Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Догнать заходящее солнце

Соседка по дому, девочка четырнадцати лет, посмотрев видео того, как я летаю на этом аппарате, не удержалась от вопроса: «Вам не страшно на таком хрупеньком велике с крылышками летать?»

В воздух за «копейку»

«Великом с крылышками» девочка обозвала дельтал е т или иначе моторный летательный аппарат с гибким треугольным крылом и балансирным управлением. Частный аэродром, на котором базируются казанские дельталетчики, находится в Высокогорском районе.

В отличие от разного рода планов, летающих исключительно за счет поднятия воздушных масс, то есть в теплое время года, дельталеты летают круглый год, кроме дождливого межсезонья.

Зимой взамен шасси аппараты оборудуются лыжами.

Нынешняя осень пока радует теплыми денечками со слабым ветром. Идеально для полетов. На аэродроме яблоку негде упасть от желающих полетать, причем не только на дельталете, но и на двухместном самолете. По случаю выходного приехало много семейных пар с детьми.

В роли пилотов братья Олег и Тимур Шайхутдиновы. Олег – бывший военный летчик, выпускник Качинского высшего военного авиационного училища. В 2001 году, вскоре после выхода на гражданку, он договорился с тестем и обменял его ВАЗ-2101 в идеальном состоянии на старенький дельталет. В 2005-м, обученный братом, в воздух самостоятельно поднялся Тимур Шайхутдинов.

На аэродроме нет случайных людей, все друзья-знакомые, записываются заранее, приезжают и, в обмен на возможность подняться в воздух, помогают кто чем может. Например, бензином. Его за час полета один только самолет сжигает 30 литров. Действующих пилотов в здешней тусовке шесть человек, еще трое на обучении. Научиться летать и получить на это соответствующую корочку – это два самостоятельных достижения.

Оформление сертификата летной годности стоит порядка одного миллиона рублей! Сам аппарат можно купить за 100-150 тысяч рублей, но это слабый движок и устаревшая конструкция. Ценник на хорошую модель начинается от 350-400 тысяч.

Все в твоих руках

На аэродроме в Высокогорском районе три дельталета. Все заводской сборки, без «колхоза», то есть самодельщины.

«Самая большая безопасность и одновременно опасность, – считает Тимур, – исходит от пилота, от его действий и расчетов. Ну и, конечно, перед полетным днем мы проводим полное техническое обслуживание аппарата. Осматриваем всю конструкцию, прогоняем на земле двигатель, смотрим, как он тянет, совершаем на небольшой высоте облетные круги».

Потолок высоты для дельталета зависит от конкретной местности. Аэродром в Выосокогорском районе расположен недалеко от Казани, поэтому здесь запрещено подниматься выше 300 метров. Вдали от больших городов Олег Шайхутдинов поднимался на 4 тысячи метров.

На этой отметке уже чувствуется нехватка кислорода и очень холодно (с каждой тысячей метров температура падает на 6 градусов). При полностью залитом баке (20 литров) на дельталете можно без пересадки долететь до Уфы. Это если попутный или хотя бы боковой ветер.

Сходство дельталета, на котором мне предстоит лететь, с «великом» объясняется тем обстоятельством, что Шайхутдиновы сняли с заводской конструкции пластиковый обтекатель.

Тимур объясняет: «Отсутствие обтекателя дает полный эффект присутствия. Человек садится, пристегивается, и начинаются десять минут единения с воздухом. Когда я только начинал, для меня каждый вылет был как запуск шатла в космос. Сейчас, конечно, это кажется средним, нормальным, не рутинным ни в коей мере, но спокойным событием».

– У тебя были внештатные ситуации в небе?

– Не то чтобы внештатные… У меня был перелет из окрестностей Казани до населенного пункта на юго-западе Чувашии, забыл название. Мы летели достаточно долго и, к сожалению, открылось солнце. То есть облака разошлись, и стало жарко. Жарко – это восходящие потоки. Они как огромные пузыри. Эти пузыри стали бить по крылу. То есть ты летишь и такое ощущение, что огромный великан берет тебя и передвигает – влево-вправо, влево-вправо... Это достаточно неприятно, но опытный пилот с этим совладает. И в один момент я чувствую, что у меня просто руки очень устали. В самолете это не так чувствуется, потому что рули управления все на одной ручке, там двигаешь только кистью и это все легко. На дельталете, чем он и прекрасен, ты управляешь трапецией, крыло все в твоей власти. Это ни с чем не сравнить и ничем не заменить.

Короче, я принял решение подсесть на свободное поле. Там комбайнер был. Мы познакомились, комбайнер напоил меня водой. Я отдохнул и через полчаса взлетел.

Многие пилоты считают: «Фу, лучше не подсаживаться, дотерпеть-долететь». Нет, я считаю лучше перестраховаться и подсесть отдохнуть.

