Новости города БезФормата.Ru
Казань
Главные новости
 
Задать вопрос?

Нияз Халит: «Буду работать, пока не закончусь...»

Последняя лекция профессора: некоторые говорят, что на 1/3 русский язык состоит из татарских слов, в архитектуре — то же самое

На этой неделе ушел из жизни профессор КГАСУ, историк архитектуры Нияз Халит. Месяц назад в Татарском книжном издательстве прошла встреча с ученым, где он презентовал свою новую книгу, а также рассказывал о том, что представляет собой татарская архитектура, в каких казанских постройках можно ее увидеть, а также делился планами на будущее — написать историю татарской архитектуры и энциклопедию татарских архитектурных форм. «БИЗНЕС Online» приводит стенограмму последней лекции профессора.

На встрече была презентована книга «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х и начала 1960-х годов», которая стала победителем самого массового и авторитетного профессионального конкурса ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года».

На этой неделе скоропостижно скончался профессор архитектуры Нияз Халитов

«ЕСТЬ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ЗАДАЧИ – НАДО НАПИСАТЬ ИСТОРИЮ ТАТАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ЭНЦИКЛОПЕДИЮ ТАТАРСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ...»

Эта книга – третья из серии по архитектуре Казани. Это не экспромт, а целенаправленное исследование, которое невозможно было сделать одним махом. Это этапы, нужно было проследить стили и формы. Книга с самого начала задумывалась как путеводитель по архитектурным формам Казани по аналогии с одним германским изданием. Небольшой такой словарик. Но когда я в это втянулся, понял, что так не получится, потому что, если там готика, барокко – все понятно, то у нас кочевой пласт никому не известен, булгарский пласт практически неизвестен. Ученые указывают на памятники в Булгарском городище, да и они не булгарские, а золотоордынские. Золотоордынский пласт также никому не известен. Практически никто даже не знает, кроме специалистов, что золотоордынские памятники в прекрасном состоянии сохранились на Северном Кавказе, в Крыму, у нас, а также в Тюменской области. Это все нужно было показать, и не просто показать, а проанализировать, сделать обобщающий материал по археологии, каким-то историческим хроникам и т.д.

В общем, пришлось каждую из этих книг сделать большим исследованием, где невозможно было что-то констатировать, а нужно было проводить специальный аналитический поиск с тем, чтобы было понятно: было так, так и так. А основная цель была проследить традицию – начиная с кочевых времен, заканчивая сегодняшним днем – как это все развивалось, не было ли перерывов, прослеживается ли это как-то в Татарской Слободе и даже в современной архитектуре.

По современной архитектуре у меня собрано огромное количество материала, по советской тоже. Я уже было сел за это все, но так получилось, что именно в это время у меня случился инфаркт, мне сделали операцию на сердце. Пришлось секануть книгу пополам, и сдать только ленинско-сталинский период. Все остальное пока ушло в ящик, и я это, видимо, не буду завершать, потому что есть более серьезные задачи – надо написать историю татарской архитектуры, надо написать энциклопедию татарских архитектурных форм, какие-то более нужные вещи. А это либо подождет, либо кто-то другой продолжит.

И эта книга является результатом такого сквозного исследования стилей и форм татарской архитектуры за все периоды ее существования, вплоть до середины ХХ века, когда умер Сталин, а вместе с ним умерла и сталинская архитектура. И проследить механизм передачи традиций – как это все происходило, конкретные формы, перечень этих форм – какие они были. И как они передавались, и передавались ли.

«РУССКАЯ КУЛЬТУРА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЧАСТЕЙ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Советская архитектура изучена с точки зрения московской. Все изучено – конструктивизм, арт-деко, сталинский ампир, но региональные формы практически не изучались. Даже не только у нас, а в Туркмении, Азербайджане и т.д. – там, где сам Бог велел, но особо не изучали. Не знаю, как в Турции, на Востоке, в Узбекистане. Но у них все более очевидно – есть железная собственная средневековая традиция и советский стиль, которые поженили и все видно. У нас с этим сложнее, потому что русские и татары даже еще в булгарский период начали сближаться.

В период Золотой Орды русское государство – московские и окружающие – просто стали частью Золотой Орды: русские отатарились также как мы сейчас обрусели. Русская культура является одной из составляющих частей золотоордынской культуры.

Когда Золотая Орда распалась на разные государства, в том числе и на русское, это была постзолотоордынская архитектура, которую Петр I уничтожил и насадил искусственно западную. Этот пласт существует и он очень близок с татарской. Поскольку наследие татарской архитектуры утрачено, полностью разрушено, начиная от Казани и ниже, да и в Казани, собственно говоря, ничего не осталось – ни одного сооружения, все растащили, даже в таких великих городах как Сарай Берке, Сарай Бату, Царевское, Селитренное городище – от них ничего не осталось, пустырь просто. Поэтому изучать наследие очень сложно. Его можно изучать только по аналогии. Например, если мы знаем цивилизационный уровень, если мы знаем, каковы археологические остатки, если мы сумеем сопоставить родственные цивилизации, то мы выходим на какие-то реконструкции.

