Сергей Коробков: «Нуриевскому нужен фестиваль-спутник современного танца»



(KZN.RU, 21 мая, Алиса Розанова). В эти дни в Казани проходит юбилейный XXV Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. В качестве ведущего на фестиваль пригласили известного театроведа, зампредседателя Комиссии по хореографии СТД РФ, художественного руководителя творческих программ «Театра наций» Сергея Коробкова. Мнение известного критика о Нуриевском фестивале, классическом и современном балете, а также о творческом тщеславии узнал KZN.RU.

ШАГИ В СТОРОНУ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА МОЖНО ДЕЛАТЬ СМЕЛЕЕ

Двадцать пять лет – немалый срок для любого фестиваля. Нуриевский как-то изменился за это время?

С.К.: В первую очередь, фестиваль носит имя Рудольфа Нуриева, значит, он – исполнительский. Публика ежегодно видит выдающихся современных артистов в спектаклях из репертуара Нуриева, или в постановках, в которых он теоретически мог участвовать, сравнивает исполнительские трактовки.

Но, я не скажу, что фестиваль не изменяется. Например, 3 года назад на фестивале был замечательный спектакль «Quatro» в постановке Эрварда Глюга, в котором заняты Денис и Анастасия Матвиенко, Леонид Сарафанов и Олеся Новикова. Это - contemporary dance, что называется, современный танец. Мне кажется, он с удовольствием был воспринят казанской публикой. В Казань приезжала труппа Бориса Эйфмана, который, отталкиваясь от классики, работает в своей технике, используя современный танец. В гала-концертах – это номера пермского хореографа Евгений Панфилова или Николая Огрызкова… Мне кажется, можно и смелее делать шаги в эту сторону.

Впрочем, Георгий Ковтун, который ставит в ТГАТОиБ, хоть и основывается на классике, несомненно, современный хореограф, который использует все возможности человеческого тела. Я всегда за то, чтобы было много разных направлений, они никогда не вредят. А еще нынешнему фестивалю нужны Нуриевские чтения, обсуждения, возможно, семинары, мастер-классы для молодых театральных критиков…

Нуриевский носит название фестиваля классического балета, но в нем постепенно появляются элементы современного танца, который, как вы сказали, публика воспринимает хорошо. Возможно, Казани нужно больше современной хореографии?

С.К.: Форум носит название классического балета, естественно, что ему отдается предпочтение.

Но почему не быть фестивалю-спутнику современного танца? В дни, когда проходит Нуриевский, можно приглашать современные труппы, тем более, они очень мобильные, так как живут от фестиваля к фестивалю. Нужно найти на эту программу энтузиастов или внутри театра, или в управлении культуры города, и бюджет, причем, относительно небольшой. Сюда подтянулась бы молодежь, потому что это другой язык, другая лексика.

В Казани очень хорошая публика, отзывчивая, эмоциональная, которая, судя по гала-концертам Нуриевского, с удовольствием воспринимает и многофигурные, и полифонические постановки.

Максимальное расширение пространства в танцевальной среде – это в любом случае хорошо. Возможно, через несколько лет этот фестиваль-спутник влился бы в Нуриевский, или существовал абсолютно отдельно.

Думаю, появление фестиваля современного танца увеличило бы в Казани число современных коллективов, которыми город не богат.

С.К.: Есть города, где специализированно занимаются современным танцем, где он развит и востребован – это Пермь, Челябинск – коллектив Ольги Пона, Екатеринбург – театр «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой, Саранск с фестивалем современного танца «Лиса». По крайней мере, эти труппы можно привезти сюда.

Есть замечательный хореограф, которого я хотел бы видеть в Казани, Раду Поклитару – он ставил спектакли в Большом театре, неоднократно становился победителем международных конкурсов современной хореографии, сейчас у него свой коллектив в Киеве «Киев-модерн-балет». Его трудно заполучить, но он – один из лидеров современной хореографии… Или мною любимая московский хореограф Елена Богданович.

В КАЗАНСКОМ ТЕАТРЕ КАЖДЫЙ СПЕКТАКЛЬ – ПРАЗДНИК

В одном из интервью вы отмечали, что сегодня театры предпочитают не рисковать, поэтому отказываются ставить современные танцевальные спектакли…

С.К.: Да, это так, и это неправильно. Театр жив только тогда, когда в нем воспринимается что-то новое. Зачастую получается, что в репертуар берут одно и то же из некоего «запасника». Это ограничивает возможности и артистов, и публики, потому что время меняется, стиль меняется. Мы ведь не танцуем классику так, как ее танцевали в XIX веке при Мариусе Петипа. Танец развивается во времени, эпохах.

Есть вернуться к классике и модерну, нужно понимать, что природа танца – одна, просто существуют разные направления, модификации. С одной стороны – это классический тренинг Агриппины Вагановой, с другой – многочисленные современные техники. В природе всего лежит в первую очередь движение, во-вторых – выразительные возможности человеческого тела. Поэтому здесь нельзя все сводить к тому, что публика любит или не любит, она даже не знает многих вещей, но с удовольствием их воспринимает.

Ежегодно на спектаклях Нуриевского фестиваля аншлаг, и не все желающие на него попадают. Это можно как-то изменить?

