Если душа родилась крылатой

Если душа родилась крылатой
Если душа родилась крылатой
Фото: www.yakazanec.com

В день 125-летия со дня рождения Марины Цветаевой в театре им.В.Качалова был сыгран спектакль «Последний день» по стихам великой поэтессы  XX  века.

Моноспектакль   «Последний день» созданный ведущей актрисой качаловского театра Светланой Романовой, посвящен поэтессе XX века Марине Цветаевой, которую актриса с бесконечным уважением называет не иначе, как великой.   В любви к автору таких знаменитых стихов как «Молитва», «Мне нравится, что я больна не вами», «Под лаской плюшевого пледа», актриса не раз признавалась в своих интервью и на творческих встречах. «Светлана Геннадьевна знает о Цветаевой буквально всё, быть может, даже больше иных служителей музея, которые по долгу службы, а не по зову сердца, занимаются исследованиями», — говорят о ней в родном театре. Эта музыкально-поэтическая композиция стала результатом многолетнего изучения и осмысления всего, что связано с трагической судьбой и   творчеством женщины – поэта. А Марина Цветаева оставила как значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, так и автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, большое количество писем, дневники.

Всё в спектакле располагает к размышлению о  личности этой непростой женщины, яркого самобытного поэта (сама Цветаева не любила слова «поэтесса»), всё рифмуется с нею. Камерная обстановка.   Актриса в строгом чёрном, напомнит цветаевские строчки: «Продолговатый и твёрдый овал, черного платья раструбы…».

Сцена декорирована просто и, одновременно, изысканно. Круглый столик  покрыт ажурной скатертью. До начала спектакля, в свете софитов она кажется желтой, но стоит прожекторам приглушить своё сияние и монохромный жёлтый распадётся на спектр светло-голубых, нежно-розовых и девственно-желтых цветов — аллегория поэтического феномена Марины Цветаевой, преломленного призмой времени. Возле стола два деревянных стула. Присядет на них героиня за всё время действия, лишь несколько раз,    да и то, на минуточку:  прочесть письмо, написать телеграмму,  рассмотреть фотографию или просто, обессилев от бесконечного бесприютного, полуголодного существования. Всё остальное время, словно птица в клетке, она будет метаться по сцене, загнанная в рамки обстоятельств, чужой воли или роковой    безысходности.

Говоря о смерти младшей дочери, актриса сделает отталкивающий жест, оглушённая и раздавленная горем, её героиня долго не сможет принять, примерить к себе гибель двухлетнего ребенка. «Старшую у тьмы выхватывая — Младшей не уберегла», — отчаянно напишет она, пытаясь избавиться от гнетущего её чувства вины.

На стене старинные часы. Их стрелки неподвижны. Время остановилось для Марины Цветаевой с арестом её дочери Али, любимого мужа и сестры. По сцене двумя группами расставлены разного размера чемоданы, дорожный сундучок с рукописями, связка книг — символы скитальческой жизни поэта. Всё это соединится в единое целое, когда героиня с сыном Георгием, которого она любя называла Муром, тронется в последний свой прижизненный путь — в эвакуацию, в августе  41-го,  из Москвы в Елабугу. 

Название спектакля «Последний день» не случайно. Своё повествование актриса начинает с рассказа о смерти поэта 31 августа 1941 года на съемной квартире в Елабуге. В голосе актрисы звучит горечь,  растерянность, чувство вины – неизменные спутники, пожалуй,  каждой подобной  смерти. «Из петли вынул прохожий. Сына Георгия остановили: «не ходи, там мама!» «Мёртвая?» — сразу догадался тот, так и сел в пыль. Целая сковорода рыбы осталась нетронутой…».

  Хозяйке квартиры  новая жиличка показалась странной. Небрежная путаница цветов и стилей в одежде: «юбка длинная чёрная, пальто коричневое ношенное, на голове зеленый берет» – к своей внешности женщина, очевидно, была более чем равнодушна. А чего стоило её устало-категоричное: «Я здесь буду жить, никуда больше не пойду!» Её отрешенность от быта: «она ничего не готовила — не было настроения! Питались они  сыном в столовой…», — вспоминает А.И. Бродельщикова.  Простая женщина, она не угадала состояния той, что поселилась в её доме за зановеской, не усмотрела в её апатии решимость уйти из жизни: «Никто не знает, что я уже год ищу смерти! Примеряю её на себя!» И в след за этим, слова, подтверждающие, что все задумавшие самоубийство хотят  зацепиться за жизнь, ухватиться хоть за соломинку и презирают смерть: «Все уродливо и страшно. Проглотить — мерзость, прыгнуть — враждебность, исконная отвратительность воды… Я не хочу никого пугать… Я не хочу умереть. Я хочу не быть», – озвучит признание Цветаевой актриса. Душа её была уже мертва — стихи не писались, и эта немота угнетала. Всё остальное: поиски работы, разговоры на крыльце с хозяйкой, встречи с приятелями в Чистополе — делалось по инерции. Отчаяние, апатию и  одновременно едва уловимое желание жить, актрисе удаётся передать интонацией, языком жестов:  взмахи рук и их падение, легко сравнимы с биением крыльев большой и сильной, но смертельно раненой птицы.

