Фотография не может надоесть!

На границе двух необъятных миров – природы и визуального искусства – рождаются шедевры челнинского фотохудожника Николая БРИКА.

 

Неисправимо легкомысленная жертва всех появляющихся на горизонте увлечений, всех интеллигентских ветрянок, я задал Николаю вопрос, который он пережил, каменея от вежливости. Я спросил о том, что меня действительно потрясает в фотографах до глубины моей ветреной души. Я поинтересовался, как происходит встреча с творческой профессией, которая  – вдруг! – определяет всю дальнейшую судьбу человека; и почему долгие годы это занятие не надоедает, не отпускает от себя, открывая все новые и новые источники неугасающего интереса. Почему, наконец, из огромной армии заинтересовавшихся фотографией – а это, особенно в последние годы, каждому доступно – мастерами становятся считанные единицы? Как, по каким признакам фотография находит своих адептов, готовых вечно служить ей?

  – Фотография не может надоесть! – эту фразу Николай Николаевич отчеканил без всяких колебаний. – Как бы ты ни продвинулся в этом искусстве, всегда найдутся мастера, которые тебя удивят и заставят почувствовать собственное несовершенство. Ведь фотография – это мир безграничных возможностей. И представления об этих возможностях непрерывно расширяются. Чем дольше я живу в этом мире, чем больших достигаю успехов, тем сильнее склонен считать себя скорее любителем, чем профессионалом. Лучшее всегда впереди.
Как выяснилось, призвание нашему герою действительно открылось вдруг, случайно. А до того сценарий его жизни был типичен для тысяч современников, ровесников и соотечественников. Ничто, как говорится, не предвещало… Он родом из Белоруссии, где успел полюбить леса, их обитателей, был заворожен красотой нетронутой природы. Потом семья перебралась в Волгоград. На берегах великой реки он окончил восьмилетку и вечернюю школу. Отслужил в армии, женился, приобрел профессию электрика, некоторое время жил и работал в Запорожье. А судьбоносная перемена связана с приездом на Всесоюзную комсомольскую стройку в Набережные Челны. Собственно, тут тоже все как у всех: молодой семье нужна была квартира, а тут целый город вырастал на глазах! В 1974 году написал письмо на КамАЗ, получил вызов, приехал, начал работать. Отсюда был направлен на стажировку в Тольятти, на ВАЗ.

  – И вот на стажировке, вернее, в свободное от нее время,  – рассказывает он, – отправился я в кинотеатр «Сатурн». А там как раз проходила выставка художественной фотографии. Работы были в основном черно-белые. Разные жанры: портреты, пейзажи… Походил я, посмотрел. На меня это все произвело сильнейшее впечатление. Я был просто потрясен. Почувствовал: вот это – мое! Казалось, стоит взять в руки камеру – и сами собой начнут рождаться шедевры. Ощущение было ошибочным. Но тогда я этого не знал. Меня переполнял энтузиазм. А Набережные Челны – город энтузиастов. Я вернулся на КамАЗ, приступил к пусконаладочным работам на заводе по изготовлению двигателей в цехе мелких стальных деталей. Разряд у меня был шестой. И внешне вроде бы ничего не изменилось, жизнь катила своим чередом. Но у нее теперь был другой смысл.


Он приобрел свой первый фотоаппарат – «Чайка» на 72 кадра, и начал снимать. Но, несмотря на воодушевление и упорство, ничего впечатляющего не получалось. Впору было прий­ти в отчаяние.
  – Хорошо еще, – вспоминает он, – хватило ума подойти к профессиональному фотографу и спросить, как можно этому делу научиться. Было мне тогда 25 лет. Спец ответил: «Научить мне тебя не сложно, только имей в виду, что по-настоящему понять фотографию можно только окунувшись в этот мир». И я окунулся: обложился литературой, выписал журнал «Советское фото», стал посещать выставки, общаться с признанными мастерами, а главное – снимать, искать свой индивидуальный стиль и путь в искусстве. И постепенно, со временем стало получаться. Меня заметили, стали привлекать к сотрудничеству различные редакции, издательства. Появились и предпочтения – больше всего я люблю оформлять книги о природе.

Неслучайно Сальвадор Дали назвал фотографию свободным творчеством духа. Отпечаток личности автора тут главная составляющая успеха. С первых шагов на профессиональном поприще Брик заявил о себе как человек, тонко чувствующий природу и умеющий блистательно запечатлеть ее мимолетные состояния средствами художественной фотографии. В разные времена года, выискивая объекты съемок в лесу, на берегах реки он, городской житель, ищет гармонии, умиротворения. И понимает, что природа скроет свои секреты, если он придет к ней с душевной суетой и неразберихой мыслей… Особая страница его творчества – фотоохота. От спонтанных встреч с представителями фауны он перешел к целенаправленным, плановым съемкам, установив контакты с егерями Красноборского охотничьего хозяйства. И теперь героями его работ стали не только бабочки и суслики, но и глухари, тетерева, журавли, сурки, бобры, норки, ондатры, лоси.
Прежде чем снимать животных, следует хорошо узнать их биологию, повадки. Все происходит очень быстро, и чтобы схватить нужное мгновение, необходимо быть к нему готовым. Удача – если удается поймать объективом типичную сценку из жизни зверька, птицы, крупного животного.
В прежние годы трудностей у мастера было больше. И прежде всего – это несовершенная аппаратура, что называется «деревянная». Сегодня к аппаратуре претензий нет, возможности ее велики. Фотодело объединилось с компьютерными технологиями. Дорабатывая цвет, свет, резкость изображения, можно добиваться идеального качества снимков. Однако мастер не злоупотребляет компьютерными импровизациями, используя минимум их возможностей, потому что, во-первых, во всем должна быть мера, а во-вторых, в фотографии главное все-таки сама фотография.
  – К сожалению, в последнее время, – сетует мастер, – нередко смешивают разные понятия, и фото качественные выдают за художественные. А ведь это в корне разные понятия. Происходит обесценивание собственно творческого начала.
Творческое начало, за которое ратует Николай Брик,  – в каждой его работе. Щедро одаривая зрителя красотой, удивляя неожиданным ракурсом, оригинальной композицией, Мастер продолжает творить, неутомимо отыскивая новые облики прекрасного.

  Евгений КОБЛЕВ


 
По теме
В ДК «КамАЗ» Набережных Челнов состоялся гала-концерт фестиваля. В программе в живом исполнении звучали кавера на знаменитые хиты и авторские произведения молодёжи Республики Татарстан.
Светлана Митрофанова, Татьяна Гагарина На прошлой неделе в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника прошёл интерактивный вечер «Смелая жизнь»,
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система