Экология железной дороги

Фото: rt-online.ru

 

 

Железная дорога – это никому доказывать не надо – очень востребованный вид передвижения. Любоваться пейзажами за окном – одно из самых распространенных занятий в вагоне поезда. От увиденного складывается определенное впечатление. Может быть, этот пассажир здесь только проездом и больше никогда на территории Татарстана не окажется. Если он увидел вокруг железной дороги чистоту и красоту, то и делиться он будет именно такими впечатлениями, а если хлам, грязь и мусор, то и мнение о регионе сложится соответствующее.

 

Для нашей республики, которая позиционирует себя регионом, привлекательным для туристов, чистота и благоустроенность территорий вдоль железных дорог имеет огромное значение. Поэтому борьба с мусором – очень значимый аспект природоохранных мероприятий, проводимых на «железке». Впрочем, в данный перечень входит не только решение мусорных проблем, этот список гораздо шире. Снижение выбросов в атмосферу, очищение загрязненных сточных вод, внедрение «зеленых» технологий, ликвидация объектов накопленного экологического ущерба – вот далеко не весь перечень того, что делается здесь в плане экологии. О том, что за проблемы необходимо решать, какие технологии лучше использовать в том или ином случае, шла речь на прошедшей в Казани встрече представителей ОАО «РЖД», государственных структур различного уровня, а также специалистов научно-исследовательских организаций и поставщиков оборудования природоохранного назначения.

 

Что же касается мусора вдоль железных дорог, то и эта тема постоянно находится в поле зрения. Ежегодно проводятся объезды с представителями природоохранных органов, профильных министерств, муниципалитетов, Горьковской железной дороги и СМИ

 

Что касается территории Татарстана, то в этом году будет ликвидирован так называемый объект накопленного экологического ущерба на станции Зеленый Дол. Это подземная цистерна бывшей мазутной котельной. Она находится там с пятидесятых годов прошлого столетия. До девяностых годов в ней хранили мазутное топливо для котельной, потом она стала ненужной, так как были внедрены более современные технологии – котельные перевели на газовое топливо. За прошедшие годы эксплуатации объекта на дне цистерны осталось старое мазутное топливо с включением всевозможных механических примесей, так называемый «нефтешлам». Если стенки цистерны прохудятся, что вполне реально, то все это «богатство» может попасть в почву и грунтовые воды, а это уже грозит локальной экологической катастрофой. Поэтому ликвидировать подобные объекты нужно во­время. В этом году планируется произвести очистку и демонтаж этой конструкции в целом. Сначала специализированная организация соберет все отходы, содержащиеся внутри, и увезет их на обезвреживание на ближайший лицензированный полигон в Ульяновской области. Когда емкость будет пустой, ее выкопают и разрежут на металлолом.

 

 Евгений АНАНЬИН, заместитель главного инженера Горьковской железной дороги по территориальному управлению:

Лучше провести ремонт очистных сооружений, чем платить штрафы. Поверьте, это гораздо дешевле.

 

На железной дороге есть места, которые с точки зрения экологии нуждаются в постоянном внимании, – это пути, где «отдыхают» локомотивы, чтобы затем снова начать работу. Путевой балласт здесь имеет свойство «замазучиваться» – на поверх­ности скапливаются нефтесодержащие масла. Поэтому его вырезают и отдают на утилизацию, а затем засыпается чистый балласт. Каждый год такая работа проводится во всех депо, в том числе и на станции Юдино.

На предприятиях отлажена система раздельного сбора и утилизации образующихся производственных отходов. По каждому направлению разработана своя инструкция, по которой ведутся сбор, накопление и передача на обезвреживание, к примеру, шпал, ртутьсодержащих ламп, аккумуляторов, металлов, неф­тесодержащих отходов и даже фарфора, который используется для изоляции электрических проводов и кабелей. По всем видам отходов ведется учет – сколько их поступило, сколько вышло из строя, а отслужившие свой срок направляются на утилизацию специализированным лицензированным организациям.

