«Мы терпели-терпели, но дальше невозможно!»: одолеет ли Ирек Сулейманов ТАИФ и «Татнефть»?

Ассоциация малых и средних АЗС Татарстана хочет устроить в Татарстане «дизельгейт» — Александр Груничев уже возбудил первое дело

«Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК подозревают в «дизельном сговоре» — таков первый шаг УФАС по РТ, получившего жалобу мелких заправщиков на душащих их ВИНКи. Как узнал «БИЗНЕС Online», глава ассоциации Ирек Сулейманов обратился за помощью к Рустаму Минниханову и в минпромторг. На рынке малым АЗС сочувствуют: они «последний хрен без соли доедают», но в масштабное разбирательство не верят. Тем временем их претензии поддерживает российский топливный союз, который уже направил письмо Владимиру Путину.

Татнефть АЗС Центр и ТАИФ-НК подозревают в «дизельном сговоре»

«МЫ ТЕРПЕЛИ-ТЕРПЕЛИ, НО ДАЛЬШЕ ТАК РАБОТАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

УФАС по Татарстану на днях объявило о подозрении в очередном «дизельном сговоре» на рынке республики. Речь идет о возможном завышении цен на дизельное топливо в ноябре 2017 года, то есть буквально в текущее время. Ведомство утверждает, что ряд игроков, а именно «Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК, установили как оптовую, так и розничную цены на дизельное топливо выше рыночных. «Установлено, что оптовые цены на  дизельное топливо, предлагаемые компаниями „ТАИФ“, „Татнефть“, выше стоимости данного топлива на  Уфимском НПЗ, средних цен на  НПЗ России и  цен Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи. Вместе с  тем, несмотря на  наиболее высокие оптовые отпускные цены на  заводах-производителях компаний „ТАИФ“, „Татнефть“, установлено, что в  ноябре 2017 года автозаправочными станциями, входящими в  указанные нефтяные компании, также установлены наиболее высокие розничные цены на  зимнее дизельное топливо», — заявило УФАС.

В частности, розничные цены «Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК оказались в среднем на 1,5-2 рубля выше среднерыночных. Так, средняя цена на  зимнее дизтопливо в  ПФО, по данным УФАС, составила 38,88 рублей за  литр, в  Татарстане  — 39,5 рублей за  литр.  А  розничная цена дизельного топлива на  ООО  «Татнефть-АЗС Центр» и  ООО  «ТАИФ-НК АЗС» на  ту  же дату была установлена в  сумме 41 рубль за  литр. Именно по розничным ценам было возбуждено административное дело — по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции»  (по подозрению в сговоре).

Если факт сговора будет доказан, то его участникам грозит административный штрафа от 3%  до 15%  от размера суммы выручки компании от продажи дизтоплива за период нарушения, но не менее 100 тыс. рублей. 

Ирек Сулейманов

УФАС раскрыло и инициатора расследования – им оказалась Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения в Татарстане (АПН РТ). Но, как узнал «БИЗНЕС Online», ее замах оказался куда серьезнее, чем очередное разбирательство по временному завышению цен, каковых в последние годы было уже с десяток. Как рассказал нам руководитель ассоциации Ирек Сулейманов , месяц назад, 26 октября она отправила обращение в УФАС по РТ на имя  Александра Груничева   (есть в распоряжении «БИЗНЕС  Online») с просьбой серьезно разобраться в несправедливой ситуации на топливном рынке республики. В последние 6-7 лет, по словам Сулейманова, сложившееся ценообразование на рынке ставит под удар мелкие АЗС, притом что ВИНКи процветают. К слову, это письмо также было переадресовано президенту РТ Рустаму Минниханову , по результатам которого уже состоялась встреча президента ассоциации с замминистра промышленности и торговли РТ  Алексеем Савельчевым . «Мы хотим, чтобы это прозвучало. Мы пытаемся заявить об этом громко. Потому что кроме нас никто об этом говорить не будет», — утверждает Сулейманов.

