В ходе внеплановой проверки в поле зрения Татарстанского УФАС России попали несколько десятков конкурентных процедур, проведение которых шло вразрез с требованиями закона.
В период с 31.07.2017 по 2018 год АО «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани» осуществило 1213 закупок в качестве заказчика на сумму 894,6 млн рублей, по которым заключены 1014 контрактов на сумму 824 млн рублей. В качестве поставщика Департамент заключил 1303 контрактов на общую сумму 3,51 млрд рублей. Основным способом проведения закупок является открытый запрос котировок – 602 закупки и закупки у единственного поставщика – 592 закупки.
Выявленные нарушения связаны с отсутствием в извещениях о проведении закупочных процедур общего количества, объёмов поставляемой продукции и начальной (максимальной) цены контракта, что противоречит требованиям пункта 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках. За указанный период это более 60 закупок и все торги в форме открытого запроса котировок. Департамент публиковал извещение о проведении закупки без данных об объёме необходимого товара и его количестве, с указанием стоимости единицы товара, но не полной цены контракта.
Практика проведения закупок Департаментом в 2017 году сложилась таким образом, что заказчик проводил несколько торгов на закупку одного и того же товара, определяя победителей таким образом, что в одних торгах контракт заключался по более высокой цене, чем предлагал другой участник, а другой договор подписывал с проигравшим в первых торгах и по более низкой стоимости. При этом заявка проигравшего по итогам первой закупки не отклонялась. Отдавая предпочтение той компании, что предлагала более высокую цену контракта, Департамент продовольствия нёс убытки в части расходования бюджетных средств. Подобная ситуация, когда одни и те же компании участвовали в закупочных процедурах заказчика, становясь попеременно победителями, в действиях Департамента в указанный временной период повторяется неоднократно.
По указанной схеме, например, Департамент произвёл закупку гречневой крупы. В извещении, опубликованном в Единой информационной системе, была указана цена за единицу товара в сумме 30 рублей без указания общего количества и объёма товара. В техническом задании прописано, что объём поставок составляет 150 000 кг гречки, следовательно, цена контракта – 4,5 млн. рублей. На участие в закупке заявились 4 компании. Победителем признана та, что предложила цену в 21,85 рубля.
Одновременно с этой закупкой Департамент провёл ещё одну, тоже на гречневую крупу объёмом 150 000 килограмм. Участники, за исключением одного, были те же, а вот победа досталась поставщику с ценой 25,8 рубля в то время как участник первой закупки, вновь подавший заявку, предложил ту же цену в 21,85 рубля. И его заявка не была отклонена.
Те же две компании вновь встретились при закупке Департаментом овсяных хлопьев. Только на этот раз первая компания предложила цену выше, а вторая ниже. Победителями в результате стали обе: овсяные хлопья, как и гречка, закупались в формате двух конкурентных процедур, один контракт по которым был заключен по наименьшей стоимости, другой – по высокой.
В ходе антимонопольного расследования выяснилось, что в результате сумма ущерба в целом составила более 1 млн рублей. Действия Департамента продовольствия противоречат основным целям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», таким как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Указанные действия являются антиконкурентными, приводят к ограничению числа участников, имеющих намерение участвовать в торгах, более того, отсутствует экономия денежных средств.
Дело, которое по итогам проверки возбудило Татарстанское УФАС России, будет рассматриваться по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении конкурентных процедур.