Книга «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х и начала 1960-х годов» стала победителем самого массового и авторитетного профессионального конкурса ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года»

«Я СВОЕЙ ЗАДАЧЕЙ ПОСТАВИЛ РАСШИФРОВАТЬ ЯЗЫК ТАТАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

А у русских это более или менее сохранилось. И, учитывая то, что я сказал: у них так много татарского, что в принципе, там тоже можно найти. Делается это просто. Сопоставляя русские формы с мусульманскими: турецкими, арабскими и т.д., ты видишь, что это одно и то же. Ну, они же не в Каир ездили перенимать, ясно, что у татар заимствовали, у кого же еще?

Московская научная школа архитектуроведения это все игнорирует. Любыми способами пытается объяснить, но про татар ни слова! Бог с ними, пусть как хотят, но я своей задачей поставил расшифровать язык татарской архитектуры – конкретные формы через самые разные вот эти вот возможности – археологические, исторические хроники, аналогии, в том числе и отголоски русской архитектуры. Вот так это дело шло. Удалось кое-что сделать, и я нашел какой-то перечень этих традиционных форм, которые начал потом искать – было ли это все в советской архитектуре. Выяснились очень интересные вещи.

Это я к чему сказал? К тому, что отличить русское от татарского не всегда можно: как и в языке – у русских и татар есть одинаковые слова, одни и те же. Некоторые говорят, что на 1/3 русский язык состоит из татарских слов. В архитектуре тоже самое. Во всем культурном – художественной культуре, в государственной культуре – есть татарский элемент, есть альтернатива. Вот мой посыл, от чего отталкиваться.

«ТАКИЕ ЛЮДИ И В КГБ БЫЛИ, КОТОРЫЕ ДИССИДЕНТОВ НЕМНОЖКО ПРИКРЫВАЛИ»

Советская архитектура отличалась от предыдущих тем, что она концептуальная, т.е. производилась под жестким руководством государства, из Москвы корректировалась, были какие-то правила, по которым необходимо было развивать этот стиль. Принимались постановления ЦК, архитектурно-художественных организаций. Всех заставляли записываться в союзы художников, в союзы архитекторов. Кто не записался, тому просто заказов не давали. Соответственно все это шло под прессингом государства, поэтому появились единые стили советской архитектуры.

Но при этом существовала ленинская национальная политика, где предусматривалось, что каждая национальность имеет право на развитие собственной культуры. И в национальных республиках, какими бы они ни были, где бы они ни были, давалась возможность, поощрялись развитие национальных форм. У каждого народа были свои формы и свои исторические традиции. Это все ложилось на советский контекст, т.е. сталинский стиль был, а на него навешивалось. Была такая формула – национальная по форме, социалистическая по содержанию. Т.е. не допускалось никаких мусульманских вещей в структуре, культовая архитектура отрицалась. Но как знаете: то, что написано, это написано. Официально порнографии в Советском Союзе тоже не было. А реально была, все мы знаем – была. Вот и в архитектуре то же самое. Творчество не всегда подчинялось принятым правилам. Находились люди, которые просто желали делать так, как они хотят, как они это видят. А местная власть, собственно говоря, не особо запрещала.

Такие люди и в КГБ были, которые диссидентов немножко прикрывали, т.е. они понимали, что люди творческие, его запрешь, никому от этого хорошо не будет. Они просто предупреждали, чтобы он слишком не светился и все, он уже дальше продолжал работать. Здесь то же самое – на уровне обкомов, горкомов это все как-то проходило. А мы имеем результат. Мы имеем результат в виде конкретно-построенных вещей, которые можно анализировать. И видеть, что разница между московскими стилями и другими русскими регионами есть. Их уже можно классифицировать.

«Многие думают, что национальное – это где есть орнамент, стрельчатые арки. Если этого нет, значит, извините, архитектура не татарская»

«МНОГИЕ ДУМАЮТ, ЧТО НАЦИОНАЛЬНОЕ – ЭТО ГДЕ ЕСТЬ ОРНАМЕНТ, СТРЕЛЬЧАТЫЕ АРКИ»

И существовала еще третья линия, которую обычно вообще никто не рассматривает, кроме меня, вне всяких общих советских стилей, это романтизм. Когда архитектор, творец просто делал, что хотел. Его совершенно не волновало сталинский там стиль, не сталинский. Он просто видел своей задачей делать татарское. Это мог быть кинотеатр, жилой дом. Их не так уж и много, но это концептуальные постройки, которые воплотили в себе собственный поиск, частную инициативу каждого человека. 