Есть на железной дороге и свои очистные сооружения. Они устанавливаются на станциях, где есть ремонтные депо. Очистные собирают все ливневые стоки, а также стоки технологического использования – после обмывки локомотивов и вагонов. Вся техническая вода стекает в коллекторы, а затем направляется в очистные сооружения, которые доводят параметры воды до степени повторного использования, и она снова идет в оборот – на ту же мойку подвижного состава. Если остаются излишки, то после доочистки они отправляются в городскую канализационную систему.

«В Татарстане требуется повышенный уровень очистки промышленных стоков, – рассказал корреспонденту «РТ» заместитель главного инженера Горьковской железной дороги по территориальному управлению Евгений Ананьин. – Поэтому в городскую канализацию мы сливаем воду, очищенную до нормативных показателей и допущенную к сбросу в централизованную систему водоотведения. Она проходит проверку на соответствие всем необходимым нормам, а также на наличие примесей. У нас работают две лаборатории – экологическая и химико-техническая, одна осуществляет контроль за качеством очистки производственных сточных вод, соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, его состоянием в границах санитарно-защитной зоны железной дороги, а вторая контролирует качество используемых в работе неф­тепродуктов и сточной воды во внутренней производственной канализации. Если мы будем сливать неочищенную воду в городские коллекторы, то будут огромные штрафы, поэтому очень пристально следим за этим процессом».

В плане ремонта очистных сооружений никаких вопросов не возникает – как только они отслужили положенный срок, проводится реконструкция за счет реализации инвестиционной программы. «Лучше провести ремонт очистных сооружений, чем платить штрафы. Поверьте, это гораздо дешевле», – отметил заместитель главного инженера.

 

 

Что же касается мусора вдоль железных дорог, то и эта тема постоянно находится в поле зрения. Ежегодно проводятся объезды с представителями природоохранных органов, профильных министерств, муниципалитетов, Горьковской железной дороги и СМИ. Выявляются проблемные зоны, которые затем устраняются в четко обозначенные сроки. Как правило, претензии предъявляются в основном к муниципальным образованиям, садоводческим обществам, гаражным кооперативам и к обычным жителям. Это позволяет навести порядок и чистоту на железной дороге, но лишь на некоторое время. Глобально же решить мусорную проблему, честно говоря, пока не удается. Здесь нужен более жесткий и регулярный контроль, может быть, даже ужесточение наказаний за нарушения экологического законодательства, большая заинтересованность и участие в решении проблемы муниципальных образований, формирование экологической культуры, прежде всего у молодежи. Напомним: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

 

 
По теме
Казань и Москву свяжут дополнительные поезда - Казанские ведомости Они будут ходить в период ноябрьских праздников. Из Москвы дополнительные поезда уйдут 2 и 4 ноября, из Казани – 5 и 6. Открыта продажа билетов в кассах железной дороги и на сайте РЖД,
09.10.2017
В Агрызской школе прошел урок, посвященный безопасности на железной дороге - Единая Россия Депутат Агрызского городского Совета Евгений Бареков провел профилактический урок с учениками 3 класса Агрызской гимназии Депутат отметил, что нередки случаи, когда дети получают травмы или погибают на железной дороге,
28.09.2017
  За январь-август 2017 года бюджеты шести республик пополнились за счет налоговых платежей Горьковской железной дороги  на 9  миллиардов 969 миллионов 71 тысячу рублей, сообщает пресс-служба ГЖД.
28.09.2017
 
Свыше миллиарда рублей перечислила Горьковская железная дорога в бюджет Республики Татарстан - Министерство транспорта РТ За январь-август 2017 года бюджеты шести республик пополнились за счет налоговых платежей Горьковской железной дороги  на 9  миллиардов 969 миллионов 71 тысячу рублей В том числе,  Татарстан  получил 1 084,63 млн рублей,
28.09.2017
 
