Дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции возбудило Татарстанское УФАС России в отношении набережночелнинской организации.
Основанием для возбуждения дела стало обращение Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, в адрес которого поступило тарифное предложение ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» (далее также – ООО «ЧВК») на 2017 год.
В соответствии с подпунктом а пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, регулируемая организация в составе своего тарифного предложения должна предоставить регулятору документы, в том числе подтверждающие права собственности, либо иные законные права владения (пользования) объектами коммунальной инфраструктуры, с помощью которых осуществляется регулируемая деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
В предыдущих периодах регулирования в тарифных предложениях общества с ограниченной ответственностью права владения (пользования) на ряд объектов, используемых предприятием в сфере водоотведения, подтверждались договорами аренды. Арендодателем в них выступало ПАО «КАМАЗ».
В рамках тарифного регулирования на 2017-2019 годы организацией заявлен рост амортизационных отчислений по всем регулируемым видам услуг. Один из факторов роста – увеличение уставного капитала ООО «ЧВК» за счет внесения дополнительного вклада в части основных производственных фондов участником ПАО «КАМАЗ». При этом стоимость указанных объектов водопроводно-канализационного хозяйства увеличена с учетом того, что публичным акционерным обществом при передаче объектов произведена переоценка независимым оценщиком. Сопоставление платежей предыдущего года арендной платы и амортизационных отчислений на 2017 год свидетельствует об увеличении стоимости объектов в разы.
Стоит отметить, что осуществляемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете переоценка основных средств и нематериальных активов учитывается при условии, что получаемые в результате учета средства в виде амортизационных отчислений являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае если по итогам исполнения инвестиционной программы эти расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования. Инвестиционная программа общества «ЧВК» на 2017 и последующие годы отсутствует.
Согласно договору аренды от 1 марта 2011 года и приложению к нему, представленным ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» в рамках тарифной компании 2017 года, остаточная стоимость большей части объектов водопроводно-канализационного хозяйства равна нулю. Это говорит о том, что имущество полностью амортизировано, соответственно, и арендная плата по ряду объектов приравнивалась к нулю.
Увеличение в 2017 году суммы амортизационных отчислений в целом по регулируемым услугам ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» на более чем 60 млн. руб. оказывает существенное влияние на рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, нарушение ООО «ЧВК» установленного порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении на 2017 год содержит признаки нарушения закона.