Рустам Минниханов начал «крестовый поход» против VIP-лихачей, а Ильшату Аминову и Андрею Григорьеву велел показывать портреты пьяных водителей
«Как бороться с агрессивными водителями? Только самые жесткие меры! Это преступник!» — возмущался сегодня Рустам Минниханов на коллегии МВД по РТ и кабмина, предлагая внести в Госдуму РФ инициативу о резком усилении ответственности. Также корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как президент РТ показал «желтую карточку» главам Лениногорска и Новошешминска, а Артем Хохорин жаловался, что его не слышат в минтрансе РТ.
Рустам Минниханов предложил ужесточить наказание для автолихачей из числа золотой молодежи и «успешных бизнесменов»
Фото: president.tatarstan.ru
«КАК БОРОТЬСЯ С АГРЕССИВНЫМИ ВОДИТЕЛЯМИ? ТОЛЬКО САМЫЕ ЖЕСТКИЕ МЕРЫ»
Необычно жарким оказалось совместное заседание кабинета министров РТ и коллегии МВД по РТ «О реализации мер по повышению безопасности дорожного движения». Обеспокоенный возросшей статистикой по количеству ДТП, озвученной министром внутренних дел по РТ Артемом Хохориным , Рустам Минниханов заявил о необходимости внесения предложений в правительство РФ и Госдуму для беспрецедентного повышения ответственности для автолихачей с опорой на международный опыт.
«Конечно, правительство [РФ] готовит изменения в правила дорожного движения, касающиеся опасного вождения, предлагается наказывать штрафом в размере 5 тысяч рублей, — оповестил присутствующих на заседании президент РТ. — Для многих это несмертельно. Основная категория наших водителей добропорядочная и законопослушная. А вот эти люди, которые немножко деньги имеют, — молодежь золотая, успешные бизнесмены — могут себе позволять эти правонарушения».
Рассуждая о необходимости ужесточения наказания для автолихачей, Минниханов рассказал о том, что их ждет в других странах. По его словам, в 11 штатах США штраф за агрессивную езду составляет от $500 до $2,5 тыс., отъявленных нарушителей ждет тюремный срок до 6 месяцев. В Австралии гонщиков тоже не любят — на континенте их наказывают штрафом в $5,5 тыс. и лишением прав на управление автомобилем на три-пять лет. В Японии их ждет штраф и исправительные работы на срок до 6 месяцев.
«Хочу привести в пример: в Великобритании штраф за опасное вождение штрафы и тюремный срок до 5 лет, в Германии штраф в 250 евро и лишение прав на три месяца. 250 евро знаете сколько? — поинтересовался Минниханов у присутствующих. — Это в несколько раз больше [чем обсуждаемый размер штрафа в России]!»
Глава республики заявил о необходимости выхода Госсовета РТ с законодательной инициативой по борьбе с нарушителями.
«Другого рецепта нет, — считает президент РТ. — Как бороться с этими пьяницами? Как бороться с агрессивными водителями? Только самые жесткие меры! Это преступник! Если человек с ружьем вышел и выстрелил в кого-то, есть закон. На машине он может сделать ущерба больше, чем выстрел из оружия. Он потенциально опасный. Или пьяный водитель. Поэтому давайте мы попросим парламент выйти с инициативой — мы тоже от имени правительства [РТ] выйдем на правительство [РФ], такие аналогичные предложения надо сделать в адрес Государственной Думы».
Фото: president.tatarstan.ru
«ИЗ ГОДА В ГОД ОТ РУК ПРЕСТУПНИКОВ ГИБНЕТ ГРАЖДАН МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ДТП»
Выступая перед руководством республики, Хохорин заметил, что, «не умаляя результатов многопланового комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения, остается немало проблемных вопросов, требующих решения». Генерал заметил, что Татарстан с большим запасом достиг прогнозного показателя по уровню безопаности дорожного движения, но уровень числа ДТП и социального риска на дорогах республики по-прежнему высок.
— Впервые за последние годы зафиксирован рост количества ДТП и раненых в них людей, негативная динамика отмечается в каждом третьем муниципальном образовании, в 17 регионах выросло число погибших, в некоторых более чем в два раза, — констатировал Хохорин. — Почти половина погибших приходится на федеральные дороги. Из года в год от рук преступников меньше гибнет граждан, чем в ДТП.
Отдельно докладчик отметил Лениногорский район, где прогнозный показатель по числу ДТП не выдерживается седьмой год подряд. Хохорин добавил, что в каждом втором ДТП сопутствующим фактором совершения происшествия становятся недостатки дорожной сети. Также критике подвергся и Новошешминский район.