И еще один момент – в советское время, начиная с 1940-х годов вплоть до последнего момента существования советской власти, центром этого был институт – сначала он назывался Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры, я там кандидатскую защищал. А потом его переименовали во Всесоюзный научно-исследовательский институт теории и истории градостроительства. Фактически это были центры изучения национальных архитектур. Там создавалась общая теория национальной советской архитектуры, очень хорошо проработанная. В основу первой части своей книги я положил теоретический посыл при формировании национального стиля вообще.    

Многие думают, что национальное – это где есть орнамент, стрельчатые арки. Если этого нет, значит, извините, архитектура не татарская. Но посмотрите на меня – я не монголоид, каляпуш не надел, говорю по-русски. Что, значит, из-за этого я русским стал что ли? Нет, я татарин? Какая разница, чье это производство. Не в этом же дело. Дело в содержании.

«Новиков построил здание банка на Кремлевской рядом с Почтампом – это вообще шедевр»

«ВСЕ, ЧТО ПОСТРОЕНО НА ТЕРРИТОРИИ ТАТАРСТАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ТАТАРСТАНА, ЯВЛЯЕТСЯ, ПО СУТИ, ФАКТОМ РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

Есть определенная градация архитектурных сооружений, где традиция выражена в здании внешне от нуля до полного стиля. Полное – это тот самый романтизм. А ноль – это абсолютно современное здание, на котором на вид неискушенного глаза ничего национального нет. Там просто традиция не выражена, вот и все. А по сути это то же самое. Например, Дом печати на улице Баумана. Или «хрущевки». Скажут, что в нем татарского? Да ничего! А чье это тогда, русское? Не русское. Потому что типовой проект «хрущевок» из Франции был привезен. А Дом печати вообще американский функционализм в чистом виде, просто он здесь получил название советского конструктивизма. Тоже не русское. Это что-то непонятное.

Давайте смотреть по содержанию. Что такое Дом печати? Это национализированное издательство братьев Каримовых, который получил название «комбинат им. Якупова». Это татарское книжное издательство, где ничего, кроме татарской литературы для татар не печаталось. Там же был магазин. И все это вместе оформлено в стиле конструктивизма. Чье это сооружение? По большому счету, это факт татарской архитектуры, эпизод в истории татарской архитектуры. Тупиковый. Не было ему подобных зданий, но факт остался, он был. Таких фактов много, и в русской архитектуре тоже. Что-то там Баженов задумал, построил ни на что похожее в стиле классицизма. А классицизм – это французский стиль. Это же русская архитектура. А какая еще? На том же основании можно считать, что это татарская архитектура.

Если исходить из теоретических посылок – их там много, все перечислять не буду, то, все, что построено на территории Татарстана в советский период для населения Татарстана, как для татар, так и для русских, это неважно, это все является, по сути дела, фактом развития татарской архитектуры. В чем-то есть разница, в чем-то нет.

Возьмем те же самые «хрущевки». Получается, у нас есть здание, если мы на них нарисуем петушки, то это будет белорусское здание, орнамент – получится марийское здание, нарисуем татарский или узбекский орнамент, получится татарское или узбекское здание. Но это же ерунда. Чепуха какая-то получается, правильно? Почему? Пример приведу. Вот у всех есть сотовый телефон. Где они произведены? На территории России их не производят, ни одного. А есть они у всех. Т.е. это и факт русской культуры, это и факт татарской культуры, это факт любой другой культуры, потому что сама культура состоит из таких вещей. Просто в этом нет традиции, она может быть кем-то другим произведена. Но без этого сотового телефона наша культура становится чем-то другим. Раз это было в нашей культуре, значит оно наше тоже. То же самое «хрущевки». Они и факт русской культуры, они и факт грузинской культуры, факт прибалтийской культуры – они всем принадлежат. Каждому по-отдельности тоже. Как слово «музыка» – оно всем принадлежит. Это и татарское слово, и русское – любой другое, и французское тоже – «мьюзик». Неважно. Это все равно факт национальной культуры. Вот как примерно можно расширить понимание о национальном.