С.К.: Фестиваль и так достаточно большой, он подразумевает некую плотность, парад спектаклей, парад звезд - они же не могут танцевать бесконечно. И потом длительность ограничена элементарными вещами – бюджетом и организаторскими возможностями. Но в принципе, как я писал в буклете к XXV фестивалю, директор театра Рауфаль Мухаметзянов привел ТАГТОиБ им.М.Джалиля к такому уровню, когда каждый спектакль – праздник, когда нельзя сказать «спектакль текущего репертуара». Здесь есть некая заостренность на том, чтобы каждый спектакль был высочайшего уровня. Обычная репертуарная афиша на протяжении целого сезона театра ничуть не хуже, чем фестиваль. Мне кажется, в этом заслуга директора и художественного руководителя труппы Владимира Яковлева.

Приглашенные звезды - это распространенное явление?

С.К.: Система, когда ведущие партии преимущественно исполняют приглашенные артисты, свойственна больше западным театрам. Думаю, Казанский театр оперы и балета – один из первых, кто начал это практиковать. Есть еще принцип работы stagione, когда спектакли с приезжающими на гастроли артистами театр дает по несколько подряд – например, пять «Спящих красавиц», 2-3 «Аиды». Но это больше свойственно крупным культурным центрам, где проживает не 1-2 миллиона человек, с развитой туристической инфраструктурой. Здесь такое сочетание репертуарного театра и европейского stagione.

Растут казанские артисты - Михаил Тимаев, Кристина Андреева, Александра Суродеева, Нурлан Каметов, Руслан Савденов – они выступают на равных правах с приезжими звездами. Не будет завтра артистов такого уровня, значит, танцевать ведущие партии будут приглашенные.

Казань имеет сегодня всю панораму, если не балетного искусства, то, по крайней мере, исполнительского. Старшее поколение печалится о времени, когда в театре была своя труппа с оперными и балетными звездами. Сейчас есть постоянный хор, вторые и третьи солисты, но есть и свои ведущие солисты – одна Альбина Шагимуратова чего стоит!

Но мы имеем возможность видеть звезд из Европы и Америки, и это замечательно. Мир перестал быть замкнутым, и казанский театр одним из первых в России понял этот процесс, и встроился в него. Я за то, чтобы так и было. Конечно, казанцам хочется, чтобы спектакли шли чаще, но тут…то опера 3 месяца на гастролях, то балетная труппа.

ТЩЕСЛАВИЕ - ЧАСТЬ ПРОФЕССИИ АРТИСТА

Многие отмечают, что современные молодые артисты излишне «звездят». Как вы оцениваете это явление?

С.К.: «Звездность» - это черта бытовая, она проявляется в поведении человека, как воспитанность, например. «Звездная болезнь» - это плохо, человек должен всегда помнить о том, что он такой же, как все.

Что касается тщеславия, это неотъемлемая часть профессии артиста, в противном случае – он будет неконкурентным. Артист не должен уйти со сцены без аплодисментов. Это часть профессии, как и характер. Есть такое выражение «балерина – это характер». Если нет характера, то ты «простоишь у воды», какими бы данными не обладал. Нужно понимать, что в театре жизнь не простая, есть и некая зависть, хорошо, если она белая, но бывает и черная.

Желание молодого артиста победить на международном конкурсе, чтобы о нем знали – это здоровое стремление любого творческого человека в любой области. Казанская школа заявила о себе на международных фестивалях, это ведь замечательно, когда ребята получают премии!

Что необходимо сохранить в современном балете, чтобы он не превратился в некий танцевальный перформанс?

С.К.: Перформанс – слово-новодел, он ближе к актуальному искусству, тому же постмодернизму… Сохранять нужно исполнительский уровень, который состоит не только из точного воспроизведения движения. Это образность, выразительность, решение роли, которые в достаточной степени передаются из рук в руки, «из ног в ноги». Можно сделать необходимый порядок, но это будет сухо, не идеально, если нет полета души и биения сердца.

Есть образцы красоты, которые и называются классикой, потому что они совершенны. Но сегодня мы прочитываем искусство иначе, чем современники Пушкина, Толстого, Петипа. Все интерпретации Жизели или Одетты-Одилии развиваются, хотя в сущности остаются теми же самыми. Большой артист на то и артист, а не просто исполнитель - он по-своему интерпретирует классический образ, не нарушая органики, заложенной при его создании.

Другое дело, массовая культура, которая оставляет сегодня все меньше пространства для высокой, академической. Она имитирует, заменяя развлечением так называемую «внутреннюю работу над собой». Поэтому, когда в городе есть театр, который ежевечерне собирает полный зал, когда у театра есть что предложить зрителю – «Лебединое озеро» или «Спартак» - сложнейший балет с совершенно новым взглядом на историю, с попыткой понять устройство мира, человека, и зритель выходит из театра измененным - это самое важное.
 
По теме
Светлана Митрофанова, Татьяна Гагарина На прошлой неделе в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника прошёл интерактивный вечер «Смелая жизнь»,
Во Дворце культуры имени С. Гассара проведено занятие по вокалу (руководитель Марина Комарова) для участников народного театра имени Ашрафа Ахунова.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система