«Мы хотим делать то же, что и Daimler, только у себя и гораздо дешевле»

В 2018 году КАМАЗ обещает новую кабину дешевле старой и планирует выйти на выручку в 160 миллиардов

Грузоперевозчики оправились от кризиса и подкопили денег на новую технику — таковы выводы камазовских аналитиков, накануне озвученные в рамках итоговой встречи со СМИ первого замдиректора КАМАЗа Юрия Герасимова и руководителя пресс-службы Олега Афанасьева. В этом году автогигант перевыполнит план на 2,5 тыс. грузовиков и выпустит 39 тыс. машин, а на следующий рассчитывает выпустить уже 43 тыс. машин, причем четверть из них — в новом модельном ряду.

Итоговая пресс-конференция камазовского топ-менеджмента со СМИ в этом году легла на плечи первого заместителя гендиректора Юрия Герасимова (на фото) Фото: Олег Спиридонов

«ОСНОВНОЙ РОСТ У НАС ИДЕТ В ПРЕМИУМ-СЕГМЕНТЕ»

Итоговая пресс-конференция камазовского топ-менеджмента со СМИ в этом году легла на плечи первого заместителя гендиректора Юрий Герасимова . В пятницу вечером топ-менеджер продемонстрировал в ответах хватку производственника, с 1981 года прошедшего все ступени карьеры на КАМАЗе, начиная со слесаря-ремонтника. В дуэте с руководителем  пресс-службы Олегом Афанасьевым первый зам рассказал о том движении, что идет на заводах КАМАЗа в рамках программы модернизации, но для начала озвучил прогнозы по выпуску продукции на этот и будущий год.

Напомнив, что бизнес-план в этом году был рассчитан на 36,5 тыс. грузовиков, Герасимов сообщил о перевыполнении. По факту завод выпустит к концу декабря около 39 тыс. машин, среди которых экспорт займет около 6 тысяч, остальное – внутренний рынок. Бизнес-план на следующий год, пока без цифр в рублях, рассчитан на 43 тыс. грузовиков, и, опять же, без существенного роста экспорта, только за счет внутреннего рынка. По прогнозу камазовских аналитиков, российский рынок «проглотит» в 2018 году порядка 65 тыс. грузовиков, следовательно КАМАЗ должен занять почти две трети. При таком раскладе группа должна перейти рубеж в 160 млрд. рублей оборота. В прошлом году, напомним, КАМАЗ выручил свыше 127 млрд. рублей, продав 34,3 тыс. автомобилей.

«Перевозчики начали обновлять свой парк и переходят на грузовики премиум-класса» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В этом году рынок грузовиков растет исключительно за счет премиум-сегмента, — оценил тенденции Афанасьев, — Производство нашего традиционного модельного ряда практически не растет, все увеличение идет за счет нового. Перевозчики начали обновлять свой парк и переходят на грузовики премиум-класса. КАМАЗ в прошлом году успел попасть в этот тренд, и основной рост у нас в прошлом, в этом и, надеемся, в следующем году будет в премиум-сегменте. Цены у него совсем не „премиум“, грузовики стоят 3,8-4,5 миллиона, в то время как грузовики зарубежного производства начинаются от пяти миллионов, не говоря уж о ведущих брендах».

Герасимов добавил к этому, что дешевизна обусловлена не качеством комплектующих, а процессом географической концентрации мощностей и их оптимизации. Он на пальцах объяснил, что, к примеру, лонжероны сейчас приходят из Бельгии, и это вдвое дороже, чем локализация в России. Поэтому КАМАЗ уже запустил программу закупки оборудования для производства лонжеронов. Далее, на новом автомобиле стоит алюминиевый топливный бак. С середины будущего года завод будет производить такой бак самостоятельно. «Мы идем этим путем – делать то же самое, что имеется в комплектации Daimler, только у себя и гораздо дешевле. Такая программа касается всех узлов автомобиля. Производство мостов, например, мы уже модернизировали, по качеству они не уступают», — похвалился  спикер.

С первым представителем нового модельного ряда КАМАЗ, как и отметил Афанасьев, попал в тему, его продажи растут, по крайней мере пока. Магистральных тягачей в 2016 году завод продал 3,4 тыс. штук, в этом году — около 6 тысяч, на следующий год в неутвержденном еще бизнес-плане стоит цифра 10,4 тысячи. «А это уже 25 процентов от выпуска основной продукции! — посчитал Герасимов. – Хочу напомнить, что еще 4 года назад нас в этом сегменте вообще не было. Седельные тягачи – это было ни о чем. В прошлом году наши новые автомобили заняли в своем сегменте 30 процентов рынка. В этом году будет не меньше».