«Тут же еще и орнаменты есть – правда не мой раздел – Наиля Надыровна (справа) сделала»

«СПРОСИ ТАТАРИНА, ОН СРАЗУ СКАЖЕТ, ЧТО „УРА“ – ЭТО ЛИБО КОСИ, ЛИБО ОКРУЖАЙ»

Книга на этом основана, я просто на двух таких примерах вам показал, теоретически обосновал. Ну а дальше я беру периоды развития татарских архитектурных стилей – ленинский период, конструктивизм, арт-деко, сталинский монументализм. Татарский стиль там есть, даже в конструктивизме. Вопрос только в том, чтобы их увидеть. Вот слово «ура», например. Любой русский кричит «ура». А спроси его, что это означает, он не скажет. Спроси татарина, он сразу скажет, что «ура» – это либо коси, либо окружай. Т.е. надо видеть для того, чтобы понимать. Надо уметь читать язык архитектуры или чего-нибудь другого. Я как раз и учу людей видеть то, чего они не видят. Не потому, что они глупые, а потому, что информации нет. Вот эту информацию я даю в двух предыдущих книгах. 

Вот суть того, что здесь сделано. Материал огромный, я прочесал всю Казань, все, что построено в этот период. В книгу, в основном вошли «сталинки». Конечно там, кроме анализа, консультаций и прочего, была проведена огромная техническая работа – убрать на фотографиях провода, тени, заменить новые пластиковые окна на старые деревянные и т.д., впечатать их, покрасить в нужный цвет, так что положено туда труда немало.

Но в эту книгу я вложил три основные задачи. Первая – чисто познавательная, чтобы люди знали. Второе – теоретически обосновать принципы, вывести общую теорию. И третье – дать людям материал. Т.е. если решат построить в каком-то стиле, люди начнут думать, если я строю в Казани, значит, должен строить в казанском стиле. Соответственно, книга дает этот материал – там сотни, если не тысячи фотографий, которые дают возможность просто посмотреть, как это было и взять за основу – интерпретировать или что-то. Тут же еще и орнаменты есть – правда не мой раздел – Наиля Надыровна ( Альменова-Халит – супруга автора прим. ред. ) сделала. Они тоже классифицированы – те, которые были в общесоветском стиле, те, которые именно в татарском стиле и т.д., они тоже могут быть утраченными. Если ты хочешь реставрировать, можешь примерно такие же сделать.

В общем, вот такие задачи стояли. Я так понял, что в Москве это все оценили – книга получила два диплома, плюс благодарность от Госдумы за укрепление межнационального согласия.

«Мне очень нравится здание на Пушкина, где располагался магазин «Ноты» Фото: Оксана Черкасова

«ЭТО ВСЕ МОЖНО ОЦЕНИТЬ КАК КАЗАНСКИЙ РЕТРО-СТИЛЬ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА СО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ АРХИТЕКТУРНЫМ ЯЗЫКОМ»

Мне очень нравится здание на Пушкина, где располагался магазин «Ноты». Это 1952-53 год. Архитектор там очень хорошо поработал над этими формами, тактично, красиво все сделал, пластика великолепная, проработаны детали. В общем, этот стиль примерно золотоордынский он сумел воспроизвести. 

Что касается современной архитектуры Казани, я к ней очень уважительно отношусь. Потому что я вижу, что наши архитекторы наш центр не портят. Что-то не знают, что-то не доделывают, но самое главное – историчность построек, этажность, общее целевое соответствие они сохраняют. Некоторые вещи вообще великолепно сделаны. Например, Новиков построил здание банка на Кремлевской рядом с Почтамптом – это вообще шедевр, я считаю. Не то, чтоб совсем уж модерн, но для конца XX – начала XXI века потрясающе красивое здание сделал. 

У нас в Казани то, что построено за этот период, можно по-разному оценивать. Есть диванные ворчуны, которые говорят: «это бесвкусица», «это не соответствует», «там неправильно», «тут неправильно», каждое здание обзывают, не знают уже, к чему придраться – есть целая группа в интернете. На мой взгляд, это все от того, что они этих вещей не понимают.

Смотря как это все рассматривать – есть архитектура новая, которая соответствует всем стандартам современной архитектуры, а есть архитектура чисто казанская. Я вижу, что это все можно оценить, как казанский ретро-стиль конца XX – начала XXI века со своим собственным архитектурным языком. Главное, правильно объяснить. Тогда, в принципе, все становится на свои места. И задача этого стиля была просто поддержать среду.

Если люди недостаточно грамотные, не ставят перед собой задачу точного соответствия каким-то историческим стилям, а их задача просто сохранить среду, то с этой стороны абсолютно правильно. Они ипровизировали в рамках им заданных, т.е. есть общий художественный стиль, общий художественный облик – не испорть. Сделай как хочешь, но только чтобы это не бросалось в глаза. Средовая застройка сохранена, они это делали.

«Я успеваю за год написать одну книгу. просто беру и пишу от начала и до конца, сходу»

«РАЗВЕ МОЖНО СЧИТАТЬ ХОРОШИМ АРХИТЕКТОРОМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ТАКИЕ ВЕЩИ ДЕЛАЛ»

Когда едешь от вокзала, например, там все здания новые, а выглядят как старые. Это можно, конечно, воспринимать как временную вставную челюсть, которая когда-то будет заменена, но свою задачу они там выполняют. Потому что в других городах так не делают, просто стекляшки в 20 этажей ставят и все, и приехали, дальше уже нечего делать.