Ассоциация пишет, что оптовые цены на дизтопливо растут как на дрожжах, существенно превышая инфляцию, при этом крупные поставщики топлива легко выдерживают скачки цен, чего не скажешь о мелкорозничном звене. Так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, полтора месяца назад — в первой декаде октября оптовые цены обновили исторический максимум, скакнув сразу на 12% — до 45,7 тысяч рублей за тонну. А по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил аж 23% при росте розничных в 2,5%. ВИНКи, написано в письме, «сдерживая розничные цены на собственных АЗС и неся убытки, просто переносят центр прибыли в оптовое звено». Однако сети АЗС, не входящие в состав ВИНКов, «в такой ситуации оказываются на грани выживания».

«Продолжение бесконтрольного повышения оптовых цен при сдерживании розничных приведет к массовому разорению и уходу с рынка представителей МСБ, — тревожатся в ассоциации. – ВИНКи вынуждают своих конкурентов – независимых автозаправщиков работать в убыток, подталкивают их к продаже своих АЗС, которые охотно „прибирают к рукам“». Малому и среднему бизнесу в Татарстане, указано в письме, принадлежит около 50% АЗС, в их работе задействованы тысячи граждан. «Продолжение бесконтрольного повышения оптовых цен при сдерживании розничных приведет к массовому разорению и уходу с рынка представителей малого и среднего бизнеса, серьезным социальным последствиям из-за потери рабочих мест, сокращению налоговых поступлений, а также уничтожению рыночной конкуренции».

На вопрос, что именно послужило толчком к данному письму, Сулейманов ответил: «Мы терпели-терпели. Но дальше так работать невозможно». По его словам, УФАС по РТ должно было задуматься над этим вопросом уже давно.  В качестве примера он привел Нижний Новгород, где руководитель регионального ФАС выступил в защиту частных автозаправочных станций и оголил эту проблему. Летом ассоциация вместе с Российским топливным союзом (РТС) уже встречалась с одним из заместителей  руководителя ФАС России. РТС поддерживает претензии ассоциации Сулейманова к ВИНКам и даже отправил в октябре письмо по этой теме Владимиру Путину . «На оптовом рынке нефтепродуктов нефтяные компании задирают цены как хотят, используя такие инструменты, как объем производства, продажи собственным сбытам, для влияния на биржевые цены на топливо. И ФАС ничего с этим сделать не может», — жалуется глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. 

Объединившиеся заправщики  предложили властям  внести изменения в совместный приказ минэнерго и ФАС от 2015 года по биржевой торговле.  «Мы бы хотели увеличить объем обязательных продаж нефтяными компаниями и заводов на бирже. Чем большее количество товара будет на бирже продаваться, тем оно будет дешевле, на наш взгляд. Это одно из предложений, и я считаю, что оно существенное. На сегодняшний день нефтяные компании обязаны продавать 5% бензина и 10% дизтоплива. Мы хотели бы увеличить эти объемы до 10-20% в обязательном порядке», — пояснил Сулейманов. Сегодня это предложение находится на рассмотрении в министерстве энергетики РФ.

ФАС: СГОВОР МОЖНО ДОКАЗАТЬ

В пресс-службе УФАС РТ не стали комментировать, грядет ли на топливном рынке РТ масштабная проверка и будут ли возбуждаться новые дела после заявления Сулейманова. Ведомство лишь дало «БИЗНЕС  Online» разъяснения по свежему делу. Заключение о том, что компании  «Таиф» и «Татнефть»  завышают цены, стало очевидным после проведения мониторинга. На вопрос о том, как сами компании объясняют установку таких завышенных ценников, в антимонопольном ведомстве сообщили лишь, что все пояснения и документы  будут запрошены у «Таифа» и «Татнефти» в ходе рассмотрения дела.

В УФАС уточнили, что при  доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться как прямые, так и косвенные доказательства. «Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде», — говорится в пояснении. Однако это необязательно, так как факт сговора может быть установлен и по совокупности косвенных доказательств и доказан исходя из «фактического поведения хозяйствующих субъектов». 

«Татнефть АЗС Центр» и ТАИФ-НК на запросы «БИЗНЕС Online» не ответили.

