Рабит Батулла: Делать то, что ближе сердцу

 

Писатель, сценарист, театральный режиссер, педагог, публицист, переводчик Корана с турецкого на татарский язык, ведущий телевизионных передач для детей «Вечерние сказки», заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии имени Гаяза Исхаки - это Рабит БАТУЛЛА, который и сегодня, в 75 лет, полон творческих идей и открывает новые грани своего таланта. К примеру, он написал сценарий фильма про Габдуллу Тукая, показанного в рамках Казанского кинофестиваля мусульманского кино.

Многим была наполнена его жизнь, но удивительный позитив и жизнелюбие никогда не давали ему впасть в депрессию. Впрочем, о себе, о судьбе, посвященной своему народу, гораздо лучше расскажет сам Рабит Мухлисович.

 

О войне, родителях и тяге к творчеству

Когда мне было три года, началась Великая Отечественная война. Можете не поверить, но я запомнил тот день, когда мужчин из деревни провожали на войну. Наверное, потому, что был потрясен сценой, когда односельчанин категорически не хотел уезжать, он цеплялся руками за дверь, но в итоге его силком оттащили, связали и увезли на пристань. С фронта он не вернулся. Еще одно яркое впечатление военных лет - конопля, которую мы употребляли в пищу. Это растение сегодня ассоциируется лишь с наркотиками, а ведь когда-то она славилась совсем другими свойствами - из нее делали вкусные блюда (не только супы, но даже халву и мои любимые татарские треугольники, беляши), а из волокон можно было изготовить ткань практически для любого вида одежды, да и в медицине ее применяли. Помню, как колхозницы скрытно подкармливали нас этой травой, не давая умереть с голоду. А еще в деревне мне запомнился человек по прозвищу Бал-бабай (Дед-мед). Он занимался пчеловодством и часто угощал меня и других ребятишек медом.

Мой отец Мухлисулла и мать Мукаррама были сельскими учителями. Но после того как отец побывал в плену в Германии, родителей вынудили отказаться от педагогической деятельности, ведь «бывший узник фашистских концлагерей и его жена не имели права учить советских детей». В результате отец переквалифицировался в механизаторы, мать тоже стала работать в колхозе, но в родной деревне отца постоянно третировали, поэтому он не выдержал и принял решение уехать. Так мы очутились в Перми, где папа участвовал в строительстве целого поселка деревянных домов.

Отец для меня - лучший пример работоспособности, инициативности и сильного характера. Он никогда не сдавался, как бы сильно судьба его ни испытывала. Он умел зарабатывать деньги, первым среди односельчан купил велосипед, потом мотоцикл, затем машину. Я в начальных классах носил валенки, и одноклассники мне завидовали. А еще раньше отец сам сплел мне очень удобные лапти. У него были золотые руки, кроме того, это прекрасный рассказчик, обладавший актерскими способностями. Вернувшись из плена, он нередко вечерами рассказывал односельчанам о том, как живут немцы (к примеру, что они пьют не водку, а вино собственного приготовления, что на рынок жители ездят на велосипедах, и на этом же виде транспорта ребятишки добираются в школу). И еще много всего интересного говорил о вражеском строе, за что считался антисоветчиком, и на него нередко доносили свои же земляки. Это тоже было причиной нашего отъезда из деревни.

Родители для меня - пример того, какой должна быть татарская семья. Мужчина - добытчик, он зарабатывает деньги, а женщина обеспечивает уют, сглаживает острые «углы», вносит покой и мир в дом. И не все решает любовь. Мой дедушка женился на бабушке, не видя ее. Какая любовь? Но они 12 детей родили, всю жизнь помогали друг другу. Надо уметь приспосабливаться к близкому человеку, к супругу, в хорошем смысле слова. Главное - психологическая совместимость. В арабских странах многие женятся, не видя суженого до свадьбы. И что, разве все они несчастны? Если бы женились только по любви, на земле не было бы сегодня семи миллиардов человек. Состариться, ожидая свою любовь, и не увидеть детей и внуков - разве это правильно?

