Императрица русского театра

 

Явление на сцене. И первые слова: «Неожиданно для вас – да? Нелли Леднева из «Большой перемены», «Старые клячи» и тетя Песя, нет, дорогие мои, это экранные образы, а я вот такая! Очень серьезная артистка, глубокая, образованная, работоспособная». Светлана КРЮЧКОВА, актриса театра и кино вновь удивляет, мастерски примеряя самые разные амплуа. Сегодня она совсем чуть-чуть приоткрывает свои личные секреты, трепетно рассказывает об Ахматовой и откровенно, довольно резко говорит о современном кинематографе.

 

Надо работать подробно!

Я приехала в Казань не с творческим вечером, а с поэтическим вечером. Это огромная разница. Мои коллеги по цеху нивелировали понятие «творческий вечер». Теперь это халтура ‑ показывают какие-то отрывки из фильмов, песни поют, читают записки из зала. К примеру, раньше звание «народный артист» давали за что-то конкретное. Сейчас… Стою на сцене и мне стыдно, что у меня звание «народная артистка», говорю ‑ уберите, пожалуйста. Когда читаю Ахматову или Цветаеву, прошу на афишах просто написать: «Анна Ахматова, читает Светлана Крючкова». Могу точно сказать, мне 60 лет – я мастер, профессию знаю так, как мало теперь знают. Нас, владеющих актерским мастерством, сегодня осталось очень мало. Любого научу играть роль, поставить любой спектакль. Не ошарашить зрителя, чтобы в театре молния сверкала, дым валил и вода текла, а показать обычные человеческие взаимоотношения и реальную жизнь. Поэтому я на сцене показываю то, что умею. Поговорить со мной можно в поезде или самолете, а на сцену выхожу работать. Даже когда мне звонят домой, отвечаю: «Говорите быстро! У меня нет времени – я пишу книгу».

 

Книга, которую она пишет

Я прожила очень интересную жизнь, родилась в середине прошлого века, и мне есть что сказать. Когда поступала в школу-студию МХАТ, моими учителями были великие советские актеры: Василий Топорков, Виктор Станицын, Александр Комиссаров, Алла Тарасова, Анастасия Зуева, София Пилявская. Меня часто спрашивают, о чем будет книга, которую я пишу. А вот этого говорить не буду, еще не знаю. Был один интересный случай с Михаилом Булгаковым. Он жил рядом с каким-то писателем и однажды тот очень важно вышел на балкон и сказал Булгакову: «Я сейчас работаю над эпохальным романом… А вы что делаете?» – спросил он. Михаил Афанасьевич ответил: «Да так, пишу одну вещицу…» Этой вещицей была книга «Мастер и Маргарита». Пока книга не написана, никто не знает, какова она будет, по крайней мере, нормальный человек. Ненормальный скажет: «Я пишу эпохальный роман». А в будущем, кто его знает, великий он или в него селедку можно заворачивать.

 

Минута славы

К созданию программы в честь 120-летия Анны Ахматовой, которая называется «Путем всея земли...», меня буквально подтолкнули два кинорежиссера. Первый ‑ Андрей Хржановский. В его фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» у меня минута славы в кадре, в образе Анны Андреевны. Был сделан портретный грим, я снималась в подлинной ахматовской шали, сидя в знаменитой пунинской столовой под оранжевым абажуром. Это была первая подсказка, что я имею право выходить в таком образе. А через полгода мне позвонил другой режиссер Дмитрий Томашпольский и предложил роль Анны Ахматовой. Сразу дала ответ ‑ нет, не буду. До этого видела Сергея Безрукова в роли Пушкина и поняла, что не надо хвататься, почем зря играть столь великих людей. Но Томашпольский сказал, я буду в роли актрисы, которая играет Ахматову. Прочитав первые 15 страниц сценария, решила ‑ хочу сниматься в этом фильме. Роль Бориса Анрепа, у которого были близкие отношения с Анной Андреевной, сыграл актер Петр Вельяминов, и он отметил: «Я такого интеллигентного сценария не читал лет 20». Просила продюсера назвать этот кинофильм «Анна Ахматова. Луна в зените», но он вчера мясо рубил, а сегодня стал продюсером, и лучше знает, как надо. В итоге оставили название «Луна в зените», и не каждый понимает, что в этом кино речь идет об Ахматовой. Тем не менее, фильм популярен и его активно скачивают в Интернете. 

