Айрат Фаррахов: Подход к изучению языков требует правила двух ключей

Айрат Фаррахов: Подход к изучению языков требует правила двух ключей
Фото: tatarstan.er.ru
Перевод изучения национальных языков на добровольную основу может создать проблемы с выделением бюджетных средств на эти цели. Такое мнение в интервью РБК-Татарстан озвучил депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов

В Госдуму поступил проект поправок в закон «Об образовании», который предполагает перевод изучения государственных языков республик на добровольную основу. Как изменится финансирование системы образования в случае принятия поправок?

- В соответствие с бюджетным законодательством проект бюджета на очередной год составляется исходя из публичных нормативных обязательств объединённых в реестр расходных обязательств. Если есть расходные обязательства в виде законов, статей то формируются бюджетные ассигнования, и это является обоснованием расходов. Изучение национальных языков перевели на добровольную основу, и возникает вопрос, - как планировать ассигнования если нет обязательств? Поэтому я допускаю снижение расходов на изучение языков. Особенно в условиях, когда многие субъекты являются дотационными. А ведь это заработная плата преподавателей, расходы на закупку учебников… Применительно к школьному образованию, а это расходные обязательства субъектов РФ - главными распорядителями бюджетных средств выступают региональные министерства образования и районные отделы образования. Каким образом они будут формировать государственное задание, как будет организована работа, связанная с определением добровольности и не добровольности? Пока здесь вопросов больше, чем ответов.

- Если законопроект будет принят, он осложнит выделение средств на обучение в том числе из региональных бюджетов?

- Я думаю, осложнит. Бюджетные ассигнования формируются под конкретные обязательства, а когда их фактически нет, то может возникнуть вопрос о нецелевом или неэффективном расходовании бюджетных средств. Хотя сама по себе такая формулировка нелогична, по крайней мере к государственным языкам. Сами посудите, как расходы на изучение государственных языков республик могут быть нецелевыми? Оценку регулирующего воздействия данной законодательной инициативы - экспертиза самых разных последствий будущего правового регулирования в случае его принятия- я не видел. За этим проектом закона стоят тысячи рабочих мест, педагогических кадров, узких специалистов, которые могут исчезнуть в один миг. А восстановить систему образования впоследствии будет сложно.

- Общество, как и депутаты разделено на два лагеря, одни предлагают добровольную систему изучения языков, другие – обязательную. На ваш взгляд в какой форме возможны компромиссы?

- Мы живем в большом федеративном государстве, в котором чётко разделены полномочия федерального центра, субъектов, муниципалитетов. Есть сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено основным законом к компетенции РФ и компетенции субъектов РФ, - то есть к совместному ведению. В части межбюджетных отношений и проблемы бюджетного федерализма в последние годы было найдено консенсусное решение. В чем его суть: решения принимаемые в Государственной Думе не должны ухудшать положение субъектов РФ. Поэтому все чаще Госдума применяет так называемое «правило двух ключей», когда решение депутатов вступает в силу только после принятия аналогичного решения в субъектах. Все очень просто: механизм включается при наличии двух вставленных ключей. На мой взгляд, именно такой принцип должен быть использован и в изучении государственных языков национальных республик. Я допускаю, что есть регионы, в которых вопрос изучения языков не имеет большой актуальности, в других субъектах он очень чувствителен, поэтому и подход должен быть дифференцированным. Хотя на мой взгляд, эту инициативу вообще не стоило бы рассматривать Государственной думой, по крайне мере в том виде, в каком она представлена сейчас. На мой взгляд, внесенный законопроект усугубит ситуацию в очень чувствительной сфере.

- В работе Госдумы «правило двух ключей» уже использовалось?