Что касается профессии, то, будучи маленьким, я мечтал стать летчиком. Но из-за слабости зрения и болезни сердца эту мечту пришлось забыть. Хотя, конечно, во времена моего детства была военная романтика. Когда мы видели солдат с орденами, медалями, погонами, бежали за ними по всей деревне с восхищенными глазами. Один офицер, мой земляк, интеллигентный человек из древнего рода Таймасовых, раскрыл мне глаза на профессию военного с другой стороны, сказав, что это слишком тяжелый и не всегда благодарный труд. Так я и выбрал совершенно другую дорогу в жизни. Творческие способности у меня от отца. Помимо своего дара великолепного рассказчика, он играл на гармошке и на кубызе перед гостями, и мне хотелось быть таким, как он, таким же веселым, жизнерадостным, все умеющим и ничего не боящимся.

В школе увлекался спортом, хорошо ходил на лыжах и стрелял. Но книги привлекали больше, я читал взахлеб все, что было в школьной библиотеке, да и не только я, практически все дети любили чтение. А тем, кто был помладше и еще не ходил в школу, любил читать свои любимые книги вечерами в бане при свете лампы. Если же была зима, то мы собирались дома, устраивались на саке на теплых подушках. Кстати, потрясающая вещь в татарском интерьере - саке. Она заменяла всю мебель, в ней можно было уместить на ночлег всех гостей, здесь же были ящички для хранения предметов утвари и постельных принадлежностей. Как жаль, что сегодня даже в деревнях саке практически не осталось.

 

Приобщение к вере

К исламу еще в детстве меня приобщила бабушка. Хорошо помню, как во время месяца Рамазан жарким летом она соблюдала пост, работая весь день в поле под палящими лучами солнца. Ни крошки хлеба, ни капли воды. Это было ярким примером того, что значит вера в сердце, а не на словах. Именно бабушка научила меня арабской графике и самым важным, основополагающим сурам Корана. Ее молитвы всегда со мной, без них я не начинаю ни одного дня.

Я учился на актера в Высшем училище театрального искусства им. Щепкина, впоследствии работал главным режиссером в двух государственных театрах. Но не стал коммунистом - в силу того, что был верующим. Конечно, по этому поводу приходилось неоднократно объясняться в райкоме, обкоме. Но это уже издержки того времени. Можно что-то запрещать и даже снести с лица земли храмы, но веру в сердцах людей нельзя просто взять и удалить. Я помню, как тайком устраивались религиозные праздники, каким огромным авторитетом обладал сельский мулла. Если бы не было потребности, внутреннего непреодолимого желания, разве возможно было бы все это в атеистическом государстве?

Настоящий мулла - высокообразованный человек. Он должен не просто знать несколько сур, читать намаз, совершать религиозные обряды, но понимать философское осмысление Корана, хорошо знать основные мировые религии, чтобы уметь приводить примеры и объяснять их, знать научное объяснение различных явлений, ведь простое нравоучение «не ходи туда», «не делай то», «соблюдай это» может оттолкнуть. Верующие, приходя в мечеть, хотят услышать то, чего они еще не знают, и мулла восполняет эту духовную потребность.

 

Школьные наставники

Школа стала для меня главным университетом. Я не был отличником, но наши учителя преподавали так, что мы не просто запоминали, а именно понимали суть того, о чем нам говорят. Если честно, в деревне даже не успевали делать домашние задания, надо ведь и за младшими ребятишками присмотреть, и скот накормить, и по хозяйству помогать. Педагоги это понимали и объясняли все доходчиво, на конкретных примерах. И я убежден, что если ребенок не осознает того, что изучает в школе, значит, преподаватели у него не те. В моей школе учились популярные актеры Равиль Шарафи и Николай Дунаев, народный артист СССР Наиль Гараев, поэт и журналист Хайдар Галим, народный поэт Татарстана, прославленные математики, физики. И когда много лет спустя я сам стал преподавать, то очень старался быть похожим на своих учителей, быть строгим, но справедливым. Мои ученики работают почти во всех театрах республики, в других учреждениях культуры, на телевидении. Я надеюсь, что они меня помнят, и уверен, что стал для них своим педагогом.