Александр Груничев

  «ОНИ ПОСЛЕДНИЙ ХРЕН БЕЗ СОЛИ ДОЕДАЮТ»

На топливном рынке не верят, что ведомство Груничева развяжет полноценную борьбу с ВИНКами. Участник топливного рынка, который пожелал остаться неизвестным, в беседе с «БИЗНЕС  Online» обратил внимание на тот факт, что если Сулейманов сетует на необоснованно завышенные  оптовые   цены на ДТ, которые якобы съедают всю прибыль мелких заправщиков, то антимонопольное ведомство волнует, по большей части, розница. Дело против ТАИФ-НК и Татнефти было заведено именно «в части достижения компаниями соглашения по установлению и поддержанию цен на розничную  реализацию дизельного топлива». Источник объясняет это тем, что оптовые цены на моторное топливо ФАС, по большому счету, волнуют мало. «Когда ТАИФ три года демпинговал на 8% в рознице по всем видам топлива, ФАС почему-то не возбуждался», — вспоминает наш собеседник. А вот рост «цены для народа» — это совсем другое   дело.

Что же до мелких заправщиков, то их понять, конечно, можно, говорит источник.  Цены «ТАИФ-НК» и «Татнефти» для них высоки. Дешевле было бы возить из Уфы, но как говорится, «за морем телушка полушка да рубль перевоз» — транспортные расходы съедают все разницу. «Это и душит мелких частников: они пытаются продать дешевле, но у них это не получается, в итоге работают практически в нулевую рентабельность при нынешних ценах», — отмечает наш собеседник.

«Они последний хрен без соли доедают», — так описал наш анонимный эксперт ситуацию у малых и средних заправщиков в республике. По его мнению, их доля уже давно не составляет 50%, как это представляет в письме Сулейманов. «Происходит концентрация влияния и собственности, и за последние пять лет она двукратно увеличилась. От частников остались рожки да ножки, и самое главное, что их доля в реализации упала значительно. Основные игроки в РТ — это „ТАИФ“, Татнефть и Лукойл. А другие дай бог если 22 процента наберут», — говорит он.

Вопрос, а почему собственно в Уфе цены ниже, чем в Казани, разрешается просто. «Уфа, Пермь, Самара, Сызрань — все находятся в конкурентных условиях, а мы — „клуб договорных“», — говорит наш собеседник. Татарстанские топливные компании просто не упускают возможности заработать, но доказать сговор, как считает наш анонимный эксперт, даже для УФАС будет малореально.

В перспективы масштабного разбирательства на топливном рынке РТ слабо верит и аналитик ГК «ФИНАМ» Дмитрий Баранов . По его словам, ВИНКи очевидно имеют преимущества, однако о «заговоре» против малых заправщиков вряд ли идет речь – это давно бы заметили контролирующие органы. «Контроль и регулирование отрасли осуществляется как на федеральном уровне, так и самими регионами, это делают разные ведомства, общественные организации, сами нефтяники. Внимание к ней самое пристальное, деятельность компаний анализируется. Если бы кто-то начал действовать против других игроков, то об этом сразу стало бы известно, и были бы приняты какие-то меры, поэтому некорректно говорить о „вытеснении“ малых и средних нефтяных компаний. Да, как уже было сказано, по ряду показателей ВИНКи превосходят их, но, как известно, малые и средние нефтяные компании существуют уже много лет и не собираются прекращать свою деятельность. Они достаточно гибкие и могут оперативно найти решение, чтобы продолжить свою деятельность, — рассуждает он. — Никто не отбирал у малых и средних нефтяных компаний возможность защиты своих прав, если они считают, что они нарушены, собственно, нынешнее разбирательство – тому свидетельство».

Что касается конкретно случая с Татнефть АЗС Центр и ТАИФ-НК, то, по мнению Баранова, разбирательство будет продолжительным и займёт несколько месяцев. «Теоретически, можно допустить, что будут привлечены другие контролирующие и регулирующие органы, но, возможно, что всё обойдётся лишь расследованием УФАС по республике. Судебное разбирательство также нельзя полностью исключать, но пока конфликт не зашёл слишком далеко, к тому же суды могут ещё более растянуться, потребовать значительных средств, что не в интересах компаний. Скорее всего, может быть найден какой-то разумный компромисс между сторонами», — говорит он.

Елена Галеева , Наталья Голобурдова , Елена Иванова
 
По теме
    Крупнейшие производители моторного топлива в Татарстане снизили цены на дизтопливо до 39,5 рублей после возбуждения административного дела по признакам ценового сговора, — сообщает пресс-служба УФАС Татарстана.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система