По итогам коллегии главы упомянутых районов выступили с оправдательной речью в свой адрес, ссылаясь на особенности территорий. Оба района, дескать, транзитные и значительную часть ДТП в них совершают не местные жители, а приезжие. В Лениногорске есть и ландшафтные особенности — в городе много дорожных участков с подъемами и спусками. Но премьер-министр РТ был непреклонен.
— Это не аргумент ни для одного района, — заявил Халиков. — В вашу [главы Лениногорского] бытность средний показатель составлял 7 человек по району, а последние 6 лет этот показатель в среднем составляет 12 человек. Это тот же район, те же дороги. Артем Валерьевич поднял вопрос не случайно, это худший показатель во всей республике. Я прошу находить совместные решения, чтобы достичь плановых показателей.
Артем Хохорин: «Который год предложение от МВД по выполнению дорожных работ, основанное на анализе статистики ДТП, не выполняется, хотя и принимается к исполнению» Фото: president.tatarstan.ru
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ МВД ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОРОЖНЫХ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ»
Камень прилетел и в огород главы минтранса РТ Ленара Сафина :
— Стоит признать, что управление ГИБДД не вышло на должный уровень взаимодействия с министерством транспорта и дорожного хозяйства, — напряженно заметил министр. — Об этом свидетельствует тот факт, что который год предложение от МВД по выполнению дорожных работ, основанное на анализе статистики ДТП, не выполняется, хотя и принимается к исполнению.
Чаще всего ДТП совершаются на пешеходных переходах (каждый пятый вблизи образовательных учреждений не оборудован), при выезде на встречку, а также в случаях, когда за рулем пьяные водители.
— Сотрудникам Госавтоинспекции выдано 312 предписаний на устранение недостатков содержания переходов, составлено 172 административных материала, более 100 направлено в прокуратуру, к административной ответственности привлечено более 274 должностных лиц, — отчитался Хохорин, но заметил, что карательные меры не панацея. — Цель — не наказать как можно больше, а устранить недостатки. Понятно, что полное обустройство только одного перехода стоит порядка 100 тыс. рублей и на эти цели необходимы большие вложения. На 2017 год предлагаем привести в соответствие переходы возле школ и детских садов — на эти цели требуется порядка 85 млн. рублей.
В который раз обеспокоило министра и то, что не все детские автобусы выходят на маршрут с подключением к системе «ГЛОНАСС». Однако, по его словам, законодательная база не дает ответа на вопрос, что делать в том случае, если готовый для выхода в рейс автобус имеет неполадки.
— Понятно, что мы не можем из-за неисправности прекратить перевозку детей, тем более, что нет резервного транспорта, но надо обеспечить всех, кто снесет за это ответственность необходимыми условиями, чтобы они предпринимали меры по устранению неисправностей.
— По школьным маршрутам мы программу делали, если нужен ремонт — сделайте ремонт, — поддержал министра Минниханов. — Школьные маршруты возьмите на контроль. Это руководителям муниципалитетов.
Фото: president.tatarstan.ru
«ТРАНСПОРТНЫЕ ИНСПЕКЦИИ, КУДА ВЫ СМОТРЕЛИ?»
Отметил Хохорин и невыполнение поручения президента РФ в части создания комплексных схем безопасности дорожного движения.
— Мы это уже обсуждали, звучала критика в отношении ряда муниципальных образований, но во многих районах работа сдвинулась с мертвой точки. В зоне риска остаются Тукаевский и Атнинский район, — отметил Хохорин. — Казани формальная сторона вопроса соблюдена, разработан проект схемы организации до 2025 года, однако в нем отсутствует раздел о разработке дислокации дорожных знаков и схемы дорожной разметки. Это основа организации безопасности на дорогах, это сводит на нет практическую составляющую комплексной схемы.
В конце ноября в МВД по РТ поступил рапорт от МВД России, в котором была выражена озабоченность нарушениями при перевозке грузов и ростом числа ДТП в Татарстане.
— Самое серьезное внимание требуют заказные пассажирские перевозки, — подчеркнул генерал и указал на более выгодное положение предпринимателей, которые работают в этой сфере, в сравнении с маршрутными перевозками. — Для них не установлены фиксированные места для посадки-высадки пассажиров, нет необходимости заключать договора с автовокзалами и не требуется лицензирование. Установление личности пассажиров не осуществляется, информация о них отсутствует, что снижает защищенность граждан и ущемляются права добросовестных перевозчиков. Сегодня каждый четвертый автобус в республике занят в такого рода перевозках, что приводит к риску сокращения регулярных маршрутов, пригородных и муниципальных.
