировано к выходу с 2017 по 2026 годы, а также 11 рестайлингов, пообещал Мор. «В долгосрочной перспективе будем расширять линейку полноприводных машин. В России дорожные условия будут оставаться не самыми хорошими, поэтому к этому нужно будет приспосабливаться», — на полном серьезе заявил глава «Автоваза».

В 2016 году был презентован проект Lada Connect — проект, который соединит автомобиль с компьютером. Это «облачное решение», которое будет внедряться совместно с ИТ-компаниями — например, с «Яндексом» такое соглашение было подписано две недели назад. «Будущее поколение, молодежь, они ждут, чтобы автомобиль с легкостью подключался к интернету, как смартфон», — признает Мор.

Есть чем похвастаться перед новыми вызовами и КАМАЗу. Как рассказал аудитории, а после совещания — и отдельно журналистам главный конструктор КАМАЗа Андрей Савинков , челнинский автогигант планомерно продвигает два инновационных проекта — разработку и производство беспилотных грузовиков и электробусов. По электробусам есть подвижки — в мае первая модель пойдут по дорогам Казани. Правда, пока неизвестен маршрут — к примеру, будет ли электробус возить гостей Кубка конфедерации, который стартует в Казани в июне. «Первые четыре штуки уже ездят, в разной степени эксплуатации больше года — Москве, Санкт-Петербурге, в мае будет в Казани, а с четверга (с 30 марта) начинает эксплуатироваться в Иннополисе», — рассказал он, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». В 2017 году КАМАЗ произведет еще 10 электробусов. Один электробус стоит 25-27 млн рублей в зависимости от комплектации. Для сравнения, троллейбус стоит 14-17 млн рублей.

Помимо самих электробусов, нужно еще создавать и инфраструктуру — зарядные станции. «У нас применяется система батарей, работающая с быстрыми зарядными станциями. Большой электробус до 85% сможет зарядить за порядка 10 минут», — объяснил Савинков.

Что касается беспилотников, то КАМАЗ продолжает испытания и производство первых грузовиков, но пока до промышленной сборки не близко. Для стимулирования развития подобных проектов нужно, чтобы федералы дали возможность опробовать такую технику вживую, на улицах, сказал на заседании Альберт Каримов. «Безусловно, мы ожидаем поддержки развития инновационной части — беспилотной техники. Важное здесь начинание — законодательное регулирование. Поменять законодательство таким образом, чтобы в пилотном режиме начинать использовать эту технику сегодня уже на дорогах. без апробирования мы не сможем быстро достичь результатов — на сегодня мы уже отстаем от Соединенных штатов в части этого движения», — рассказал он, отвечая на вопрос модератора о том, каких мер поддержки от федералов ждет автопром.

Автомобильный форум продлится еще два дня — производителям автотехники и компонентов сегодня рассказали о мерах господдержки, а завтра обсуждение продолжится уже на b2b-площадках.

Елена Иванова , Елена Галеева , Александр Гавриленко , Асхат Идиятуллин Фото: Сергей Елагин Видео: Сергей Елагин Персоны: Халиков Ильдар Шафкатович

Ещё новости о событии:

На Казанской ярмарке начал работу «III Международный Форум Автомобилестроения Республики Татарстан TIAF 2017».
10:47 30.03.2017 Министерство промышленности - Казань
Фото с сайта cdn2.img.ria.ru. Международный форум автомобилестроения проходит в эти дни в Казани.
09:20 30.03.2017 Челнинские Известия - Набережные Челны
АвтоВАЗ может начать поставку автомобилей LADA 4×4 в Китай до конца текущего года, переговоры об этом уже ведутся с несколькими китайскими компаниями.
21:51 29.03.2017 Бизнес Online - Казань
На долю автопрома приходится более 10% от общего объёма промышленного производства Татарстана - порядка 200 млрд рублей.
21:44 29.03.2017 Kazan-Day.Ru - Казань
    С 29 по 31 марта на «Казанской ярмарке» при поддержке мирового выставочного бренда в области автозапчастей,
21:19 29.03.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
1. Сливки российского и международного автопрома съехались в Казань на форум TIAF (более 130 российских и иностранных компаний) — президент АвтоВАЗа Николя Мор анонсировал выпуск 12 новых моделей к 2024 году,
20:25 29.03.2017 Бизнес Online - Казань
... - Бизнес Online
На автовыставке в Казани премьер-министр РТ рассказал о любимой машине Минниханова, а новый президент АвтоВАЗа пообещал 12 новых моделей Рынок российского автопрома, рухнувший за последние три года наполовину,
19:35 29.03.2017 Бизнес Online - Казань
В Казани проходит Международный форум автомобилестроения. В его рамках идут встречи встречи с директорами по закупкам крупнейших автомобилестроительных компаний региона, презентации возможностей предприятий.
17:54 29.03.2017 Челны ЛТД - Набережные Челны
В 2017–2024 годах "АвтоВАЗ" собирается создать 12 новых моделей автомобилей и 11 моделей пройдут рестайлинг, об этом сегодня на международном автомобильном форуме TIAF сообщил президент АвтоВАЗа Николя Мор.
17:38 29.03.2017 ProKazan.Ru - Казань
В г.Казань проходит Международный  форум автомобилестроения. Форум является главным мероприятием для индустрии автокомпонентов в Поволжье и включает три неотъемлемых элемента:
17:12 29.03.2017 Администрация г. Набережные Челны - Набережные Челны
На долю автопрома приходится более 10% от общего объёма промышленного производства Татарстана - порядка 200 млрд рублей.
17:01 29.03.2017 Казанская ярмарка - Казань
  В Татарстане в 2016 году было произведено продукции автомобильной промышленности на 200 млрд рублей.
16:45 29.03.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
  На долю автопрома приходится более 10% от общего объёма промышленного производства Татарстана — порядка 200 млрд рублей.
16:45 29.03.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
В среду в выставочном центре "Казанская ярмарка" начал работу форум автомобилестроения TIAF supported by Automechanika 2017.
15:44 29.03.2017 TatCenter.ru - Казань
На долю автопрома приходится более 10% от общего объёма промышленного производства Татарстана - порядка 200 млрд рублей.
15:39 29.03.2017 Правительство РТ - Казань
Сегодня в выставочном центре «Казанская ярмарка» начал работу III Международный Форум Автомобилестроения TIAF 2017 supported by Automechanika.
14:41 29.03.2017 Казанская ярмарка - Казань
В церемонии открытия III Международного форума автомобилестроения «TIAF supported by Automechanika» принял сегодня участие Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков.
14:31 29.03.2017 Kazan-Day.Ru - Казань
С президентом ПАО «АВТОВАЗ» Николя Мором встретился сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
14:31 29.03.2017 Kazan-Day.Ru - Казань
В рамках TIAF пройдут традиционные B2B-встречи с директорами по закупкам крупнейших автомобилестроительных компаний региона.
14:09 29.03.2017 TatCenter.ru - Казань
В 2016 году в Татарстане было произведено продукции автомобильной промышленности на 200 млрд рублей.
14:09 29.03.2017 TatCenter.ru - Казань
В 2017–2024 годах АвтоВАЗ планирует создать 12 новых моделей автомобилей и 11 рестайлингов.
13:51 29.03.2017 Бизнес Online - Казань
Такая информация была озвучена на 3 Международном форуме автомобилестроения Республики Татарстан.
13:44 29.03.2017 Казанские ведомости - Казань
Примерно 150 млрд рублей составляют автомобили и еще 50 автокомпоненты. (Казань, 29 марта, «Татар-информ»).
12:45 29.03.2017 ИА Татар-информ - Казань
Рустам Минниханов и Николя Мор рассмотрели возможности продвижения продукции предприятия.
12:44 29.03.2017 ИА Татар-информ - Казань
Сегодня президент Татарстана Рустам Минниханов в кабмине РТ встретился с президентом АвтоВаза Николя Мором .
12:41 29.03.2017 Бизнес Online - Казань
С президентом ПАО «АВТОВАЗ» Николя Мором встретился сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
11:51 29.03.2017 Правительство РТ - Казань
В церемонии открытия III Международного форума автомобилестроения «TIAF supported by Automechanika» принял сегодня участие Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков.
11:51 29.03.2017 Правительство РТ - Казань
  Татарстан является автомобилестроительным регионом и поэтому не случайно форум такого уровня проходит в Казани,
11:44 29.03.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
Премьер-министр Татарстана открыл «III Международный Форум Автомобилестроения Республики Татарстан TIAF 2017 supported by Automechanika».
11:41 29.03.2017 ИА Татар-информ - Казань
Министерство промышленности и торговли РФ в 2017 году продолжит поддерживать Российский автопром.
11:38 29.03.2017 Бизнес Online - Казань
Программа включает выставочную экспозицию достижений знаковых автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов, а также деловую программу.
10:42 29.03.2017 ИА Татар-информ - Казань
Сессии, бизнес-встречи, интеллектуальные игры и выставка TIAF supported by Automechanika-2017 состоятся с 29 по 31 марта.
08:27 29.03.2017 ИА Татар-информ - Казань
Участие в открытии TIAF supported by Automechanika примет Ильдар Халиков.
07:38 29.03.2017 ИА Татар-информ - Казань
В Казани стартует международный форум автомобилестроения TIAF, который является главным мероприятием для индустрии автокомпонентов в Поволжье и включает три элемента:
07:07 29.03.2017 TatCenter.ru - Казань
В первой половине дня с Николя Мором планирует встретиться Президент Татарстана Рустам Минниханов.
06:17 29.03.2017 ИА Татар-информ - Казань
С 29 по 31 марта в выставочном центре «Казанская ярмарка» при поддержке ведущего международного выставочного бренда в области автозапчастей,
17:21 28.03.2017 Известия Татарстана - Казань
 
По теме
Лейкоз - Главное управление ветеринарии Лейкоз крупного рогатого скота  – хроническая инфекционная болезнь, характеризующаяся лимфоцитозом или образованием опухолей в кроветворных и других органах и тканях Лейкоз крупного рогатого скота – хроническая инфекц
Главное управление ветеринарии