Наш бронепоезд не стоял на запасном пути

Фото: rt-online.ru

 

 

Музеи нынче не редкость – практически на каждом предприятии есть помещение с более-менее обширным набором экспонатов и документов, повествующих об истории коллектива. Есть комната боевой и трудовой славы и в Юдинском узле Казанского региона Горьковской железной дороги.

 

Вот только один из самых интересных экспонатов небольшого музея – бронепоезд «Красный Татарстан», собранный в апреле 1942 года, канул в Лету. Поезд встретил день Победы на польско-румынской границе, затем он был расформирован, и следы его затерялись. Говорят, его даже снимали в кинофильмах о Великой Отечественной. Совет ветеранов предприятия попытался найти татарстанскую достопримечательность, но поиски не увенчались успехом. Лишь документы и фотографии напоминают сейчас об этой славной страничке трудовой биографии юдинских железнодорожников.

С названием бронепоезда вопроса не возникло: «Кызыл Татарстан». Так значилось в документах. А на борту было выведено «Красный Татарстан». 

 

…Шли первые месяцы войны. В ожесточенных боях Красная Армия теряла солдат, технику. В октябре 1941 года Казанская железная дорога вышла с инициативой – построить на свои средства бронепоезд. Первого ноября Народный комиссариат путей сообщения СССР дал разрешение на его строительство. Коллектив Юдинского железнодорожного узла, как самый передовой и имеющий неплохую материально-техническую базу, получил военный заказ – в минимальный срок поставить на рельсы бронированную «крепость». С названием бронепоезда вопроса не возникло: «Кызыл Татарстан». Так значилось в документах. А на борту было выведено «Красный Татарстан». Возглавили строительство заместитель начальника депо станции Юдино Вячеслав Герасимович, начальник вагонного участка Александр Горожанин и секретарь партбюро паровозного депо Александр Ржавин.

Дело оказалось очень непростым – понятно, что до этого времени бронепоезда в Юдине не делали. Но, как говорится, назвался груздем… Теперь уже никого не волновало, что ни опыта, ни оборудования, ни даже броневой стали у юдинцев не было. Однако война диктовала свои законы – приходилось изворачиваться. С броней помогли казанские предприятия, а уж умение на любом оборудовании вытачивать самые сложные детали для российского человека не самая трудная задача…

Весь коллектив юдинского депо трудился по 15–18 часов, только бы фронт получил эту мощную боевую машину. Наравне с мужчинами с огромной отдачей, порой без сна, перевыполняли производственные нормы женщины.

 

Долго выбирали паровоз для бронепоезда, наконец остановились на маневровом паровозе депо Юдино ОВ 6116. Правда, у него был ряд недостатков – слабые тормоза и паровая машина, да и паровоздушный насос не отличался высокой производительностью. Зато в отличие от магистрального этот локомотив мог на хорошей скорости двигаться по временным, порой не укрепленным фронтовым железнодорожным путям. Устранить слабые стороны поручили мастерам паровозного депо Н.Николаеву и А.Шугурову. Были найдены решения для получения бронированных стекол, была изобретена особая система фильтрации, позволявшая использовать для двигателя любую воду, даже из лужи, что особенно важно в военно-полевых условиях.

Практически без отдыха работали на вагоноремонтном участке электросварщики Галим Шагабутдинов и Василий Каренков – это они монтировали бронеплощадки. Почти сутками были на трудовом посту котельщики И.Мишин, П.Мишин, Г.Миронов, Н.Просвирин, кузнецы В.Егоров, Г.Конд-ратьев, К.Акимов, слесари А.Троицкий, В.Ванюшин, А.Аксенов… Что и говорить, весь коллектив юдинского депо трудился по 15–18 часов, только бы фронт получил эту мощную боевую машину. Наравне с мужчинами с огромной отдачей, порой без сна, перевыполняли производственные нормы женщины – история сохранила имена сверловщиц Галии Гатиной, Анны Ершовой, Марии Самариной…

Татарстанский бронепоезд участвовал в боях за Сталинград, потом – на Северном Кавказе, с 1942 по 1944 год «Красный Татарстан» прошел по маршруту Москва – Сталинград – Астрахань – Ростов-на-Дону – Яссы – Варшава. 