Как напомнил Афанасьев, модернизация заводов под производство остальных моделей К5 проводится за счет трех источников: подкрепленных госгарантиями и хорошо продающихся облигаций, средств основного акционера «Ростеха» и собственных. Вся небольшая прибыль (на уровне 340 млн. рублей в 2016 году) идет на эту программу.

«Уходящий год для КАМАЗа сложился удачно» Фото: Олег Спиридонов

«ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЭТОТ КАРКАС КАБИНЫ БУДЕТ ДЕШЕВЛЕ»

В преддверии встречи с журналистами газета «Вести КАМАЗа» в тот же день написала о предстоящем тестировании нового двигателя Р6. С «движков», как называют в Челнах Завод двигателей, спикер и начал рассказ о тотальной модернизации, сохранив при этом некую преемственность итоговых бесед – прошлая предновогодняя встреча с журналистами в основном была посвящена развитию линейки автомобилей поколения К5.

«Уходящий год для КАМАЗа сложился удачно, — оценил Герасимов. — Что произошло за год, чтобы автомобиль К5 стал реальностью? Прежде всего, большие изменения на заводе двигателей. Закуплено оборудование для производства рядной шестерки. Мы создаем мощности на 30 тысяч двигателей в год. Это самое серьезное перевооружение со времен строительства КАМАЗа. Установлены линии сборки, стыковки, обработки блока цилиндров, идет монтаж окрасочной линии. Заготовки для деталей нового двигателя – поковки, отливки – будут производиться на наших заводах. Поковка коленвала уже освоена. Отливка головки блока цилиндров освоена. Сейчас идет освоение самого блока цилиндров. В этом году мы собираем первые 10 двигателей, на следующий год планируем собрать 200 штук».

Основной интерес вызвал, конечно, совместный с Daimler завод каркасов кабин, который КАМАЗ передал партнеру для оснастки 24 октября. Функции автогиганта в этом проекте заключались в строительстве здания и инженерной инфраструктуры, и этот этап теперь пройден. Дальше работают немцы, и их подрядчики уже работают. Компания Dürr сейчас монтирует окрасочное оборудование, Comau приступила к монтажу сварочного, а также оснащает логистическую зону. К старту производства в 2019 году завод по плану трудоустроит 700 человек, проектная мощность его составляет 55 тыс. каркасов кабин в год. Из них около 8 тыс. будет потреблять само предприятие — «Даймлер Камаз Рус» в Челнах, остальные каркасы пойдут на новый модельный ряд «КАМАЗов».

Основной интерес вызвал, конечно, совместный с Daimler завод каркасов кабин, который КАМАЗ передал партнеру для оснастки 24 октября Фото: Олег Спиридонов

Цифры, свидетельствующие о совокупном экономическом эффекте, который должен принести  новый завод и как кабина повлияет на стоимость грузовика, спикеры предложить не смогли, однако Герасимов ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» достаточно предметно.

«Например, для существующего каркаса кабины штамповка привозится с территории Германии, — снова вернулся он к расходам на логистику, — Понятно, что при локализации штамповка будет производиться из российского металла, и логистика от Елабуги до Челнов – это вообще ни о чем. Предварительные расчеты показывают, что этот каркас кабины будет дешевле. Это во-первых. Во-вторых, наш партнер и акционер Daimler ставит на завод самые современные технологии в области окраски. Не вдаваясь в тонкости, могу сказать, что впервые в мире будет применена такая окраска, и экономия лакокрасочных материалов будет существенна. И самое главное – выбросы в атмосферу на этом предприятии будут несравнимо меньше, чем на любом предприятии мира».

«Их фактически нет, полностью закрытое производство», — уточнил Афанасьев, уловив в словах первого зама брешь для спекуляций на экологическую тему.

«Наш беспилотник находится на продвинутом этапе разработки. Он уже может ездить на сорока километрах в час» Фото: Олег Спиридонов

БЕСПИЛОТНИКИ: «КАМАЗ БУДЕТ ГОТОВ К НУЖНОМУ МОМЕНТУ, Я ВАМ ГАРАНТИРУЮ...»

Остальные заводы КАМАЗа, судя по рассказу спикеров, так же активно готовятся к выпуску К5, при этом зарабатывая и на сторонних заказах. На автомобильном грядет модернизация сборочного конвейера, Прессово-рамный (ПРЗ) собирается самостоятельно выпускать под себя комплектующие, кроме штампованных лицевых деталей – эти поставки обеспечит турецкий «Джошкуноз» из «Алабуги». Программа развития ПРЗ включает закупку нового оборудования для производства рамы.