На вопрос, сколько я готовили ахматовскую программу, отвечаю – 42 года. Читаю стихи, которые очень долго не публиковали, некоторые ‑ лишь спустя 25 лет после смерти Анны Ахматовой. Когда эта программа была представлена в Москве, один из знатоков русской поэзии сказал мне: «Треть из того, что ты читала, я вообще никогда не слышал и не знал!» Для этого надо очень долго готовиться. Выступление тщательно продумано ‑ не просто выучила стихи. Обычно у меня первое отделение чуть дольше, потому что хочется прочесть стихи, которые могут быть кому-то интересны. Мне говорят: «У вас первое отделение почему-то длиннее второго», отвечаю: «У вас что, любовное свидание начинается с оргазма? Оно начинается с увертюры! Музычку включаем, торшер ставим, а потом уже – ах! Так и у меня. Второе отделение сильнее первого». Выхожу на сцену ради того, чтобы люди, придя домой, захотели снять с полки сборник поэтессы, почитать и подумать, а что же я не увидел-то?..

Мне сказали, что в Казани очень интеллигентные зрители, знающие и любящие поэзию. Специально для них прочитала «Сказку о черном кольце» Ахматовой, которая начинается такими словами: «Мне от бабушки-татарки были редкостью подарки; и зачем я крещена, горько гневалась она...» Ведь фамилия Ахматова – псевдоним, он взят от дальнего предка Анны Андреевны ‑ татарского хана Ахмата.

Плеяда русских гениев

Уверена, что в Татарстане есть люди, любящие русскую культуру. Уточняю ‑ когда говорю слово «русский», не имею в виду татарин, еврей или украинец, под этим понимается принадлежность к русской культуре и языку. Поэт Давид Самойлов, настоящая фамилия которого Кауфман, писал: «Мне выпало счастье быть русским поэтом...» Академик Пивоваров на телеканале «Культура» в программе «Академия» сказал: «Что имеет Россия на мировом уровне? Не нефть или газ, которые рано или поздно закончатся. Россия на мировом уровне имеет только язык и культуру». Вряд ли найдется страна, разве что Папуа Новая Гвинея, где не произносятся такие фамилии, как Достоевский, Толстой, Пушкин, Гоголь, Чехов. Это знает любой иностранец! Мы должны об этом думать, и доля в процентном соотношении русской культуры в культуре мировой огромна! Отказываться от нее было бы просто глупо. Говоря о России, хочу напомнить, обратите внимание на конец XIX века. 23 июня 1889 года – родилась Анна Ахматова, через год, 10 февраля 1890-го, рождается Борис Пастернак, далее 15 января 1891 года на свет появляются Иосиф Мандельштам и Михаил Булгаков, а 8 октября 1892-го ‑ Марина Цветаева. Четыре года подряд Россия рождала гениев! Назовите мне любую другую страну, в которой происходило когда-либо подобное, я готова слушать.

 

«Деньги кончились, будем монтировать из того, что есть!»

Роль Нины Антоновны в фильме «Похороните меня за плинтусом», снятом режиссером Сергеем Снежкиным в 2009-м, далась мне тяжело и отняла несколько лет жизни по одной простой причине. Наши современные продюсеры абсолютно непрофессиональны. Они не знают, что такое кинопроизводство. Раньше у нас был директор картины, был замдиректора, был администратор, второй администратор, и они хорошо знали свои обязанности. Сейчас приходит совершенно случайный человек. У нас есть такой, говорю серьезно, вчера продавал бананы или «челночил», а сегодня он продюсер. Потому что он знает, как обмануть, а о процессе кино не имеет никакого понятия! По закону, восьмилетнего Сашу Дробитько, который играл внука Нины Антоновны Сашу Савельева, не имели права снимать более четырех часов. Однако ежедневно юный актер был задействован в съемках все 12 часов. И это неправда, что у мальчика был психолог на площадке. На третий день ребенок пережил серьезный нервный срыв. Далее. Мы начали снимать картину намного позже, чем было прописано в договоре. Меня попросили освободить полтора месяца. За это время продюсер поменял себе машину, съездил на Бали, а на оставшиеся деньги 25 января, с большим опозданием, решил снимать картину. А у меня началась другая запланированная работа, и все наложилось. Чем все кончилось? 8 февраля я оказалась в реанимации. Нельзя снимать 10 дублей сцены смерти, потому что ассистент оператора «не доехал» камерой. Потому что бригадир светотехников неправильно выставил свет и появился блик. То, что делают с артистом на площадке ‑ это преступление. С настоящим артистом. А для ненастоящих – они могут километрами играть на площадке, я вот как-то включила телевизор, а там стоит артистка абсолютно пустоглазая и равнодушно говорит «Я тебя люблю». Понятно, что у нее одна только цель в жизни – выйти замуж за бизнесмена. Они, говорят, даже мужей своих плохо помнят. Быстро выйти, быстро родить и быстро отсудить деньги. Это современные артистки играют «бегом», а, как известно, служенье муз не терпит суеты. И так же работают продюсеры. Безобразно! Не сняв основную сцену фильма, где я в роли Нины Антоновны разговариваю по телефону и описываю свою жизнь, продюсер на площадке собрал всю съемочную группу и сказал: «Деньги кончились, будем монтировать из того, что есть!». Как вам это нравится? Естественно, у нас у всех сердце нормальное, человеческое, и душа, нам всем было плохо. И слава богу, что директор нашел возможность и фильм досняли. Картина далась тяжело. …Вот в таких антиусловиях мы работаем. Как с этим бороться? Не молчать! Когда в СМИ говорят об этом безобразии, они боятся. И не буду молчать ‑ тиграм мяса недодают!