Как архитектор Агишев делал в свое время – взял на улице Баумана поставил «аквариум», прекрасное здание испортил. Там была великолепная биржа ХХ века, взял ее изуродовал – поставил стекляшку. Но это же полное безумие такие вещи делать. Гостиница «Татарстан» – зачем надо было ее на Кольце ставить? Ну зачем? Там же была прекрасная среда! Он взял ее поставил, она стоит там ни к селу, ни к городу. И никуда ее не денешь. Или на Площади Свободы тоже «аквариум» поставил. Разве можно считать хорошим архитектором человека, который такие вещи делал. К счастью, у нас таких архитекторов не много. Есть люди, которые, в основном, все понимают.

Есть люди, которые пытаются воспроизводить традиционные формы, а это вызывает бешеную критику со стороны этих ворчунов: «это не масштабно», «что за окна такие» и т.п. Например, на улице Бехтерева среди деревянных домов поставили несколько больших зданий – однозначно стиль не назовешь, что-то из сталинской архитектуры есть, но там четко читается национальная традиция, т.е. желание показать что-то татарское. И есть те, которые просто импровизируют эмоционально. Например, Светлана Мамлеева построила театр кукол. Тоже резвятся: «позорище», «китч». Но взгляни ты на это по-человечески – это для кого строили, для тебя что ли? Для детей строили. Это детям должно нравиться, а не тебе. Вот ведут детей в это волшебное сооружение, где все для них – для детей, и совершенно не важно, как к этому взрослые относятся, им там хорошо.

А если посмотреть с точки зрения традиции, там много чего интересного – и в композиции, и в каких-то деталях, но все переработано. В свое время Гауди сумасшедшим считали – что-то там непонятное делает, дурачок какой-то. А сейчас в Барселону едут, чтобы на Гауди посмотреть. Т.е. оценка современников она не всегда адекватная.

Есть, конечно, современные здания типа «лего». Я считаю, что когда начнется снос, все равно за ветхостью со временем что-то будут реставрировать, а что-то ломать, вот эти здания первыми снесут. А кукольный театр, «миннихановский дом» оставят. Их будут реставрировать, потому что это что-то оригинальное, это что-то казанское, что-то действительно наше, чем можно любоваться. А эти непонятные кубы и параллелепипеды – кому они интересны, кроме самого архитектора? А архитектор что, для себя что ли это делает. Он же для нас это делает, а нам это непонятно. Я так считаю.

P. S.  У меня задача такая – каждый год по одной книге выпускать. Я делаю в первую очередь то, что полезно для людей и интересно мне самому. У меня сохранилось огромное количество фотографий. Одна книга у меня занимает один год. Материала у меня достаточно, я собирал его всю жизнь. У меня архив такой, что... Я успеваю за год написать одну книгу. Я не делаю так, как обычно люди делают – собирают материал, черновики пишут, планы. Я просто беру и пишу от начала и до конца, сходу. Вот так я работаю. Буду работать, пока не закончусь...

Гульназ Бадретдин

Халитов Нияз Хаджиевич   родился в 1950 году в Казани. Главный научный сотрудник Института истории Академии наук РТ. Профессор архитектуры, заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Скоропостижно скончался 8 августа 2017 года в результате тяжелой болезни.

Книга «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х и начала 1960-х годов» стала победителем самого массового и авторитетного профессионального конкурса ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года».

