«Техника, которая эксплуатируется больше 20 лет, вообще криминальна...»

Дети все чаще гибнут при перевозках: КАМАЗ и ГАЗ единым фронтом выступили против автобусов старше 10 лет

Перевозчикам становится неинтересно заниматься доставкой детей, констатируют татарстанские игроки рынка, говоря о  бюрократических проволочках после ханты-мансийской трагедии. Тем более скоро должно вступить в  силу требование не  возить ребят автобусами старше 10  лет. Вчера его активно лоббировали поволжские автогиганты. Как в  Татарстане обстоят дела со  школьными перевозками и  станут  ли новые ограничения финансовым бременем для транспортников, выяснял «БИЗНЕС Online».

Уже в четвертый раз в России переносится вступление в силу законодательного запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ И  ГАЗ ОБЕСПОКОИЛИСЬ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

КАМАЗ и  ГАЗ накануне выпустили совместный пресс-релиз, в  котором раскритиковали позицию правительства России в  отношении школьных автобусных перевозок. Дело в  том, что уже в  четвертый раз переносится вступление в  силу запрета на  перевозки детей автобусами старше 10  лет. Он  был законодательно прописан еще в  2013 году и  должен был вступить в  силу 10  дней назад  — 1  июля, однако в  этот  же день премьер-министр РФ  Дмитрий Медведев своим постановлением перенес этот срок на  полгода вперед  — на  1  января 2018-го. Это и  переполнило чашу терпения производителей автобусов, ожидавших заказы от  владельцев обветшавших автопарков.

«Законодательный запрет был разработан для повышения безопасности детских перевозок,  — напоминают в  пресс-релизе автогиганты. —  Автобусы, перешагнувшие десятилетний рубеж, независимо от  марки производителя и  страны выпуска, отстают от  современных требований, предъявляемых к  эффективности систем торможения, рулевого управления и  другим элементам активной безопасности. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в  1,5  — 2,5  раза, что в  свою очередь значительно увеличивает риск внезапного выхода из  строя узлов и  агрегатов. Таким образом, эксплуатация старых автобусов не  только приводит к  высокой травмоопасности для пассажиров во  время аварии, но  становится причиной дорожно-транспортных происшествий из-за ненадежной работы основных систем».

«Почему мы  подняли эту тему? —  повторил вопрос в  общении с  „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. —   Эта тема является составной частью большой системы по  обновлению автопарка страны, именно коммерческой техники. Мы  уже давно говорим, что техника, которая эксплуатируется больше 20  лет, вообще криминальна с  точки зрения эксплуатации, поддерживать ее  в  нормальном техническом состоянии почти невозможно, эксплуатация больше 15  лет  — околокриминальна, а  10  лет  — максимальный срок, который гарантирует нормальную эксплуатацию техники. Для автобусов это особенно критично».

Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «новости»

В  Евросоюзе срок эксплуатации всех пассажирских автобусов, включая школьные, ограничивается 10  годами, подчеркивают КАМАЗ и  ГАЗ. В  отдельных странах ограничения бывают еще более жесткими: например, в  Австрии  — 6  лет. А  для России этот вопрос не  просто назрел, но  давно встал ребром: свыше  30% автобусного парка школ и  около  60% парка туристических и  междугородных автобусов, которые также участвуют в  организованных детских перевозках, имеют срок эксплуатации более 10  лет и  запас их  прочности снижен в  1,5  — 2,5  раза.

Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в  новом транспорте на  уровне 11  тыс. автобусов и  приводят данные ГИБДД о  росте жертв среди детей-пассажиров в  автобусных перевозках: с  января по  май 2017 года этот показатель вырос почти на  23%. «КАМАЗ и  „Группа ГАЗ“ считают недопустимыми дальнейшие отсрочки меры, которая позволила  бы снизить уровень аварийности и  количество жертв дорожно-транспортных происшествий с  участием детей»,  — эмоционально завершили свой пресс-релиз автогиганты, подкрепив его прямой речью своих руководителей  — Сергея Когогина и  Вадима Сорокина . Предприятия не  преминули сообщить, что готовы предложить рынку безопасные и  комфортабельные автобусы для перевозки детей. «Автобусы оборудованы современными системами безопасности: в  частности, в  школьных автобусах размещены кнопки экстренной связи с  водителем, рабочее место водителя оборудовано наружной и  внутренней громкоговорящей установками, специальные устройства препятствуют движению, если двери открыты, и  ограничивают скорость движения до  60  км/ч»,  — подчеркнули КАМАЗ и  ГАЗ.

Понятное дело, автогиганты не  просто лоббируют благое во  всех отношениях дело, но  и  думают о  продажах. Хотя, как сообщил нам Афанасьев, для компании этот вопрос коммерчески совершенно некритичен: «В  нашей структуре продажи детских автобусов минимальны и  не  влияют на  общие продажи по  автобусам».