Упомянутый рапорт МВД России ставил задачу территориальным органам выйти с инициативой в органы прокуратуры для проведения совместных мероприятий для нормализации ситуации, включая проведение внеплановой проверки перевозчиков, а при необходимости выхода с законодательной инициативой. И вновь в этом вопросе Минниханов поддержал Хохорина.
— Мы знаем, что такое организация дорожного движения, наведите порядок, мы не можем навести порядок! — потребовал он. — Транспортные инспекции, куда вы смотрели? Наводите порядок! Это не только к ГИБДД, это к вам вопросы. Занимайтесь!
Руководитель МВД по РТ оказался недоволен и исполкомом Казани. По его словам, только в столице Татарстана управление ГИБДД насчитало 34 опасных участка, на которых было свершено свыше 1000 ДТП. Эти недостатки годами не исправляются из-за нехватки финансирования.
— Администрации районов ссылаются на недостаток финансирования на эти цели, тогда как в мэрии указывают на ответственность администрации районов, — рассказал Хохорин. — Это замкнутый круг, в итоге все составленные в этом году административные материалы за невыполнение предписания по уровню качества дорог были прекращены в судах. Понятно, что исполком Казани эта ситуация устраивает, но это ненормально. Я прошу Верховный суд республики подключиться к разрешению этой коллизии и выработать решение.
Докладчик указал и на нарушения, которые были допущены при выполнении плановых работ. Несвоевременное выделение средств привело к несоблюдению сроков, в результате дорожная разметка была нанесена в октябре, а уже спустя полтора месяца 90% нанесенного покрытия пришло в негодность.
— Ильсур Раисович [Метшин, мэр Казани], сразу посмотрите этот юридический правовой казус, чтобы его не было, поручение дадим, — распорядился Минниханов. — И разметку надо делать вовремя. Когда погодные условия и сроки не должны влиять на качество.
Ильшату Аминову и Андрею Григорьеву велел показывать портреты пьяных водителей по телевизору
Фото: president.tatarstan.ru
«ПЬЯНЫЙ-ТО САМЫЙ ПЕРВЫЙ ДОЛЖЕН ШТРАФ ПРИЙТИ И ЗАПЛАТИТЬ»
Зачитывая информацию об уровне задолженности по выплатам штрафов за правонарушения на дорогах, Хохорин назвал общую цифру — 1,7 млрд. невзысканных рублей.
— По взысканию надо работать, здесь не только МВД и судебные приставы должны работать, надо посмотреть, как эту процедуру ускорить и улучшить работу, — указал Минниханов.
Отдельно президент республики остановился на мерах по отношению к водителям, управлявшими автомобилями в нетрезвом виде — он предложил публиковать их фотографии с расчетом на общественное порицание нарушителей. Услышав, что с начала года удалось с пьяных водителей удалось взыскать только 59% штрафов, он расстроился.
— Пьяный-то самый первый должен штраф прийти и заплатить [штраф], — заявил президент РТ. — Я смотрю на Аминова ( генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век» Ильшат Аминов — прим. ред. ) и Григорьева ( председатель совета директоров телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев — прим. ред. ) — общественное порицание — надо этих людей знать в лицо. Как сделать, чтобы фотографии этих пьяных людей показывали. Я думаю, это будет востребованная передача. Люди будут видеть, кто у нас пьяный ездит, вот эту форму давайте найдем. Я думаю, это сработает.
В целом президент признал, что ведомством Хохорина была проведена серьезная работа «с хорошим анализом».
— Но есть некоторые вопросы, на которые мы должны особо обратить внимание, — подчеркнул президент РТ. — Основные причины тяжких последствий — это скоростной режим, встречка, пешеходные переходы и состояние алкогольного опьянения. Меры, которые мы используем, — видеофиксация — дают свои результаты. Но сколько дает народный инспектор? 86 тыс. зафиксированных правонарушений мне сказал Артем Валерьевич. Конечно, мы должны эту форму поддерживать. И конечно же, надо найти форму, как мы будем, гранты или какие-то меры поощрения для этих наших помощников. Везде мы не можем везде поставить камеру или инспектора.
В заключение Минниханов признал, что в масштабах страны Татарстан выглядит не худшим образом, но в сравнении с европейскими странами его позиции в два-три раза хуже.
— Но чем мы хуже? У нас смертность на 100 тыс. больше, чем в европейских странах, — возмутился президент РТ. — Вон какой резерв нам работы. Это дорожное покрытие и автомобили, которые соответствуют современным требованиям безопасности. Но самое главное — водительская культура.
Алексей Лучников Персоны: Аминов Ильшат Юнусович , Григорьев Андрей Парамонович , Сафин Ленар Ринатович , Хохорин Артем Валерьевич