В издательском доме Казани «Читай-Играй» вышла в свет замечательная книга «Татарские народные сказки» на русском языке.
03.08.2017 ТРК Татарстан-Новый век
«Человеком, который знает два языка, управлять, манипулировать сложнее» - Бизнес OnlineОпрос недели: а вы за или против сохранения татарского языка в обязательной школьной программе?
22.07.2017 Бизнес Online
rossiyanavsegda.ru - Республика Татарстан  Доктор архитектуры Нияз Халит об особенностях татарского стиля и внешнем облике современной Казани     Архитектуру советского периода принято ассоциировать с монументальными московскими постройками – здание
13.07.2017 Республика Татарстан
Белорусский президент Александр Лукашенко назвал русский язык национальным достоянием, от которого Белоруссия никогда не откажется.
12.07.2017 Федерация профсоюзов РТ
Книга профессора КГАСУ, историка архитектуры Нияза Халита о татарской архитектуре «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х и начала 1960-х годов» стала победителем самого массового и авторитетного профессиональ
11.07.2017 Бизнес Online
Первый канал закрывает передачу «Наедине со всеми». Об этом ее ведущая, актриса Юлия Меньшова , написала в своем « Инстаграме ». «Да, это правда, программа „Наедине со всеми“ закрыта», — написала Меньшова, и сразу же оговорилась,
16.08.2017 Бизнес Online
Российские диппредставительства помогают семье Веры Витальевны с целью урегулирования всех формальностей в этот трудный момент.
16.08.2017 ИА Татар-информ
Глава «Роснано» Анатолий Чубайс заявил, что, по его мнению, экс-министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев демонстрирует «поразительное спокойствие и достоинство».
16.08.2017 Бизнес Online
Рейтинг муниципалитетов РТ по качеству образования возглавил Бугульминский район - Bugulma.wsОбразование является приоритетной отраслью в развитии республики, что отражает «Стратегия-2030».
16.08.2017 Bugulma.ws
Такие услуги обычно предоставляет компания-провайдер, предоставляющая хостинговые услуги.
16.08.2017 TatPressa.Ru
Выручка казанского "Рубина" с продажи билетов на три домашних матча текущего сезона РФПЛ составила 10 млн рублей, заявил заместитель коммерческого директора клуба Андрей Кораблев .
16.08.2017 TatCenter.ru
. - Бизнес OnlineДень провокаций в банковском секторе: «частное мнение» от аналитика «Альфа-капитала» совпало с новой рассылкой в мессенджерах по Татарстану Похоже, приближающуюся годовщину событий 1998 года кто-то решил отметить с музыкой.
16.08.2017 Бизнес Online
В Татарстане утонул мальчик, соорудивший спасательный круг из бутылок - Челнинские ИзвестияНа территории Заинской ГРЭС вчера, 15 августа, утонул ребенок. Как выяснилось, восьмилетний Данил в компании друзей около 17 часов купался в канале Заинского водохранилища, но место для купания здесь не оборудовано.
16.08.2017 Челнинские Известия
ЕЩЕ ОДНО КОЛЛЕКТОРСКОЕ АГЕНТСТВО ВСТАЛО НА УЧЕТ - Служба судебных приставовОчередная организация внесена в государственный реестр ФССП России как юридическое лицо осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
16.08.2017 Служба судебных приставов
Охотники, которые приобрели право на получение разрешений на добычу лосей Муниципальный район Ф.И.О. № заявления Возраст животного Агрызский Пантелеев Сергей Н. Никоноров Николай А. 164 1124 взрослый взрослый Азнакаевский Белодуров Александр Ю. 2022 взрослый Альметьевский Загидуллин Ульфат З. Насыбуллин Айгиз И. Акимов Павел В. 14 469 2718 взрослый взрослый взрослый Бавлинский Кирьянов Юрий А. Шимков Михаил И. 1913 3233 взрослый взрослый Лениногорский Ильин Андрей В. Филипов Леонид А. 810 1082 взрослый взрослый Мамадышский Киндюшенко Валерий С. Семёнов Андрей В. Васильев Михаил Н. Шкиндеров Николай В. 1812 2016 2873 3338 взрослый взрослый взрослый взрослый Нурлатский Габдеев Рафаэль Н. Шарафутдинов Ленар А. Пестов Эдуард В. Мясников Михаил В. Гайсин Сагит Х. 314 1233 1922 2340 3107 взрослый взрослый взрослый взрослый взрослый Охотники, которые приобрели право на получение разрешений на добычу кабанов Муниципальный район Ф.И.