Рашид Калимуллин: «Помимо «Смерти Сталина», на совете мы смотрели «Матильду»...»

Председатель союза композиторов РТ о своем юбилейном концерте, первом менеджерском опыте и якутской премьере

Сегодня на сцене ГБКЗ им. Сайдашева в сопровождении Государственного симфонического оркестра РТ состоится юбилейный концерт композитора Рашида Калимуллина, на котором обещают разнообразие жанров — от жгучего танго до симфонических сказок. Накануне этого события он дал интервью «БИЗНЕС Online», в котором рассказал об изменениях в союзах композиторов РТ и РФ, своем первом менеджерском опыте и отношении к «Смерти Сталина».

Рашид Калимуллин Фото: Ирина Ерохина

«КОМПОЗИТОР ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПИСАТЬ  В РАЗНЫХ ЖАНРАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ»

— Рашид Фагимович, 24 февраля на сцене ГБКЗ имени Сайдашева ваш юбилейный концерт завершит III фестиваль татарской академической музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Как шла подготовка к нему, как составлялась программа? По какому принципу отбирались произведения?

— Мое 60-летие было в прошлом году, и я как председатель союза композиторов Татарстана решил уделить внимание не себе, а сосредоточиться на других юбилярах. К примеру, состоялось 80-летие Рината Еникеева и Леонида  Любовского, 50-летие Ильхама Байтиряка. Я решил зажать свой юбилейный концерт. Тем более что было много работы в Москве. И вдруг неожиданно, в конце прошлого года я узнал, что Государственный  симфонический оркестр РТ под руководством Александра Сладковского хотят включить в программу фестиваля «Мирас» мой юбилейный вечер. Эту инициативу поддержало и министерство культуры РТ. Для меня это стало настоящим подарком. И конечно, я постарался, чтобы программа была насыщенной и интересной. В этот вечер прозвучат новые сочинения, которые я написал в Москве: Увертюра для симфонического оркестра, «Татарская сюита», «Симфонические сказки», «Симфонические танцы», «Симфонические фрески» и два концерта: для фортепиано с оркестром (солист – лауреат конкурса им. Чайковского Федор Амиров) и для скрипки с оркестром (премьера, солист — молодой, но уже выдающийся скрипач, лауреат Первой премии конкурса им. Чайковского Гайк Казазян, в Татарстане с ним сотрудничает ГСО РТ и наш оперный театр). Все это написано доступным музыкальным языком, понятным для широкого слушателя. Я считаю, что композитор должен уметь писать музыку в разных жанрах и направлениях.


«ТАКОЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ, КОГДА МЕСТНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ СОЧИНЯЮТ МУЗЫКУ, КОТОРУЮ НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ»

— А что происходит в Союзе композиторов Татарстана?

— Он сегодня является одной из ведущих региональных организаций в России. За последнее время у нас появилось ряд талантливых композиторов. Это и Эльмир Низамов, и Елена Анисимова,  недавно в союз мы приняли Алсу Сунгатуллину, Лейсан Абдуллину, Ильяса Камала и Ильдара Камалова. Ильхам Байтиряк и Ринат Хакимов показали новые интересные симфонические произведения. При поддержке министерства культуры и Правительства РТ появилось шесть компакт-дисков с новыми записями татарских композиторов-современников. Мы проводим множество творческих встреч, выезжаем в районы Татарстана, встречаемся с детьми в музыкальных школах. В общем, делаем праздники музыки и культуры.

Сейчас мы работаем над новым проектом – подготовка и издание учебно-методической литературы для воспитателей и музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений. Мы хотим разработать целый комплекс пособий для обучения детей музыке с самого раннего возраста на материале произведений татарских композиторов. Надеюсь, нас поддержит Правительство и Министерство культуры РТ. С Фаридом Мухаметшиным мы уже разговаривали на эту тему, он нас поддержал.

— Осенью на  сцене Якутского театра оперы и  балета им.  Сивцева состоялась премьера балета «Дети Белого Солнца», музыку к которому написали Вы. Расскажите об этом любопытном опыте в Вашей карьере?

- Директор Национального театра танца им. С.А. Зверева – Кыыл Уола Алексеев Александр Иванович приезжал в Москву, мы общались и он предложил поработать над новым увлекательным проектом. Когда я узнал, что ставить его будет известный балетмейстер Георгий Ковтун, я согласился. До этого мне приходилось с ним работать в нашем театре оперы и балета, он настоящий мастер и профессионал своего дела. Тем более, что в Якутии работала питерская постановочная команда, включая художника по костюмам. Перед тем, как сочинять, я искал традиционную якутскую музыку, и для меня это было интересно. Они тоже тюрки и вобрали в себя образцы культуры других близлежащих народов. Насколько я знаю, спектакль «Дети Белого солнца» произвел фурор среди зрителей и его назвали лучшим спектаклем Якутии уходящего, 2017 года. Теперь театр планирует вывозить этот спектакль на зарубежные гастроли и фестивали. Якуты вообще молодцы, что поднимают все национальное: традиции тюрков, танцы, музыку, они сумели сохранить и развить тюркские инструменты (там даже есть мастера по древним музыкальным инструментам). В Татарстане с этим дело обстоит куда хуже.


