«От европейского тура ГСО РТ зависит наше дальнейшее продвижение по миру»

Александр Сладковский — о том, почему главный оркестр республики можно назвать самолетом ручной сборки под конкретного пилота

«Я с удовольствием езжу в оркестры, которые меня тепло принимают, но работать люблю именно со своим коллективом. Максимума я добиваюсь именно здесь», — уверен худрук ГСО РТ Александр Сладковский. В своем очередном материале для «БИЗНЕС Online» он рассказывает о сотрудничестве с приглашенными дирижерами, своей работе с другими оркестрами и планах на ближайшее и более отдаленное будущее.

«Мне, когда я шесть лет назад принял приглашение работать в Казани, известные музыканты тоже говорили: «Куда ты едешь?! Ты что, с ума сошел?!»

«Я ВСЕХ ПРИГЛАШАЮ, ПРОСТО НЕ ВСЕ МОГУТ ПРИЕХАТЬ»

Начну с искреннего признания: с дирижерами пока дела обстоят очень напряженно. Те люди, которых я бы хотел к нам пригласить — и приглашал — ссылаются на занятость. Среди них — Андрей Борейко , главный дирижер Национального оркестра Бельгии; Туган Сохиев , главный дирижер Большого театра России и Национального оркестра капитолия Тулузы; Василий Петренко , главный дирижер Филармонического оркестра Осло. Возможно, какие-то агентские ограничения сказываются, а возможно и подсознательный «страх провинции». Мне, когда я шесть лет назад принял приглашение работать в Казани, известные музыканты тоже говорили: «Куда ты едешь?! Ты что, с ума сошел?!»

Впрочем, оглядываясь назад, скажу, что у нас все-таки побывали многие прекрасные дирижеры. Владимир Иванович Федосеев , например, был дважды, как и Гавриэль Гейне из Мариинского театра. Приезжал и Кристофер Мулдс — специалист по барочной музыке, который регулярно работает в Большом театре и в Московской филармонии. Да много кто был! Сознаюсь, я не отношу себя к тем дирижерам, которые боятся пригласить кого-то, кто лучше. Мне не дадут соврать: ну нет у меня комплекса и нет соревновательного азарта или боязни, что меня кто-то обскачет. Я всех приглашаю, просто не все могут приехать. Что делать, дирижеры — занятые люди. У многих график расписан на годы вперед.

Если говорить о солистах, сейчас, когда мы попали на лист агентства IMG, а кроме этого сотрудничаем и с другими агентствами, всё стало очень удобно. Те солисты, которые приезжают в Казань — не просто хорошие, а очень хорошие музыканты. Уровень наших партнеров предполагает топовых солистов и такого же — топового плана — события. Например, от французского агентства «Сарфати» мы ездили к Рене Мартену на его фестиваль Les follе journee («Безумный день»). Европейский тур в декабре нам устраивает агентство IMG. А февральский тур в Испании — одно из ведущих испанских агентств.

Что касается меня лично, на днях я играл с Вадимом Репиным и Российским национальным оркестром в Москве. С другим коллективом — Национальным филармоническим оркестром Владимира Спивакова буду дирижировать «Просветленную ночь» Шёнберга, «Дон Кихота» Рихарда Штрауса и «Песнь о земле» Малера. В эту группу выступлений меня пригласил на свой фестиваль замечательный баритон Василий Ладюк . А еще предстоит концерт с Государственным симфоническим оркестром России в венском театре An der Wien. Том самом, где в свое время состоялась премьера «Волшебной флейты» Моцарта. Там мы дадим программу с «Весной священной» Стравинского и сюитой из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.

«Оркестр Татарстана — удивительный с точки зрения готовности к сотрудничеству и приятию любой концепции, любого исполнительского требования»

«МОЙ КАЗАНСКИЙ ОРКЕСТР — ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ МЕНЯ»

Все это, безусловно, приятно. Но каким бы ты ни был выдающимся, заслуженным, каким бы ты ни был волшебником, если ты приезжаешь в чужой коллектив, все равно ты испытываешь трудности, как бы тепло там тебя не принимали. Две-три репетиции — интересная вещь, но... Конечно, когда я был моложе, меня это заводило: «Интересно, сумею я за одну-две репетиции собрать и бабахнуть „Весну священную“?!» Сейчас я на это смотрю несколько иначе. Как говорится, своя рубашка ближе к телу.

Мой казанский оркестр — это продолжение меня. Это, что-то, что можно назвать самолетом ручной сборки под конкретного пилота. Дело в том, что ни один из приглашенных мной дирижеров — а это были и Владимир Иванович Федосеев, и Владимир Теодорович Спиваков, и итальянские дирижеры, — так вот ничего настораживающего о нашем оркестре никто из них не сказал. Оркестр Татарстана — удивительный с точки зрения готовности к сотрудничеству и приятию любой концепции, любого исполнительского требования. Вот почему я с удовольствием езжу в оркестры, которые меня тепло принимают, но работать люблю именно со своим коллективом. Максимума я добиваюсь именно здесь. И только здесь могу работать концептуально, глубинно, перфекционистски.