О. № заявления Возраст животного Алексеевский Парфёнов Игорь В. Потапов Пётр А. Зайцев Виктор Н. Мадиров Эдуард В. 501 2334 352 360 взрослый взрослый до 1 года до 1 года Алькеевский Лапшин Андрей Н. Шатунов Владимир А. 1333 1317 взрослый до 1 года Лениногорский Шарафутдинова Динара Т. Сагдеев Риваль И. Галеев Рафаил К. Миннуллин Рустем Ф. Жданов Владислав С. 603 1022 109 390 1015 взрослый взрослый до 1 года до 1 года до 1 года Мамадышский Фильгенков Александр В. Чибисов Вячеслав О. Фассахутдинов Ильшат М. Шакиров Марат Ш. Салихов Роберт М. Тетеря Михаил Б. Фасхутдинов Фасил С. Парамонов Максим А. Галимзянов Айдар Г. Садыков Руслан М. Челяков Роман О. Кошелев Виталий Н. Ланцов Сергей Н. Осинин Александр А. Даутов Ильдар Р. Ахметшин Айрат Р. Аглямов Данис Ф. Мирный Виталий В. Гавшин Николай С. Маслов Виктор А. 413 1212 2349 3359 3360 229 973 1171 1372 1385 2011 2166 2471 2588 3000 3012 3031 3050 3141 3147 взрослый взрослый взрослый взрослый взрослый до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года до 1 года Нурлатский Алексеев Валерий В. Скопьюк Андрей В. Канафеев Талгат Ю. Фролов Геннадий В. Романов Дмитрий Алексеевич 2604 2832 1504 1577 3308 взрослый взрослый до 1 года до 1 года до 1 года Спасский Сибгатуллин Зайнулла А. Костин Дмитрий С. 2358 3184 взрослый до 1 года Охотники, которые могут приобрести право на получение разрешений на добычу лосей, в случае отказа охотников, получивших право на получение разрешений (в порядке очерёдности) Муниципальный район Ф.И.О. № заявления Агрызский: Азнакаевский: Альметьевский: Бавлинский Лениногорский: Мамадышский: Нурлатский: 1. Муфтахов Илдус Ф. 2. Саниев Рамин Г. 3. Орлов Сергей Н. 1. Васильев Дмитрий С. 2. Зубровский Сергей О. 3. Семьянов Павел Л. 1. Гафуров Альберт И. 2. Казанбаев Сергей В. 3. Абдрафиков Ирек М. 1. Минуллин Андрей Г. 2. Ермаков Александр И. 3. Бадеркаев Ришат Р. 1. Шамиев Айрат М. 2. Мифтахов Адель И. 3. Каримов Роман Ш. 1. Давлетшин Виталий М. 2. Ахметзянов Ришат П. 3. Абуладзе Гиорги Г. 1. Прошин Захар В. 2. Белов Владимир И. 3. Губайдуллин Ринат Р. 866 1126 33 149 891 895 2791 678 656 1769 3238 393 46 2853 1477 1783 2239 3 2889 476 2068 Охотники, которые могут приобрести право на получение разрешений на добычу кабанов, в случае отказа охотников, получивших право на получение разрешений (в порядке очерёдности) Муниципальный район Ф.И.О. № заявления Алексеевский: Алькеевский: Лениногорский: Мамадышский: Нурлатский: Спасский: 1. Борищев Владимир Г. 2. Самсонов Сергей Н. 3. Галкин Александр Г. 1. Губайдуллин Булат М. 2. Габитов Айрат Р. 3. Нуруллина Алия М. 1. Юрасов Сергей А. 2. Сафин Азат Х. 3. Мальканов Евгений А. 1. Анисимов Николай Н. 2. Артемев Василий В. 3. Акинфеев Алексей А. 1. Сулейманов Рафаэль Р. 2. Алексеев Павел А. 3. Бодягин Сер\
Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан сообщает,
16.08.2017 Управление по охране животного мира
По факту нарушения составлен протокол - Главное управление ветеринарии15 августа 2017 года 12ч.30 мин. остановлено транспортное средство «Бычок», гос.
16.08.2017 Главное управление ветеринарии
Сельскохозяйственные стартапы - РоссельхознадзорСегодня много говорят про стартапы. Стартап – результат разработки или продукт в сфере IT-технологий.
16.08.2017 Россельхознадзор
tel - Республика ТатарстанВ Интернете набирает силу явление, которое заставляет вспомнить библейский сюжет о Содоме и Гоморре     Пошел третий час поездки на автобусе.
16.08.2017 Республика Татарстан
Любители селфи замучили до смерти дельфиненка в Испании - ИА Татар-информТуристы вытащили беззащитное и уставшее животное из моря и носили на руках по пляжу, хвалясь находкой перед другими отдыхающими.
16.08.2017 ИА Татар-информ
В Заинске 9-летний мальчик утонул в запрещенном для купании месте - ИА Татар-информГруппа детей купалась в канале в акватории Заинской ГРЭС без присмотра взрослых.
15.08.2017 ИА Татар-информ
2831(2) - Вечер ЕлабугиОбрушение произошло в старом заброшенном двухэтажном здании, по адресу ул.
16.08.2017 Вечер Елабуги
Накануне Московский областной суд продолжил рассмотрение по существу «дело ОБНОН» - Бизнес OnlineПережитый инфаркт миокарда не помог выйти из камеры начальнику полиции Казани, который три года сидит в СИЗО по «делу ОБНОН» «Наверное, цель в том, чтобы сгноить их под стражей, превратить в инвалидов»,
16.08.2017 Бизнес Online
b23925a94d1798efe38f5707cdda072e - Вечер Елабуги
«Таинственная прибавка» к пенсии
Слухи о прибавках к пенсиям женщинам, имеющим детей, поползли недавно по Елабуге.
Вечер Елабуги
Пенсионера, застрелившего в Челнах доктора, могут помиловать - Челнинские Известия
