Бизнес будущего: дрон с доставкой на дом

В Набережных Челнах резиденты IT-парка приступили к реализации проекта, аналогов которому пока нет в России. Сегодня они презентовали журналистам прототип дрона — беспилотника, который в будущем, как надеются разработчики, сможет за считанные минуты доставлять продуктовые наборы челнинцам прямо во дворы их домов. За первым полетом квадрокоптера с морковью наблюдал корреспондент «Свободной трибуны».

Можете ли вы себе представить армию роботов-курьеров, которые будут летать по городу и доставлять по воздуху мясо, картофель или свежие фрукты? Компания резидентов челнинской площадки IT-парка уже через полгода надеется разработать первый подобный летательный аппарат. 

Алексей Плеханов – один из соавторов проекта. Он около десяти лет увлекается летающими роботизированными аппаратами. Сейчас же его давние мечты готовятся стать реальностью. 

— Наша задача —   использовать наработки, которые есть у военных, в гражданских целях, — рассказывает Алексей. — Коптеры могут в кротчайшие сроки доставлять продукты питания. Можно организовать, скажем, экстренную доставку лекарственных средств при чрезвычайной ситуации. Бывает, нужно срочно доставить, например, до определенного места дефибриллятор. Это вполне может делать беспилотник.

Главная задумка у конструкторов все же — создание целой армии роботизированных беспилотников для быстрой доставки продуктов. Причем в условиях городской застройки. Пока ребята тестируют прототип будущего дрона на вертолетной площадке челнинского ITпарка. Он в разы меньше конечной модели. Грузоподъемность около двух килограммов. Цепного устройства пока не имеет. Зато разработчики уже добились стабильной «послушности» машины. 

По прогнозам проектировщиков, итоговый вариант летательного аппарата будет способен поднимать вес массой 5-10 килограммов и перемещать его в пункты назначения со скоростью 60-70 километров в час на высоте 50 метров. 

— То, что мы сегодня видим — это прототип,   нечто среднее между игрушкой и масштабной моделью, которую нам предстоит построить с нуля, — делится с журналистами член совета международного потребительского общества «Ценобой» Денис Рындин . — Нам предстоит добиться безопасности, грузоподъемности, скорости и дальности полета, надежности, безотказности и управляемости будущего аппарата. Нам придется разработать несколько технологических ноу-хау. Перенести груз задача тривиальная. Другое дело создать армию коптеров. И здесь встает ряд задач, с которыми еще никто не сталкивался. Например, никто не знает, как правильно регулировать воздушное пространство на небольших высотах? Как разработать летный «коридор», чтобы аппараты в воздухе не сталкивались?
Разработчики планируют полностью переделать «летные мозги» коптера. Ведь сейчас вся электроника ориентируется на GPS, которая раньше давала точность позиционирования до пяти метров, а после закрытия нескольких станций точность расползлась до 15 метров (плюс-минус). Новые дроны дополнительно будут получать ориентацию и от системы ГЛОНАСС. В них будут доработаны системы экстренного спасения аппарата и груза (парашютная система). Кроме того, проектируемые беспилотники станут уже не квадрокоптерами (квадро — четыре двигателя), а оптокоптерами (восемь двигателей). В случае, если 2-3 двигателя повредит, к примеру, птица, аппарат не рухнет на головы жителей города. 

— Первым делом встал вопрос: как оставлять «продуктовые посылки» до городских жителей? Пока что идея состоит в том, чтобы установить на площадках сельпоматы – контейнеры, которые служат для приема грузов. Они будут стоять на относительно безопасном расстоянии от построек. Во дворе дома, например, —   рассказывает Алексей Плеханов. 

Идея о создании «беспилотника-грузовика» витала у группы айтишников давно, а подтолкнули к ее реализации, как ни странно, обоюдные санкции между Россией и ЕС. Ведь сейчас особые надежды возлагаются на помощь местных сельхозпроизводителей. Власти, наконец, обратили внимание и на мелкие фермерские хозяйства. 

Владимир Захаров как раз из таких. В 2002 году он купил дом в небольшой деревне Костенеево Елабужского района. Себя он отказывается называть фермером, говорит, он   - хозяин родового поместья. 

— Надо было чем-то заниматься здесь. Потихоньку начал искать земли для обработки земли. С этим, конечно, проблемы у нас. Земли дают крупным хозяйствам и холдингам, а к нам, небольшим земледельцам, относятся пренебрежительно, — рассказывает Владимир Захаров. – Возле дома у меня экспериментальные грядки с овощами. Я сразу отверг все удобрения, химикаты и технику. Начинал с «соломенных технологий», потом другие эксперименты внедрял каждый год.  