20 сентября после трехнедельного перерыва встал за пульт своего оркестра. Ну что? Живой организм! Ребята отдохнули, отвлеклись от работы. Слушаю, кто-то где-то просел. Чувствую, требуется срочный техосмотр. Это я к тому, что любой оркестр, даже самый классный требует постоянного и пристального к себе внимания. Паспортные данные оркестров — это вещь, как бы подразумеваемая, но эти паспортные данные они же все время меняются. Не буду называть один оркестр, поработать с которым я буквально мечтал когда-то, а сейчас думаю: «Только бы меня не приглашали». На сегодняшний день в России есть несколько оркестров, где — точно знаю — меня примут, будет классный результат. И все-таки возникает ощущение, что пилотируешь не свою машину. Тем сильнее хочешь вернуться сюда к своим ребятам.

«МОЯ МИССИЯ — НЕ ЗАВОЕВЫВАТЬ СЕБЕ ИМЯ С ЗАПАДНЫМИ ОРКЕСТРАМИ, А СДЕЛАТЬ НАШ ОРКЕСТР ИЗВЕСТНЫМ В МИРЕ»

Расскажу немного о репертуарных прицелах ГСО РТ. В этом сезоне мы будем играть Седьмую симфонию Брукнера, которая в Казани никогда не звучала. Хотелось бы поднять еще и Седьмую Малера: поскольку малеровские Первая, Четвертая, Пятая, Девятая у нас уже были, надо доращивать его симфонический корпус. Но, трезво глядя на вещи, понимаю, что в этом сезоне сделать Седьмую Малера просто не успеваем. Ее мы сделаем через сезон. Тогда же мечтаю исполнить и не игранную здесь Седьмую симфонию Дворжака. Ну, а возвращаясь к тому, с чего начал, очень надеюсь на возможный визит к нам Михаила Плетнева в качестве дирижера. Тем более, что с его Российским национальным оркестром в прошлом сезоне мне довелось провести очень интересный европейский тур, в котором сам руководитель РНО выступал солистом в фортепианном Концерте Шумана.

Меня часто спрашивают: что я ожидаю от агентства IMG по части предлагаемых мне оркестров? Честно скажу, что не ожидаю «революционных переворотов». Конечно, в их деятельность входит проба новых комбинаций: я для них человек новый и, надеюсь, им будет интересно попробовать меня в союзничестве с их оркестрами-партнерами. Вызовы, которые судьба тебе посылает, всегда важны. И всегда важно знать, как ты с этим справляешься, ведь помимо моих дипломов, моих лауреатств, каких-то моих прошлых активов, важно понять и предъявить себя-сегодняшнего. И все-таки первой своей задачей я считаю показывать не себя-любимого, а свой коллектив — ту самую машину, о которой все говорили, говорят, и вот сейчас мы с нее снимаем чехол.

В агентстве IMG нас консультируют на предмет того, как мы бы могли развиваться. Мир-то огромный! Помимо европейских направлений, почему бы не присмотреться к Азии, Латинской Америке, Китаю?! От нашего европейского тура, точнее, от того насколько удачным он окажется, зависит наше дальнейшее продвижение по миру. Чудес, люди думают, не бывает. Но чудеса бывают. Моя миссия — не завоевывать себе имя с западными оркестрами, а сделать наш оркестр известным в мире. Именно это и есть мой стратегический интерес. Преследуя его, на открытие сезона с Одиннадцатой симфонией Шостаковича, я пригласил критиков из Австрии, Германии и Швейцарии. Думаю, они получили достаточно впечатлений, чтобы подготовить к декабрьскому европейскому туру ГСО РТ публику Цюриха, Линца, Братиславы и, конечно, Вены. Ну а дальше поживем-увидим.

Александр Сладковский

Фото: «БИЗНЕС Online»
 
По теме
В Казанском Кремле прошла церемония вручения наград работникам промышленности, строительства и транспорта, представителям медицинских кругов, культуры, средств массовой информации и других сфер.
Для строительства дороги по улице Туфана Миннуллина в Казани планируют изъять еще семь земельных участков и расположенные на них объекты недвижимого имущества – гаражи, входящие в гаражно-строительный кооператив «Волга».
Появились подробности ДТП в Елабужском районе - Газета Новая Кама Авария произошла сегодня утром. 28 марта в 7.20 часов по ул. Баки Урманче в Елабуге, водитель автомобиля HAVAL F7 не выбрал скорость, обеспечивающую безопасность дорожного движения, допустил занос автомобиля.
Газета Новая Кама
Булат Ханов: «Нет рецептов того, как жить и что делать» - Реальное время Гость нового выпуска «Книжной полки» — писатель Булат Ханов Фото: Динар Фатыхов Айтишница Зарема и неназванный рассказчик, студент факультета журналистики Казанского университета, решили автостопом доехать до Карелии,
Реальное время