Ежедневно в Татарстане перевозку детей по школьным маршрутам осуществляют 703 автобуса Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕВОЗЧИКАМ СТАНОВИТСЯ НЕИНТЕРЕСНО

Касается  ли проблема устаревших автобусов Татарстана? По  словам опрошенных нами участников рынка детских перевозок, ситуация не  столь критична  — обновление автопарков идет. В  минобразовании  РТ нам сообщили, что ежедневно детей по  школьным маршрутам перевозят 703  автобуса. В  2016 году автопарк муниципальных районов и  подведомственных учреждений министерства пополнился 154 школьными автобусами, из  которых 76  штук  — 36  Ford Transit и  ГАЗелей  — закупили за  счет федерального бюджета, а  78  единиц  — 17  ПАЗиков, 61  Ford Transit  — за  счет республиканского. Но  ответа на  вопрос, сколько в  школьном автопарке используемых автомобилей старше 10  лет, нам получить не  удалось. Чаще всего в  РТ школьников возят на  ПАЗиках  — их  33,3% из  703  автобусов, Fiat Ducato  — 29,3%, Ford Transit  — 16,5%, Peugeot Boxer  — 15,08%, ГАЗель  — 5,83%, КАвЗ  — 0,57%.

«В  Казани достаточно новые автобусы, а  если брать в  целом по  России, то  старых автобусов много, но  все, опять  же, зависит от  технического состояния»,  — говорит директор транспортно-экскурсионной компании «Автотурист» Оксана Брусина . У  нее автобусов старше 10  лет нет. Однако хорошо лишь тем, кто уже обновил автопарк: по  словам Брусиной, после роста курса валют покупать новые автобусы перевозчикам стало сложно. По  словам директора «Автотуриста», еще несколько лет назад вместительный автобус можно было купить купить за  3-7  млн. рублей, а  сейчас  — за  9-20  млн., и  при действующих ценах на  услуги он  будет окупаться минимум 10  лет. «У  нас 7  автобусов, покупали мы  их  до  роста курса валют и  после валютного скачка чего-то нового купить не  смогли»,  — говорит она.

Рафис Бурганов: «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма. Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, ужесточение правил детских перевозок может еще больше подточить интерес транспортных компаний, которые уже пострадали от  недозагрузки из-за запретов на  школьные выезды после декабрьской трагедии в  Ханты-Мансийске (тогда на  трассе пассажирский автобус, перевозящий школьников, врезался в  грузовик, жертвами ДТП стали 11  детей, более 20  получили ранения; выяснилось, что перевозку детей не  организовали по  всем правилам, автобус ехал без обязательного сопровождения). Из-за массовой отмены школьных экскурсий депутаты Госсовета в  1  квартале недосчитались   турпотока в  республике  — в  Казанский Кремль, к  примеру, на  20%. «На  сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на  препятствия росту детского туризма,  — беспокоился глава экономического комитета Госсовета Рафис Бурганов . —  Вопрос не  праздный, это очень сильно ударит по  нашей экономике. Впереди  же у  нас летние каникулы».

«Перевозчикам уже становится неинтересно заниматься доставкой детей,  — говорит владелец казанской компании „Трэвэл-Эндвок“, создатель „Резиденции Кыш Бабая“ в  Арском районе Юлия Таланова . —  Слыша, что группа детская, многие транспортные компании отказываются и  не  берут заказ. Проволочки с  перевозками детей начались еще зимой прошлого года. Бедный родитель или учитель сначала идет в  районный отдел образования  — подписывает, потом идет в  управление образования  — тоже подписывает и  после этого у  них самих  же возникает желание вообще никуда не  выезжать. Транспортная компания делает кучу бумаг, мы  делаем кучу бумаг».

«Вообще, запрет правильный, потому что возим детей, перевозки очень ответственные»,  — считает заместитель генерального директора ООО «Буревестник» Резеда Валиева . «В  случае такой ситуации мы  готовы предоставлять льготы, скидки,  — заверяет Афанасьев. —  В  конце концов программа утилизации, которая работала до  последнего времени  — это один из  вариантов обновления автопарка. Мы  его очень поддерживали и  благодарны правительству. Примерно тоже самое можно сделать с  автобусами, есть и  лизинговые программы, которые гораздо лучше рынка».

Иван Скрябин , Валерий Иванов
 
По теме
  Прокуратура Высокогорского района совместно с отделением ГИБДД районного отдела полиции проверила соответствие школьных автобусов требованиям законодательства о транспортной безопасности при перевозке организованных
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский после аварии в Татарстане с участием автобуса, в которой погибли 14 человек, вновь потребует запретить ночные междугородние рейсы автобусов.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система