«В СТУДЕНЧЕСТВЕ Я НЕ ЧУРАЛСЯ НИКАКОЙ РАБОТЫ»

— Вы являетесь членом Общественного совета Министерства культуры России. И были в числе тех экспертов, кто был на закрытом показе фильма «Смерть Сталина». В социальных сетях тут же вас стали обвинять, что Вы подписали некую петицию о запрете этой картины в прокате...

— Да, мне приходится по долгу службы присутствовать при закрытых просмотрах фильмов, которые могут вызвать определенный резонанс. К примеру, помимо «Смерти Сталина» на совете мы смотрели «Матильду»... Мне интересно: все те, кто обвиняет меня в Фейсбуке во всех смертных грехах, — в каком обществе они  хотят жить, и под кого мы должны подстроиться? Или мы не должны иметь свое мнение? Я могу иметь свое мнение как член Общественного совета. Там собирается множество известных людей, возникают бурные дискуссии.

Только тогда, когда просматриваешь такие фильмы, начинаешь осознавать свою ответственность перед страной и обществом. Обычно обвиняют те, кто не несут такой ответственности и довольно легкомысленно относятся к слову «демократия».

Наша основная проблема в том, что многие не знают, что происходило на самом деле и как развивалось то или иное событие. Есть архивы, их нужно изучить и сделать документальный или художественный фильм, основанный на правде. То, что многие говорят, что события, показанные в фильме «Смерть Сталина» — это просто ирония, кто-то ее понимает, а кто-то воспринимает всерьез. Перед Советом не стояло задачи запретить. У нас сегодня нет той цензуры, которая была в Советском Союзе. Но с другой стороны, картину было тяжело смотреть. После дискуссии мы ещё долго разговаривали и я предложил Никите Михалкову снять реальную историю об этом событии.

Мы знаем, кто нам мешает строить нормальное общество. Может быть кому-то не нравятся успехи нашей страны, не нравится, что мы не хотим быть слугами другого государства. Мы имеем свое лицо, свою национальную идентичность. В том числе и промахи бывают. Мы никому не диктуем свои правила. Это сводится не к тому, поднял я руку или нет. Просто я защищаю будущее нашей страны.

— Ну и последний вопрос. Судя по вашей работе в Союзе композиторов Татарстана и России, Вы хороший организатор. Как вы получили свой первый опыт?

— Я вообще не чурался никакой работы, даже будучи студентом. Это было в начале 80-х, тогда мы и сторожами, и дворниками работали, и вагоны разгружали на Круглом поле. Я работал в легендарном магазине «Миру мир» «ночным директором». Это так должность называлась, а по сути был охранником — грузчиком. Всю ночь привозили товар — молоко, кефир. Это сейчас они в пакетах, а тогда молочные продукты разливали в бутылки, и сортировали по тяжеленным ящикам. А складское помещение было маленькое, приходилось штабелями весь этот груз наверх поднимать. Адская работа.

Однажды так случилось, что обучаясь на втором курсе консерватории, я остался без какой либо работы. А в то время у меня уже были маленькие дети, Казань я знал плохо, и как-то, проходя мимо 128 школы, подумал, почему бы мне не устроиться туда. Оделся понаряднее, галстук натянул, прихожу к директору и говорю: «Я у вас буду работать». Он конечно оторопел от моей наглости, и сказал, что в школе нет никаких вакансий. Я ответил, что ничего страшного, мне не надо вакансии и предложил преподавать уроки ритмики, для этого родители детей должны были сдавать по рублю в месяц (получалось 120 руб. каждый месяц –  неплохая зарплата для того времени). Получив согласие, я побежал в институт культуры и нашел студентку, которая согласилась вместе со мной работать в школе. Мы вели уроки ритмики, она – хореографом, я – аккомпаниатором. Так несколько лет мы работали бок о бок и вели уроки с 1 по 3 класс. Работа была очень интересной, уроки нравились и детям, и родителям. Именно это я и считаю началом своей организаторской работы. Интересно, что после того, как прошло много лет и я стал известным, директор школы пригласила меня на юбилей этой школы и мы с юмором и теплотой вспоминали эту историю.

Олег Платонов
 
По теме
24 февраля в ГБКЗ им. Сайдашева в рамках III Фестиваля татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» состоится юбилейный концерт председателя Союза композиторов Республики Татарстан Рашида Калимуллина .