В итоге у семьи Захаровых сейчас 70 соток с овощами и несколько небольших участков ( в один гектар) с картофелем. Везде используется только ручной труд, во время посева и уборки помогают друзья из города. По словам Владимира, весь его урожай экологически чистый и продавать его по оптовой цене – семь рублей за кило он не согласен. А больше всего затрат уходит на его доставку до Набережных Челнов – дороги с деревни до самой трассы М-7 просто нет. 

—   Владимир – наш первопроходец, —   заявил Денис Рындин. — Мы вспомнили о нем, как об энтузиасте своего дела.   Он развивает мелкое семейное фермерское хозяйство и гарантирует экологическую чистоту продукта.   Но выяснилось, что до 70% его времени уходит не на возделывание земли или производство продукции, а на доставку и продажу   урожая конечному потребителю. Соответственно, его интерес прозрачен. Используя последние IT-технологии, мы сможем помочь сократить его затраты и свести их в итоге к нулю. Именно поэтому сегодня на этом мини-полигоне мы пытаемся освоить и логистические и сельскохозяйственные технологии.

— В любом стартапе есть риск потери времени денег. Здесь мы существенно зависим от финансирования, —   признаеся Алексей Плеханов. — Оборудование все дорогое и разбивается «на ура» во время летных испытаний на полигонах. Понятно, что пока отлаживаем технику, она будет биться и ломаться, и надо будет строить новые аппараты. Рассчитываем, что за 2-3 месяца сумеем привлечь финансирование и сплотить вокруг себя команду. Сейчас у нас уже есть специалисты для реализации.   Есть инженеры-конструкторы, программисты, ребята которые занимались в аэроклубах. Но, естественно, для того, чтобы разработать что-то кардинально сложное, нужны электронщики, ребята которые будут заниматься моделированием полетов и серьезной подготовкой в плане логистики. 

Конструкторы планируют: ориентировочно через полгода у них будет готов первый аппарат, который будет полностью в автоматическом режиме перемещать груз. Его стоимость оценивают приблизительно в 100 тысяч рублей. На реализацию всего проекта смета пока не составлена. Если все получится, айтишники примутся за разработку онлайн-приложений для оплаты своих услуг, а впоследствии займутся и внедрением собственной платежной системы. Новый дрон так же можно будет использовать в различных областях – аэрофотосъемке, мониторинге лесных пожаров, спектральном анализе почв, в качестве замены сельхозавиации. 

Кстати, проблемы, стоящие перед айтишниками в реализации проекта носят не только технический характер, но и юридический. Летательный аппарат имеет острые винты и массу — добиться разрешения на его использование в условиях города будет непросто. В этом вопросе, по словам ребят, они надеются на поддержку общественности.

Российское законодательство в теории разрешает полеты беспилотных аппаратов. В постановлении правительства России о правилах использования воздушного пространства есть соответствующая статья №52.

«Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом».

Проще говоря, если для беспилотника создать «зеленый коридор», в котором гарантированно не окажется других летательных средств, можно считать, что требования к его эксплуатации соблюдены, пишет портал Tjournal.ru в материале о доставке пиццы дронами. 

«Однако устраивать персональные «коридоры» при массовом использовании квадрокоптеров не представляется возможным, и что по этому поводу думает Росавиация, неизвестно». 

Одновременно с челнинскими IT-резидентами, свои роботизированные летательные аппараты разрабатывают мировые компании Google и интернет-ритейлер США Amazon. Они заявили о внедрении беспилотников для доставки интернет-заказов в 2015 году. 

В июне этого года рунет взорвал видеоролик, в котором миниатюрный вертолет доставил клиенту пиццу в центре Сыктывкара. Но позже выяснилось, что это был не более, чем рекламный ход производителя фаст-фуда.  

Теги: беспилотник IT-парк дрон доставка на дом новые технологии бизнес будущего

Ещё новости о событии:

Американская компания Amazon заявила, что в 2015 году будут доставлять посылки при помощи… дронов.
14:40 22.08.2014 Business16.Ru - Набережные Челны
Бизнес будущего: дрон с доставкой на дом - Твоя Свободная трибуна
В Набережных Челнах резиденты IT-парка приступили к реализации проекта, аналогов которому пока нет в России.
12:38 22.08.2014 Твоя Свободная трибуна - Казань
 
По теме
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: с 01.03.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 668-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,
О нормах и сроках вывоза ТКО Существуют ли какие-то нормы вывоза мусора (периодичность, сроки)?
В адрес Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) поступило заявление об утверждении декларации безопасности гидротехнических сооружений Карабашского
Сотрудники Управления приняли участие в учениях ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина - Росприроднадзор В Бавлинском муниципальном районе на объекте «Площадка насосной станции ДНС-436 с установкой предварительного сброса воды» состоялись учения по готовности цеха по добыче нефти и газа №2 НГДУ «Бавлынефть» СП «Татнефть-Доб
Росприроднадзор
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время