Экипаж, взлетаем

Моя очередь летать. На пилотское место садится Тимур. Он только накануне снял на ноге гипс (заработал в любительском хоккее) и шутит по этому поводу – дескать, хромой пилот это дополнительный экстрим. Меня же больше волнуют два ремня, которыми меня прикрепили к креслу. Жидковато как-то держат… Для защиты от ветра и шума одеваем авиационные шлемы. Тимур запускает движок и мы, нет, не взлетаем. Сначала проезжаем метров четыреста до начала взлетной полосы и уже потом, развернувшись, под нарастающий стрекот мотора отрываемся от земли. Прямо навстречу заходящему солнцу.

В моменты резкого набора высоты захватывает дух и появляется огромное желание схватиться для надежности за трапецию, с помощью которой пилот управляем крылом. Это категорически запрещено, и я держусь свободной левой рукой за ремни. Правая рука, понятное дело, сжимает селфи-палку. В голове на мгновение появляется мысль: «А что если я ненароком выстегнусь?!» Но только на мгновение – земля внизу наподобие шахматной доски и солнце, до которого кажется совсем близко, не оставляют места для негативных эмоций. Меня переполняет ощущение дикой свободы.

Внезапно шум мотора стихает. «А теперь на одном крыле идем» - говорит Тимур, и наш экипаж заходит на посадку. Легкий толчок и мы снова катимся по земле. На земле, кстати, уже почти темно. А там наверху нам светило в глаза оранжевое солнце. Все-таки классная это вещь, дельталет! Будут время и финансы обязательно повторю осеннее приключение в небе зимой.

Алексей Егоров



 
По теме
Ванинский район Хабаровского края заинтересовался передовым опытом Альметьевска - ИА Татар-информ Фото: almetyevsk.tatar.ru Делегацию заинтересовала работа с молодежью, образование, привлечение молодых кадров, система обеспечения жильем, создание общественных пространств.
21.10.2018
 
 
Фото: ГУ МЧС по РТ - Челнинские Известия У наших соседей загорелась свалка   Фото: ГУ МЧС по РТ   Горящую с вечера 19 октября свалку под Нижнекамском (неподалеку от села Прости) засыпают 30-сантиметровым, а где-то и метровым слоем земли.
21.10.2018 Челнинские Известия
Родные Влада Рослякова рассказали «Комсомолке», почему будущий убийца перестал ходить вместе с мамой в церковь свидетелей Иеговы и как смог купить боекомплект [фото,
20.10.2018 Комсомольская правда Казань
Через 2 недели после смерти тело могут оформить как невостребованное Анастасия КУРДЮКОВА Родители Влада Рослякова, устроившего бойню в Керченском политехническом колледже , до сих пор не забрали тело сына из морга.
20.10.2018 Комсомольская правда Казань
«Комсомолка» разбирается, почему полиция не среагировала на 18-летнего студента, купившего оружие и 150 патронов к нему Андрей ГОРБУНОВ Улица Толстого в Керчи находится на самой окраине города.
19.10.2018 Комсомольская правда Казань
Вахитовский район можно назвать Казанью в миниатюре. На этой территории начинался древний город, здесь ощущается неповторимый дух старины и особенно сильно – высокий динамизм, ультрасовременность столицы.
19.10.2018 Элита Татарстана
Бывший муж актрисы Игорь Ливанов рассказал, как нашел в комнате погибшего Андрея десятки дипломов запрещенной в России церкви Ирина СУХАНОВА Актер Игорь Ливанов в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» расска
19.10.2018 Комсомольская правда Казань
Бавлинские легкоатлеты соревнуются в скорости - Бавлинский муниципальный район Сегодня утром в Универсальном спортивном зале школьники города и района принимают участие в соревнованиях по легкой атлетике в зачет Спартакиады среди обучающихся общеобразовательных организаций в 2018-2019 гг.
21.10.2018 Бавлинский муниципальный район
Трентон Локетт: ««Это была очень тяжелая игра» - БК Уникс Казань Американский защитник УНИКСа Трентон Локетт, набравший в последней четверти 11 очков за 6 с половиной минут, признал, что во второй половине матча с поляками он сыграл сильнее.
21.10.2018 БК Уникс Казань
Ванинский район Хабаровского края заинтересовался передовым опытом Альметьевска - ИА Татар-информ Фото: almetyevsk.tatar.ru Делегацию заинтересовала работа с молодежью, образование, привлечение молодых кадров, система обеспечения жильем, создание общественных пространств.
21.10.2018 ИА Татар-информ
В ближайшие сутки по республике ожидается 7-12 градусов, в воскресенье уже 5-10, в понедельник останется только 4-9.
20.10.2018 ГТРК Татарстан
Прочитав интервью в газете «Казанские ведомости» («Шамиль Агеев: Комсомол для молодежи был социальным лифтом», «КВ» от 20 июля 2017 года), я тоже решила, как и другие ветераны комсомола,
18.10.2018 Казанские ведомости
«КП» публикует список новых правил для православных россиян после прекращения Русской церковью отношений с Фанаром Елена ЧИНКОВА Полина ВАСИЛЬЕВА После того,
19.10.2018 Комсомольская правда Казань
О ходе уборки технических культур на полях республики и проведении традиционных сельскохозяйственных ярмарок доложил сегодня первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Николай Титов на тр
20.10.2018 Правительство РТ