Экология железной дороги

Фото: rt-online.ru

 

 

Железная дорога – это никому доказывать не надо – очень востребованный вид передвижения. Любоваться пейзажами за окном – одно из самых распространенных занятий в вагоне поезда. От увиденного складывается определенное впечатление. Может быть, этот пассажир здесь только проездом и больше никогда на территории Татарстана не окажется. Если он увидел вокруг железной дороги чистоту и красоту, то и делиться он будет именно такими впечатлениями, а если хлам, грязь и мусор, то и мнение о регионе сложится соответствующее.

 

Для нашей республики, которая позиционирует себя регионом, привлекательным для туристов, чистота и благоустроенность территорий вдоль железных дорог имеет огромное значение. Поэтому борьба с мусором – очень значимый аспект природоохранных мероприятий, проводимых на «железке». Впрочем, в данный перечень входит не только решение мусорных проблем, этот список гораздо шире. Снижение выбросов в атмосферу, очищение загрязненных сточных вод, внедрение «зеленых» технологий, ликвидация объектов накопленного экологического ущерба – вот далеко не весь перечень того, что делается здесь в плане экологии. О том, что за проблемы необходимо решать, какие технологии лучше использовать в том или ином случае, шла речь на прошедшей в Казани встрече представителей ОАО «РЖД», государственных структур различного уровня, а также специалистов научно-исследовательских организаций и поставщиков оборудования природоохранного назначения.

 

Что же касается мусора вдоль железных дорог, то и эта тема постоянно находится в поле зрения. Ежегодно проводятся объезды с представителями природоохранных органов, профильных министерств, муниципалитетов, Горьковской железной дороги и СМИ

 

Что касается территории Татарстана, то в этом году будет ликвидирован так называемый объект накопленного экологического ущерба на станции Зеленый Дол. Это подземная цистерна бывшей мазутной котельной. Она находится там с пятидесятых годов прошлого столетия. До девяностых годов в ней хранили мазутное топливо для котельной, потом она стала ненужной, так как были внедрены более современные технологии – котельные перевели на газовое топливо. За прошедшие годы эксплуатации объекта на дне цистерны осталось старое мазутное топливо с включением всевозможных механических примесей, так называемый «нефтешлам». Если стенки цистерны прохудятся, что вполне реально, то все это «богатство» может попасть в почву и грунтовые воды, а это уже грозит локальной экологической катастрофой. Поэтому ликвидировать подобные объекты нужно во­время. В этом году планируется произвести очистку и демонтаж этой конструкции в целом. Сначала специализированная организация соберет все отходы, содержащиеся внутри, и увезет их на обезвреживание на ближайший лицензированный полигон в Ульяновской области. Когда емкость будет пустой, ее выкопают и разрежут на металлолом.

 

 Евгений АНАНЬИН, заместитель главного инженера Горьковской железной дороги по территориальному управлению:

Лучше провести ремонт очистных сооружений, чем платить штрафы. Поверьте, это гораздо дешевле.

 

На железной дороге есть места, которые с точки зрения экологии нуждаются в постоянном внимании, – это пути, где «отдыхают» локомотивы, чтобы затем снова начать работу. Путевой балласт здесь имеет свойство «замазучиваться» – на поверх­ности скапливаются нефтесодержащие масла. Поэтому его вырезают и отдают на утилизацию, а затем засыпается чистый балласт. Каждый год такая работа проводится во всех депо, в том числе и на станции Юдино.

На предприятиях отлажена система раздельного сбора и утилизации образующихся производственных отходов. По каждому направлению разработана своя инструкция, по которой ведутся сбор, накопление и передача на обезвреживание, к примеру, шпал, ртутьсодержащих ламп, аккумуляторов, металлов, неф­тесодержащих отходов и даже фарфора, который используется для изоляции электрических проводов и кабелей. По всем видам отходов ведется учет – сколько их поступило, сколько вышло из строя, а отслужившие свой срок направляются на утилизацию специализированным лицензированным организациям.

Есть на железной дороге и свои очистные сооружения. Они устанавливаются на станциях, где есть ремонтные депо. Очистные собирают все ливневые стоки, а также стоки технологического использования – после обмывки локомотивов и вагонов. Вся техническая вода стекает в коллекторы, а затем направляется в очистные сооружения, которые доводят параметры воды до степени повторного использования, и она снова идет в оборот – на ту же мойку подвижного состава. Если остаются излишки, то после доочистки они отправляются в городскую канализационную систему.

«В Татарстане требуется повышенный уровень очистки промышленных стоков, – рассказал корреспонденту «РТ» заместитель главного инженера Горьковской железной дороги по территориальному управлению Евгений Ананьин. – Поэтому в городскую канализацию мы сливаем воду, очищенную до нормативных показателей и допущенную к сбросу в централизованную систему водоотведения. Она проходит проверку на соответствие всем необходимым нормам, а также на наличие примесей. У нас работают две лаборатории – экологическая и химико-техническая, одна осуществляет контроль за качеством очистки производственных сточных вод, соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, его состоянием в границах санитарно-защитной зоны железной дороги, а вторая контролирует качество используемых в работе неф­тепродуктов и сточной воды во внутренней производственной канализации. Если мы будем сливать неочищенную воду в городские коллекторы, то будут огромные штрафы, поэтому очень пристально следим за этим процессом».