Вторую жизнь получит и литейный завод – соответствующее решение управляющий совет принял недавно, в конце года. «В следующем году начнется большая модернизация – мы заменим печи плавки на индукционные, — рассказал Герасимов. — И время подсказывает, и чисто экономические соображения. Поставщики графитовых электродов, которые используются в электродуговых печах – китайцы – подняли цены в десятки раз».

Пока «литейка» несет на себе основную камазовскую нагрузку, под 80%, по продукции диверсификации, которой, впрочем, выпускается не так немного. КАМАЗ планировал выпустить в этом году «прочей продукции» на 6,5 млрд. рублей, и к этому пришел, обслуживая в основном предприятия из структуры РЖД. На будущий год план увеличится на 1 млрд. рублей.

Кузнечный завод получил заказ от Volkswagen на поставку 157 тыс. коленвалов в Калугу, на производство легковых автомобилей. Заказчик уже получил опытную партию и подтвердил сертификацию. Герасимов оценил проект как большой и серьезный – похоже, так оно и есть, потому что на кузнечном не будет январских каникул.

«Заводы КАМАЗа, судя по рассказу спикеров, так же активно готовятся к выпуску К5, при этом зарабатывая и на сторонних заказах» Фото: «БИЗНЕС Online»

Отдельного внимания заслужила тема беспилотников. Поскольку «Росавтодор» систематически извещает о планах пуска беспилотных КАМАЗов по трассе М7 между Челнами и Казанью, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, когда грузовики выйдут на трассу и пустят ли роботов на общую полосу. Афанасьев предложил адресовать вопрос самому федеральному дорожному агентству с его заявками, и напомнил, что программа тормозится самими федералами.

«Наш беспилотник находится на продвинутом этапе разработки. Он уже может ездить на сорока километрах в час, — сообщил  спикер, — В перспективе мы можем увеличить скорость безопасного движения до 90 километров в час. Но мы не в первый раз говорим, что на законодательном уровне не определены параметры движения беспилотных средств, и не только в России. Какая должна быть дорога, знаки, оборудование? Эти вопросы тормозят внедрение беспилотного транспорта. Как вы знаете, в 2018 году планируется применение беспилотного „Шатла“ на Чемпионате мира по футболу, возможны и внутризаводские перевозки».

«Проблему дорог нужно решать на уровне Российской Федерации, но то, что КАМАЗ будет готов к нужному моменту, я вам гарантирую, — добавил Герасимов. — Разработки есть, производство готовится. В этом сегменте мы не в хвосте, а в лидерах».

На традиционный вопрос о доле гособоронзаказа в обороте компании и о доли компании на военном рынке начальник пресс-службы в очередной раз стоически напомнил, что КАМАЗ не имеет отношения к армии с тех пор, как «Ремдизель», ее обслуживающий, стал самостоятельным. Он, кстати, добавил, что юридический бенефициар «Ремдизеля», бывшая ведущая телепередачи «Вести КАМАЗа» Людмила Трейстман теперь не только владеет им, но и отвечает на оборонном предприятии за пиар...

Афанасьев тем не менее поделился, что и в «лучшие» годы (2009), когда гражданской продукции никто не хотел, оборонка занимала не более 10% в обороте компании. Тогда КАМАЗ производил около 3 тыс. грузовиков в год для ВС. С тех пор заказ только уменьшается.

«Во-первых, мы насытили минобороны новыми грузовиками, — сказал Афанасьев,- Во-вторых, тот же „Ремдизель“ обслуживает технику КАМАЗа непосредственно в частях, хотя раньше этим занимались только военные, и всю технику, которая находится на вооружении, они привели в порядок. Поэтому у министерства обороны теперь нет потребности в новых закупках. Есть потребность в закупках современных автомобилей типа „Тайфун“, но это уже другой вопрос, — продолжать Афанасьев не стал, и лишь добавил с заговорщицкой улыбкой — Я рассказываю про „Ремдизель“, к которому не имею никакого отношения, просто потому, что сам люблю военную технику».

Влас Мысько

Влас Мысько
 
По теме
  Hyundai Motor изучает возможности для производства узлов двигателей и коробок передач на производственных площадках Группы КамАЗ, сообщил производитель грузовых автомобилей.
Суд удовлетворил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан  в защиту неопределенного круга лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в суд с административным иском в защиту прав
В аэропортах и на железнодорожных вокзалах России появился новый вид мошенничества — злоумышленники предлагают гражданам обновить мобильное банковское приложение и получают доступ к финансам потерпевших.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система