Предписание экологов исполнено. Балтасинский ММК установил оборудование для очистки сточных вод - Министерство экологии РТ Специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проводится регулярный контроль за качеством сбросов, осуществляемых в водные объекты.
13.09.2017
Прогноз погоды на 18 июня - Елабужский район Переменная облачность. Без осадков. Ветер северо-западный 4-9 м/с, днем местами порывами до 14 м/с.
18.06.2018 Елабужский район
Что обещают синоптики В Набережных Челнах в понедельник температура воздуха утром составит +18 градусов, днем +21, вечером +15, ночью +12 градусов.
17.06.2018 Челнинские Известия
Удастся ли погулять на природе? В воскресенье температура воздуха в Набережных Челнах утром составит  +17 градусов, днем +18, вечером +12, ночью +9 градусов.
16.06.2018 Челнинские Известия
  Источник в экстренных службах региона рассказал, что в Кемеровской области были эвакуированы более 110 горняков после произошедшего на шахте «Ерунаковская-8» возгорания.
18.06.2018 Республика Татарстан
Инцидент произошел в Набережных Челнах. 10-летняя школьница отправилась в бассейн, который функционировал на базе пришкольного лагеря и лишилась ценных вещей, пишут «Челнинские известия».
17.06.2018 Казанские ведомости
По данному факту проводится проверка Инцидент произошел в раздевалке бассейна школы в новом городе – учебный год завершен, но в бассейне сейчас проводятся занятия для ребят, посещающих пришкольные лагеря.
17.06.2018 Челнинские Известия
1799 — русская армия Александра Суворова, совершая неожиданный переход через Альпы, разбила в Италии французов на реке Треббия.
18.06.2018 Республика Татарстан
Иностранцев познакомят с достопримечательностями Татарстана     Туристический потенциал Лаишевского района для иностранных журналистов и гостей презентовали в один из первых дней работы в городском пресс-центре ЧМ-2018.
17.06.2018 Республика Татарстан
Попробовать свои силы им предлагает театр «Мастеровые» Челнинцам в возрасте от 14 до 18 лет, имеющим большое желание попробовать свои силы на сцене, предлагают прийти на прослушивание в театральную студию «Подмастерья».
17.06.2018 Челнинские Известия
Иностранцы привыкли пользоваться такси; может быстрее и дешевле на метро? Фото: Иван МАКЕЕВ - Комсомольская правда Казань Таксисты на счетчике рубли меняют на евро, а рестораны предлагают иностранным болельщикам отдельное меню с удвоенным ценником Олег АДАМОВИЧ @OAAdamovich Считается, что крупные спортивные мероприятия — олимпиады,
18.06.2018 Комсомольская правда Казань
Чемпионы мира стартовали с поражения на ЧМ - 2018 - Казанские ведомости Немцы начали матч против сборной Мексики мощно, напористо, но защита сборной Мексики играла на редкость самоотверженно, более того - позволяли себе острые контратаки.
18.06.2018 Казанские ведомости
Наши медики рассказали об особенностях дежурства на мундиале     За время матча ЧМ-2018 между Австралией и Францией к татарстанским врачам обратились 69 человек.
17.06.2018 Республика Татарстан
Особенно много гостей приняла площадка 16 июня, когда в Казани проходил первый матч Чемпионата мира по футболу - 56 тысяч фанатов, рассказал в ходе делового понедельника первый замруководителя исполкома Дамир Фаттахов.
18.06.2018 Вечерняя Казань
Ильдар Гильмутдинов о законопроекте о родных языках: «Все услышали республики» - Единая Россия Глава Комитета по делам национальностей ГД РФ рассказал, что по вопросу законопроекта достигнуто понимание с Администрацией Президента РФ Заставлять изучать родные языки тех, для кого они не являются родными,
18.06.2018 Единая Россия
  Всего за лето предприятиями энергетики будут подготовлены к работе все 6 крупнейших источников теплоснабжения города, 135 котельных АО «Казэнерго» и 48 ведомственных котельных.
18.06.2018 Республика Татарстан