 

Параллельно со строительством бронепоезда формировался его экипаж. Вагонным мастером определили Михаила Артамонова, машинистами – Александра Акулинина, Алексея Брыкалова, Сергея Бушуйкина и других. Командиром зенитной батареи был назначен Степан Крестенков.

Кстати, в состав экипажа бронепоезда «Красный Татарстан» вошел Александр Логинов, сын машиниста Александра Логинова – того самого, что в годы Гражданской войны вел легендарный бронепоезд «Свободная Россия» и освобождал Казань от белогвардейцев.

И вот на митинге в конце апреля 1942 года бронепоезд №723 был торжественно передан представителю военного командования Красной Армии.

В Москве юдинский экипаж пополнился артиллеристами, пулеметчиками, связистами и вошел в состав 46-го отдельного бронедивизиона. Татарстанский бронепоезд участвовал в боях за Сталинград, потом – на Северном Кавказе, с 1942 по 1944 год «Красный Татарстан» прошел по маршруту Москва – Сталинград – Астрахань – Ростов-на-Дону – Яссы – Варшава. Прошел свой путь с честью, а вот где нашел последнее пристанище, не известно. Может, и эта загадка со временем разрешится?

 

Наиля КЛЕВЛЕЕВА,
пресс-служба Минтранса РТ

 

 
По теме
 
Авария произошла в Буинском районе республики Лика ИСАЕВА ДТП произошло в Буинском районе республики на нерегулируемом железно-дорожном переезде Кошкино-Шимяково в 19.11 в воскресенье, 15 июля.
15.07.2018 Комсомольская правда Казань
Впрочем, с охраной природы в Лаишевском районе не все так плохо. Сегодня с полудня до позднего вечера в деревне Среднее Девятово праздник родника, когда-то захламлённого, теперь возрождённого.
16.07.2018 ГТРК Татарстан
«ТНВ» готовится к старту нового телесезона. Зрителей ждут премьерные проекты, документальные фильмы, развлекательные, исторические программы, собственные сериалы.
13.07.2018 Казанские ведомости
Билли Новик выступил на фан-фесте в Казани     Чемпионат мира по футболу-2018 подходит к концу, и, к сожалению, фестиваль болельщиков тоже.
14.07.2018 Республика Татарстан
11.jpg - ХК Челны Уже скоро в общем доступе появится календарь игр Первенства ВХЛ, и хотя точный состав пока неизвестен до сих пор, мы выяснили расстояние по федеральным трассам до предполагаемых соперников в текущем сезоне 2018/2019:
16.07.2018 ХК Челны
Парад участников ралли «Шелковый путь» . - Bugulma.ws Звезды команды «КАМАЗ-Мастер» - на параде участников ралли «Шелковый путь»  Жители и гости Бугульмы стали свидетелями парада гоночных автомобилей, который прошел на площади Дома техники.
15.07.2018 Bugulma.ws
С кем смотрел исторический матч Станислав Черчесов Кира БУЛЫЧЕВА В последний месяц наши звёзды чаще встречались на футбольных матчах, чем на светских премьерах.
16.07.2018 Комсомольская правда Казань
"В Бугульме есть огромный потенциал" . - Bugulma.ws Дамир Фаттахов: «В Бугульме есть огромный потенциал для реализации эффективной молодежной политики»  Вчера министр по делам молодежи Республики Татарстан Дамир Фаттахов посетил объекты молодежной политики Бугульмы,
15.07.2018 Bugulma.ws
13 июля 2018 года делегация Республики Татарстан посетила мусоросжигательный завод «Ренергия» и ознакомились с технологией и принципом обеспечения экологической безопасности проектов Hitachi Zosen Inova в г.Люцерн (Швейцария).
14.07.2018 Казанские ведомости
  Пилотный проект по внедрению раздельного сбора коммунальных отходов стартует 1 августа в Авиастроительном районе Казани в многоквартирных домах, управляемых ООО «УК Авиастроительного района».
16.07.2018 Республика Татарстан
Происшествия за 15 июля:   Пожарные подразделения ГПС Главного управления МЧС России по РТ выезжали по тревоге  57 раз, из них на тушение мусора - 4 раза, на ложные вызовы – 28 раз,  на короткое замыкание – 1 раз,
16.07.2018 МЧС РТ