В плане ремонта очистных сооружений никаких вопросов не возникает – как только они отслужили положенный срок, проводится реконструкция за счет реализации инвестиционной программы. «Лучше провести ремонт очистных сооружений, чем платить штрафы. Поверьте, это гораздо дешевле», – отметил заместитель главного инженера.

 

 

Что же касается мусора вдоль железных дорог, то и эта тема постоянно находится в поле зрения. Ежегодно проводятся объезды с представителями природоохранных органов, профильных министерств, муниципалитетов, Горьковской железной дороги и СМИ. Выявляются проблемные зоны, которые затем устраняются в четко обозначенные сроки. Как правило, претензии предъявляются в основном к муниципальным образованиям, садоводческим обществам, гаражным кооперативам и к обычным жителям. Это позволяет навести порядок и чистоту на железной дороге, но лишь на некоторое время. Глобально же решить мусорную проблему, честно говоря, пока не удается. Здесь нужен более жесткий и регулярный контроль, может быть, даже ужесточение наказаний за нарушения экологического законодательства, большая заинтересованность и участие в решении проблемы муниципальных образований, формирование экологической культуры, прежде всего у молодежи. Напомним: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

 

 
По теме
Казань и Москву свяжут дополнительные поезда - Казанские ведомости Они будут ходить в период ноябрьских праздников. Из Москвы дополнительные поезда уйдут 2 и 4 ноября, из Казани – 5 и 6. Открыта продажа билетов в кассах железной дороги и на сайте РЖД,
09.10.2017
В Агрызской школе прошел урок, посвященный безопасности на железной дороге - Единая Россия Депутат Агрызского городского Совета Евгений Бареков провел профилактический урок с учениками 3 класса Агрызской гимназии Депутат отметил, что нередки случаи, когда дети получают травмы или погибают на железной дороге,
28.09.2017
  За январь-август 2017 года бюджеты шести республик пополнились за счет налоговых платежей Горьковской железной дороги  на 9  миллиардов 969 миллионов 71 тысячу рублей, сообщает пресс-служба ГЖД.
28.09.2017
 
Свыше миллиарда рублей перечислила Горьковская железная дорога в бюджет Республики Татарстан - Министерство транспорта РТ За январь-август 2017 года бюджеты шести республик пополнились за счет налоговых платежей Горьковской железной дороги  на 9  миллиардов 969 миллионов 71 тысячу рублей В том числе,  Татарстан  получил 1 084,63 млн рублей,
28.09.2017
 
Предписание экологов исполнено. Балтасинский ММК установил оборудование для очистки сточных вод - Министерство экологии РТ Специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проводится регулярный контроль за качеством сбросов, осуществляемых в водные объекты.
13.09.2017
Договор о сотрудничестве подписан с Казанским государственным аграрным университетом - Министерство экологии Договор о сотрудничестве подписан сегодня между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Казанским государственным аграрным университетом.
19.09.2018 Министерство экологии
postupi.online - Республика Татарстан     Золотистая картофельная нематода – паразит, практически подчистую уничтожающий урожаи картофеля и пасленовых.
20.09.2018 Республика Татарстан
В ходе уборки берегов Голубого озера в Казани, организованной в рамках всероссийской природоохранной акции «Генеральная уборка страны», собрано два грузовика мусора.
19.09.2018 Казанские ведомости
Возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство малолетнего 18 сентября в Лениногорскую  ЦРБ из села Ютаза Ютазинского района был госпитализирован восьмимесячный мальчик с колото-резаными ранами в области шеи
20.09.2018 Челнинские Известия
Главная обвиняемая по делу о крушении теплохода «Булгария», директор компании «АргоРечТур» Светлана Инякина освободилась из женской колонии № 2 в Алатыре (Чувашия) и вернулась в Казань.
20.09.2018 Вечерняя Казань
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 Комсомольская правда Казань
    В кремлевском «Манеже» открылась выставка «Шигабутдин Марджани. Татарский характер», которая продолжает череду мероприятий, приуроченных к Году Марджани в Татарстане.
20.09.2018 Республика Татарстан
  Режиссер картины «Игла» Рашид Нугманов.   «Двое в комнате. Я и Виктор – фотографией на белой стене»,  –  подумал я, перефразируя Маяковского.
20.09.2018 Республика Татарстан
grebla - Республика Татарстан     В Центре гребных видов спорта в Казани прошли первенство и Кубок РТ, собравшие на соревнованиях более 150 спортсменов из городов и районов республики.
20.09.2018 Республика Татарстан
После решения, принятого на Сейшелах, была завершена "война" с ВАДА, которая продолжалась с ноября 2015 года Андрей ВДОВИН @av_esq Можно перевести дух на пару мгновений - российское антидопинговое агентство (РУСАДА) в
20.09.2018 Комсомольская правда Казань
19.09.2018 г. инспекторами Апастовского ТО ГВИ ГУВ КМ РТ  выявлен    факт   несанкционированной торговли   свиными субпродуктами  в количестве 15 кг на территории  с.Верхний Услон  РТ.
20.09.2018 Главное управление ветеринарии
По информации, предоставленной АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 21 сентября произойдёт плановое отключение холодного водоснабжения.
20.09.2018 Елабужский район