- Да, когда обсуждались вопросы, имеющие значение для региональных бюджетов. Налоги, собираемые на разных территориях, поступают в бюджеты разных уровней. Например налог на землю и имущество, подоходный налог – они формируют региональные бюджеты. Теоретически, законодатель может принять решение ввести льготы для отдельных категорий граждан, например, освободить одиноких матерей от земельного налога. Это очень популярная тема, однако принятие такого решения может снизить доходы субъектов, привести к выпадающим доходам, то есть, ухудшить положение в субъекте РФ. Поэтому, мы считаем, что принимать такие решения без учета мнения самих субъектов РФ было бы неправильно. В этом случае используется «правило двух ключей». Данное решение было зафиксировано в основных направлениях бюджетной и налоговой политики -документе который вноситься правительством РФ вместе с проектом бюджета. Однако, вопросы экономики и национальных языков находятся в разных плоскостях. Национальная сфера на мой взгляд более чувствительная и здесь крайне важно не допустить развития конфликтных ситуаций.

- На какой стадии находится рассмотрение законопроекта?

- Законодательная инициатива внесена группой депутатов, определен ответственный комитет, который должен собрать отзывы всех заинтересованных сторон, заключения правовых управлений Госдумы, Государственного правового управления, комитетов Госдумы и Совета Федерации, Общественной палаты. Поскольку вопросы образования относятся к предметам совместного ведения, то все субъекты РФ также должны представить свой отзыв на законопроект. Как только все эти документы поступят, Комитет Госдумы РФ по образованию должен будет сформировать свое решение о том, поддерживает он законопроект или нет. Как только позиция будет сформирована, начнется обсуждение, когда выносить проект на рассмотрение Госдумой в первом чтении. То есть это большой длительный процесс.

- Какие процедурные моменты уже выполнены?

- Сейчас по факту определен только ответственный комитет. Я думаю, что в осеннюю сессию будет широкое обсуждение этого законопроекта. Возможно будут парламентские слушания, обсуждения в субъектах. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сторонник широкого обсуждения законопроектов. Что касается слушаний в первом чтении, на мой взгляд это перспектива даже не весенней сессии, а более далекой перспективы. Хочу пояснить, что в работе Госдумы РФ есть критерии, которые не прописаны законодательно, но тем не менее, являются очень важными. Первый из них – это социальный запрос на законодательную инициативу. В отсутствии социального запроса рассмотрение законопроекта становится не приоритетным. На мой взгляд, инициатива внесения поправок в закон «Об образовании» не имеет социального запроса в обществе. Более того, она разделяет наше общество, нашу многонациональную страну. В этом вопросе не будет консенсуса.. Поэтому, сомневаюсь, что депутаты будут рассматривать законопроект без проведения обсуждений, экспертиз, изучения оценок экспертов.

Автор: Алексей Угаров.
 

Ещё новости о событии:

«Есть понимание, что в первом чтении в таком виде законопроект не должен приниматься», – сообщил депутат Госдумы.
16:55 25.05.2018 ИА Татар-информ - Казань
Айрат Фаррахов: Подход к изучению языков требует правила двух ключей - Единая Россия
Перевод изучения национальных языков на добровольную основу может создать проблемы с выделением бюджетных средств на эти цели.
15:54 25.05.2018 Единая Россия - Казань
Вчера на заседании Госсовета РТ депутаты рассмотрели проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает,
11:27 25.05.2018 Казанские ведомости - Казань
Депутатам Госдумы из Татарстана Иреку Гильмутдинову и Александру Сидякину сообща с коллегами из других регионов удалось убедить администрацию президента России в том,
09:31 25.05.2018 ТРК Татарстан-Новый век - Казань
Законопроект о добровольном изучении национальных языков нарушает Конституцию Татарстана, уверен депутат Госдумы РФ.
08:22 25.05.2018 ИА Татар-информ - Казань
 
По теме
  Сегодня на заседании парламента депутаты рассмотрели проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает,
Булат Ханов: «Нет рецептов того, как жить и что делать» - Реальное время Гость нового выпуска «Книжной полки» — писатель Булат Ханов Фото: Динар Фатыхов Айтишница Зарема и неназванный рассказчик, студент факультета журналистики Казанского университета, решили автостопом доехать до Карелии,
Реальное время