 

Актером можешь ты не быть…

Актером я работал всего два года, играл эпизодические роли, после чего ушел из театра добровольно и без всякого сожаления. Но я долгие годы был ведущим юбилеев, торжественных вечеров писателей, поэтов, актеров, преподавал в театральном училище, в качестве режиссера поставил около тридцати спектаклей, добился того, что театру им. Тинчурина присвоили имя этого знаменитого деятеля. Очень люблю театр, пишу об актерах, режиссерах, сценаристах. Выпустил три тома про своих современников, прославившихся на этой ниве. Так что трагедии ухода со сцены у меня никогда не было, я компенсировал ее плодотворной творческой деятельностью. И вообще считаю, что крайне важно вовремя узнать, где ты можешь лучше себя проявить, надо искать свое место в жизни. Реальная оценка своих возможностей - великая вещь. Не должно быть переоценки или комплекса неполноценности. Это надо четко осознавать, и никогда не надо завидовать никому, тем более своим сокурсникам, друзьям. У каждого своя дорога, надо уметь ее выбрать и делать то, что по душе, что ближе к сердцу.

 

Без прошлого нет будущего

Далеко не все периоды и интересные личности татарского народа освещены в художественной литературе. В советское время можно было по пальцам пересчитать татарских авторов, осмелившихся создать роман, повесть или рассказ в историческом жанре. Нарушил это безмолвие Нурихан Фаттах, создавший роман, посвященный зарождению тюркской общности. Впоследствии я взялся написать роман о Сююмбике - царице Казанской, до этого тщательно изучал историю, особое внимание уделяя периоду Казанского ханства. И был поставлен перед дилеммой: как закончить произведение? С одной стороны, не хотелось искажать правду, а она заключается в том, что Сююмбике увезли в полон в Москву. Но, с другой стороны,   веками сложившиеся легенды говорят о том, что она выбросилась из башни. Переплетаются две правды: историческая и художественная. Какая из них сильней? Искажение истории привело к рождению великого образа. Пришлось идти на компромисс. В моем романе Сююмбике попадает в плен и заканчивает свою жизнь, бросившись с башни, но в неволе. Может быть, мне очень и хотелось, но я не мог пойти на поводу легенд, потому что народ недостаточно хорошо знает историю и может запутаться.

Впоследствии я выпустил  два документальных тома о татарских деятелях литературы и искусства с древнейших времен по сегодняшний день. А ведь этим ученые должны заниматься, не писатели. Почему у них руки не доходят? Также опубликовал исторические романы о Рудольфе Нуриеве, Кариме Тинчурине, Габдулле Тукае. Вот у нас в последние годы постоянно говорят о Тукае, а если быть откровенными, о нем всего три романа и семь пьес написано. Я несколько лет назад обращался в Министерство культуры республики с предложением к юбилею поэта поставить все пьесы, посвященные ему, то есть организовать   своеобразный фестиваль, но в этом вопросе меня не поддержали, к сожалению.

Могу назвать десятки трагических фигур в истории татарского народа, память о которых важно сохранить, но почти нет желающих взяться за художественное освещение этих судеб. Не обвинять, не выступать судьей, а написать так, чтобы показать трагизм той или иной эпохи, разобраться, почему главный герой поступал так, а не иначе. Если мы не знаем свою историю, у нас нет будущего.

Искандер Гилязов, декан факультета татарской филологии КГУ, собирал исторические книги в татарских деревнях, и в одной из них председатель колхоза спросил его: «А зачем вы этой ерундой занимаетесь, старые книги ищете? Лучше бы техническому прогрессу уделяли внимание, как японцы». Тогда И.Гилязов ответил: «Японцы потому и пошли вперед в своем развитии, что в свое время собирали свои старые книги».

 


Ключевые слова: книги , никогда , хорошо , детей , отец , деревне , практически , школе , саке , лучше , хотелось , уметь , любовь , помню , него , разве , стороны , роман , сююмбике , мулла , знать , говорят , татарских , стал , историю , корана , своих , выпустил , тома , руки

Дата публикации: 11:28 30.10.2012 Просмотров: 8
 
По теме
Булат Ханов: «Нет рецептов того, как жить и что делать» - Реальное время Гость нового выпуска «Книжной полки» — писатель Булат Ханов Фото: Динар Фатыхов Айтишница Зарема и неназванный рассказчик, студент факультета журналистики Казанского университета, решили автостопом доехать до Карелии,
Реальное время