Неизбывную и невысказанную вслух, разве что отразившуюся    в стихах, печаль непонятости:   — мечта о любви, признании вступала в противоречие с особенным ее, нервным, неуступчивым характером и желанием быть во что бы то ни стало самой собой,   —   несёт со сцены зрителю Светлана Романова.

Моноспектакль «Последний день» — это рассказ длиною в жизнь, выстроенный не в хронологическом порядке, а в той особенной последовательности, как если бы прошлое воспроизводилось памятью поэта. Воспоминания   перемежаются стихами, так, что, порою, трудно понять, где кончаются стихотворные строки и начинается проза и наоборот, но проникновенностью   этого монолога актриса добивается высокого градуса. Потому,   к финалу, когда актриса зачитывает предсмертные записки, адресованные сыну, семье знакомых из Чистополя, где умоляет не оставлять еще не оперившегося юношу, завершить его воспитание, взять в дети, и тем, кто будет хоронить: «Умоляю, не похороните живой, проверьте хорошенько», в зале проливаются потоки слёз, а тезис: самоубийство-грех, сменяется убеждением: Марина Цветаева не могла иначе. И не петлю она затянула на шее – концы обрубила, словно птица, потеряв смысл жизни, взлетела в высь и камнем бросилась    оземь.   

И было от чего. Счастливое детство оборвалось в одночасье, сообщением старшей сестры Аси: «У мамы был доктор, сказал, что у неё чахотка и она скоро умрёт!» Счастливая любовь осквернили домыслами, несправедливостью, арестом любимого и тенью позора, в который не верила только она, знавшая его, не просто мужа — рыцаря, из тех, что «в роковые времена слагают стансы и идут на плаху»,   — лучше всех.

Рождённая в той, старой жизни, где даже «домики с знаком породы», где «потолки расписные, до потолков зеркала», Марина Ивановна Цветаева чувствовала себя «обманутой и обокраденной»,  вследствие исторического перелома в судьбе горячо любимой ею России. До конца своих дней она упорно держалась в кругу своих собственных представлений о родине. И даже с некоторым вызовом, свойственным её страстной и колючей натуре, противопоставляла себя всему, что её окружало.

Словом, автор спектакля рассказывает нам жизнь поэта Марины Цветаевой через её смерть. И это нить, где красные бусины простого человеческого и женского счастья тонули в обилии бусин чёрных: чувства вины, страха, унижений, горечи от арестов сестры, мужа и дочери Али,

Спектакль «Последний день» идёт на малой сцене театра им.В.Качалова уже    около пяти лет и, всё же, собирает полные залы.   В начале сентября этого года в г.Елабуге Светлана Геннадьевна Романова стала лауреатом   VIIIЛитературной премии имени Марины Цветаевой. А спектакль на малой сцене театра им.В. Качалова 8 октября – в день рождения поэта неожиданно превратился в вечер памяти. Преподавательница русского языка и литературы казанского педагогического колледжа Ибрагимова Рамзия Габдулхаковна вот уже в пятый раз в этот день приводит в зал своих учеников-студентов, будущих учителей. В этот раз юноши и девушки, откликнувшись на просьбу Светланы Геннадьевны к залу: «Быть может, кто-то хочет что-то сказать, или прочесть стихи…прошу вас!» прочли несколько стихов из сочинений поэта.

Фотографии предоставлены театром

Об авторе: Ирина Ульянова
 
По теме
Лилия Сагирова директор Литературного музея М.И. Цветаевой Цветаевская Международная научная конференция — ежегодно проходящий в Доме-музее Марины Цветаевой симпозиум, посвящённый жизни и творчеству поэта.
Наталья Берестова научный сотрудник Информационного центра ЕГМЗ 7 октября в Москве в Доме-музее Марины Цветаевой начала работу ХХ Международная научная конференция «Фараонова пшеница:» Наследие Марины Цветаевой в ХХI веке»,
Композиция "Петлицы голубые", посвященная военным летчикам – одна из песен, записанных в рамках проекта "Вставай, страна!", получившего поддержку Президентского фонда культурных инициатив и реализуемого компанией "Дивербиум".
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время