Пенсионера, застрелившего в Челнах доктора, могут помиловать
В Татарстане Комиссия по помилованию поддержала ходатайство осужденного, застрелившего из трости врача Андрея Железнова.
Челнинские Известия
В Челнах задержана «кредитный доктор» - Челнинские Известия
В Челнах задержана «кредитный доктор»
Фото с сайта www.zelpravda.ru. Полицейские Набережных Челнов предупреждают, что в городе появился новый вид мошенничества, ориентированный для проблемных заемщиков.
Челнинские Известия
IMG_3545-25-07-17-08-07 - Республика Татарстан    С творческого вечера народного поэта РТ Разиля Валеева в Москве сегодня стартовали традиционные Дни культуры Республики Татарстан.
16.08.2017 Республика Татарстан
Событие стало возможным благодаря соглашению о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между республиками.
16.08.2017 ИА Татар-информ
На празднике работала выставка местных мастеров, а самодеятельные артисты исполнили для жителей села песни.
17.08.2017 ИА Татар-информ
DSC_5865 - Вечер Елабуги
«Великий шелковый путь» в Тыве
Письмо «Елабужский государственный музей-заповедник» — Евгения Поликарпова — Яндекс.Почта 15 августа в Национальном музее им.
Вечер Елабуги
В Качаловском театре прошла творческая встреча А.Славутского с участниками программы "Здравствуй, Россия!" - Элита Татарстана
В Качаловском театре прошла творческая встреча А.Славутского с участниками программы "Здравствуй, Россия!"
  До открытия нового сезона еще целый месяц, но наш диалог со зрителем уже начался.
Элита Татарстана
pam - Республика Татарстан
Послушать соловья вместе с великим музыкантом
    Выдающийся татарский композитор, пианист, педагог, автор музыки Государственного гимна Татарстана… Его имя известно, пожалуй, каждому жителю республики, а его детище звучит на самых знаковых для нашего региона событиях.
Республика Татарстан
«Нефтехимик» в Уфе обыграл «Салавата Юлаева» - ИА Татар-информДублем отметился заокеанский легионер нижнекамцев Чад Рау. (Казань, 16 августа, «Татар-информ», Сергей Гаврилов).
16.08.2017 ИА Татар-информ
Спринтер Елена Кудрявцева установила два рекорда Зеленодольска - ИА Татар-информЕлена Кудрявцева выполнила норматив мастера спорта РФ в личном зачете. (Казань, 16 августа, «Татар-информ»).
16.08.2017 ИА Татар-информ
На территории комплекса в августе пройдут отборочные игры корпоративного любительского турнира по пейнтболу.
16.08.2017 ИА Татар-информ
Мастер-класс от «АК-47» - Казанские ведомости
Мастер-класс от «АК-47»
Пока сборная России по баскетболу проводила свои матчи в казанском «Баскет-холле», президент РФБ Андрей Кириленко, наш легендарный баскетболист, поигравший в НБА, где его окрестили «АК-47»,
Казанские ведомости
«Рубин» победил на Всесоюзном турнире Lukoil Cup - Казанские ведомости
«Рубин» победил на Всесоюзном турнире Lukoil Cup
15 августа в Сокольниках завершился финальный турнир Всероссийского этапа детского Кубка чемпионов Lukoil.
Казанские ведомости
fytbol - Республика Татарстан
На очереди – «Анжи»
    Очередной матч чемпионата премьер-лиги «Рубин» проведет на «Казань-арене» в субботу, 19 августа, где его соперником станет махачкалинский «Анжи».
Республика Татарстан
Набережные Челны – первые в части образования - Администрация Н.ЧелныВ ходе августовского совещания работников образования и науки РТ «Этнокультурный и воспитательный потенциал системы образования Республики Татарстан» в Муслюмовском муниципальном районе автоград был отмечен сразу в неско
16.08.2017 Администрация Н.Челны
Актриса и режиссер Вера Глаголева - КоммерсантъВ США умерла актриса и кинорежиссер Вера Глаголева. 61-летняя артистка проходила за границей курс лечения от онкологического заболевания.
16.08.2017 Коммерсантъ
Сегодня, в день рождения Рустема Яхина, в Казани открыли памятник выдающемуся композитору - Министерство культуры РТПамятник расположен в сквере по улице Большая Красная, напротив здания Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова.
16.08.2017 Министерство культуры РТ
Из-за репетиции парада в честь юбилея УМВД России по Казани 17 августа ограничат движение - ИА Татар-информУтром 17 августа будет ограничено движение на территории парковки перед центральным стадионом в Казани.
16.08.2017 ИА Татар-информ
tatarstan - Республика Татарстан    Сразу четыре дня отдохнут татарстанцы в последнюю августовскую неделю.
16.08.2017 Республика Татарстан