Солистка Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля Гульнора Гатина стала победительницей престижного вокального конкурса в Италии. Конкурс проходит в формате кастинга на определенную партию в новом спектакле. Гульнора обошла конкурентов и получила ангажемент на спектакли в двадцати восьми городах Италии — она будет исполнять партию Лиу в «Турандот» Джакомо Пуччини.
Кстати, в этом конкурсе, проходящем в городе Комо, в свое время победу одерживали Рената Скотто и Катя Риччарелли. С Гульнорой встретилась корреспондент «Реального времени».
«У меня казанские корни»
— Гульнора, как я понимаю, вы крымская татарка, как вы оказались в Казани?
— Крымская татарка я только на четверть, и родилась я в Узбекистане, там прожила до восьми лет, а потом наша семья переехала в Крым. Там я окончила музыкальную школу и училище и приехала в Казань поступать в консерваторию.
— Почему была выбрана именно Казань?
— А у меня корни казанские, моя бабушка – казанская татарка. И мама здесь окончила музыкальное училище, училась у знаменитой Клавдии Щербининой. Мечтала поступить в казанскую консерваторию, но поступила в саратовскую.
— То есть семья музыкальная?
— Да, мама – заслуженная артистка Крыма, всю жизнь работала в театре, сейчас преподает в училище, я, кстати, училась как вокалистка у нее.
— Расскажите, что происходит в культурной жизни Крыма.
— К сожалению, я это не знаю, потому что по-настоящему окунулась в культурную жизнь только в Казани. Я редко бываю в Крыму, мои родственники приезжают ко мне чаще из Крыма, чем я к ним.
— Вы легко поступили в консерваторию?
— Легко, хотя конкурс в тот год был большой, взяли всего десять с небольшим человек.
— Первое посещение нашего оперного вы помните?
— Это было вообще мое первое посещение оперного театра, до этого я слушала оперу только по телевизору. Мы были с мамой на «Волшебной флейте» Моцарта и попали на дебют Альбины Шагимуратовой в партии Царицы Ночи. Когда мы вышли из театра, я сказала маме, что хочу петь, хочу сюда, в театр. Это было потрясение.
— Как вы попали в казанский оперный?
— Я окончила консерваторию, и мне неожиданно позвонили и пригласили прийти на прослушивание. Я пришла, пела каватину Розины, кроме меня прослушивалось много певцов, но в результате взяли меня одну. И вот я уже четвертый год служу в этом театре.
«Я знала, что буду здесь петь»
— Вам здесь нравится?
— Театр для меня все! Все годы учебы в консерватории, проходя мимо оперного театра, я говорила себе, что буду здесь работать, это будет мой дом. Так и вышло!
— И как прошли эти первые годы в театре?
— Поначалу давали маленькие партии, дебютировала я партией Ксении в «Борисе Годунове», потом спела Фраскиту в «Кармен», дальше уже были партии первого положения – Розина, Адина в «Любовном напитке», Зайтуна в «Любви поэта», жена Джалиля в одноименной опере. И, наконец, мадам Баттерфляй.
— Вам удалось поработать с Юрием Александровым в «Любовном напитке»?
— Да, но там была такая история. Сначала было концертное исполнение, я пела в нем партию Джаннеты, но все ходили и говорили, что мне надо учить Адину. А я как раз собиралась ехать летом в Италию, в город Орвието, где в это время ставился «Любовный напиток». И поехала конкретно учить партию Адины. Вернувшись из Италии осенью, я уже начала работать с Александровым, вводилась на партию Адины. Он суровый человек, но честный, прямой и справедливый, всегда помогает певцам.
— В Казани «Любовный напиток» — не классическая постановка…
— После классического варианта в Италии в Казани у меня поначалу был шок. Но потом вошла во вкус, и партия мне легко далась.
— В этом сезоне вы дебютировали в партии Чио-Чио-сан, расскажите немного об этой работе.
— Это моя первая пуччиниевская партия. В театре была нужна мадам Баттерфляй, но мне говорили, что я еще маленькая для этой партии. Но в училище, между прочим, маме все говорили, что дочка ее даже внешне – Чио-Чио-сан. И как-то у меня отложилось, что я должна ее спеть. И я решила поехать в Италию, выучить эту партию. И как-то все сложилось, итальянцы увидели во мне Баттерфляй и помогали мне охватить этот материал. Первый раз эту партию я исполнила в Италии, публика меня очень хорошо приняла.
— Где это было?
— Город называется Орвиет, сорок минут от Рима, там лаборатория, куда приезжают молодые певцы учить партии. Узнала я об этом из интернета, там учится много моих знакомых. На работу над партией Баттерфляй у меня был месяц – я занималась с режиссером, с коучами, с пианистами, с дирижером. Учили буковку за буковкой.
— Обучение там платное?
— Да, я сама за себя платила, я фанат своего дела.
«У меня контракт на спектакли в двадцати восьми городах»
— Занятия в этой лаборатории как-то отражаются на карьере певца?
— Несомненно, там постоянно бывают агенты, директора разных театров. У меня, например, уже подписан договор на спектакли в двадцати восьми городах Италии с «Турандот». Это все позже повлияет на мою жизнь.
— Расскажите про конкурс в Комо.
— Это был 67-й конкурс вокалистов, молодых оперных певцов Европы. Сначала был предотбор в пяти городах, в разных странах. Я ездила на предотбор в Рим, это было через четыре дня после того, как я спела партию Баттерфляй. 7 января я уже выступала на первом туре в городе Комо. Туров было три. Помимо партии Лиу, мне надо было исполнить еще четыре арии.
— Как часто проходит этот конкурс?
— Каждый год, он считается одним из самых престижных конкурсов Европы. Кстати, в нем как-то участвовала Анна Нетребко. До финала у нас дошло 12 человек. Семеро одержали победу. Наше турне начинается в середине февраля и завершается в конце мая. Помимо спектаклей, будут проходить мастер-классы. Председателем жюри у нас был директор «Штатс-оперы», в жюри были директора крупнейших театров.
— Вы собираетесь продолжать обучение в лаборатории?
— Летом буду учить там партию Мими в «Богеме». Там очень хорошие и дирижеры, и режиссеры, они конкретно учат итальянской манере пения.
— Такое большое турне, а как же казанская опера?
— Она у меня на первом месте в жизни. Спектакли в Италии будут проходить не каждый день, и я смогу приезжать и петь в Казани.
— Какую планку вы перед собой ставите в жизни, чего хотите достичь?
— Планку… Я просто хочу петь. Я не ставлю планку. Пока я пою, я живу, я не могу не петь. Муж у меня тоже вокалист, он меня поддерживает.
Справка
Гульнора Гатина родилась в Намангане, в детстве переехала в Симферополь, окончила там музыкальное училище и Казанскую государственную консерваторию. С 2012 года солистка ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля. Победитель международного конкурса в Комо.