 

Шквала ролей нет

После ухода театрального режиссера Георгия Александровича Товстоногова, за семнадцать лет я сыграла в Большом драматическом театре всего три роли. Это Раневская в «Вишневом саде», Мамаша Кураж Брехта и Васса Железнова Горького. За это время я не скурвилась, не спилась, родила ребенка, набрала и выпустила актерский курс, поставила три спектакля как режиссер, уже пять лет в Петербурге существует «Театр-студия Светланы Крючковой». Подготовила массу различных творческих и поэтических программ. У меня четыре поэтические премии. И государственная награда – медаль Пушкина «За сохранение и развитие русской словесности». Я постоянно работаю и занимаюсь огромной просветительской работой. 8 марта 2011 года мне вручили Российскую Национальную актёрскую премию имени Андрея Миронова «ФИГАРО» - За высокое служение театральному Отечеству – «Императрица русского театра» .

 

О своих будущих ролях не говорю из суеверия. Можете поверить, никакого шквала ролей у меня нет. Вот мы недавно сидели с директором театра «Русская антреприза» имени А.Миронова Владимиром Бортко, у которого в свое время я отказалась сниматься в «Собачьем сердце» в роли кухарки. Говорила: «Полная женщина это не значит тупая. И не значит простая. Играть кухарку не могу, я человек не физического, а умственного труда. Мои движения будут неубедительны». И спустя годы Владимир Бортко во время нашей последней встречи спросил: «Как же ‑ такая артистка и нигде не снимаетесь?» Отвечаю: «Это вы, кинорежиссер, меня спрашиваете?» Не рвусь и не борюсь за количество ролей. Если что-то проходит мимо меня – значит так и должно быть! Я должна жить долго, моему первомувнуку Антоше исполнилось всего три месяца, моему младшему сыну Алексу только 20 лет, а мне 60.

 

Люди, которые меня любят

Так получилось, что я уже три раза побывала на том свете и теперь совершенно по-другому смотрю на вещи. Для своих сыновей, а у меня их двое, являюсь другом, и они для меня друзья. Мой старший сын – Митя Векслер, сын известного советского кинооператора Юрия Векслера, уже долгое время живет во Франции и работает звукорежиссером. Он часто оформляет для меня спектакли. Митя – талантливый саунд-дизайнер и саунд-продюсер, и то, что я с компьютером на «ты» ‑ заслуга сына. Очень многие мои ровесники не могут даже sms отправить, считаю, это неправильно. Супруга моего старшего сына, француженка Шерифа, по профессии дизайнер и плакатист, она занимается оформлением обложек для моих дисков. Недавно у меня родился внук, кстати, его назвали Антон, а не Антуан. В это время, осенью прошлого года, я гостила во Франции и держала Антошу на руках, когда ему было всего два дня. Все шутили, что мальчик родился специально к приезду бабушки.

Мой младший сын – Алекс, музыкант и учится на отделении народных инструментов по классу классической гитары. Он уже успел стать лауреатом всероссийских и международных музыкальных конкурсов. Вместе мы работаем на моих творческих вечерах, во время выступлений Алекс аккомпанирует мне.

Самое главное, чтобы вокруг были люди, которые тебя любят.


 
По теме
Чечня – Неизведанная… Крупнейшие в Европе мечети, высотки, не уступающие небоскребам Дубая…Манящее величество гор и живописные пейзажи.
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время