«Бывшая, школьная»: протоколы скучных вечеринок 20-летних

Лидер экспериментального российского театра Дмитрий Волкострелов поставил в «Углу» пьесу начинающего казанского драматурга

Результат работы с местными кадрами — пьеса-финалист конкурса «Pro/Движение» — теперь в репертуаре лаборатории «Угол». «Бывшая, школьная» молодого автора Андрея Жиганова попала в руки именитого питерского режиссера Дмитрия Волкострелова. Театральный критик Антон Хитров рассказывает читателям «БИЗНЕС Online» о спектакле основателя «театра post», уверенного, что мы недостаточно внимательны к рутине — основному содержанию жизни.

Лидер экспериментального российского театра Дмитрий Волкострелов (на фото) поставил в «Углу» пьесу начинающего казанского драматурга Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАТЕЛЬНЫ К РУТИНЕ, КОТОРАЯ СОСТАВЛЯЕТ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Молодой казанский драматург Андрей Жиганов записал на диктофон разговоры друзей — таких же, как он сам, 20-летних парней и девушек, порезал расшифровки на куски и собрал из них текст, который озаглавил двумя случайными словами — «бывшая», «школьная». Друзья Жиганова говорят об «Игре престолов» и Карлосе Кастанеде , играют в игру с карточками из фильма «Бесславные ублюдки», делятся новостями и планами — в общем, занимаются тем, чем обычно занимаются молодые люди на домашних посиделках.

Где учатся герои, кем работают, как познакомились, — ничего этого автор не сообщает. В «Бывшей, школьной» вообще нет сюжета как такового — только процесс общения. Вот типичный диалог из пьесы, где две подруги, судя по всему, обсуждают какое-то видео с YouTube: «Я обожаю этот момент». — «Ну и че ты сделал?» — «Это просто гениально». — «Это прям. В этом». — «Можно пересматривать миллион раз». — «Я так и делаю». — «Ну и че ты сделал?»

Пьеса Жиганова была среди трех текстов, которые прошли в финальный этап регионального драматургического конкурса «Pro/Движение-2017». По правилам конкурса, если пьеса доходит до финала, она попадает к режиссеру, который показывает эскиз постановки. «Бывшая, школьная» досталась основателю «театра post» Дмитрию Волкострелову . Эскиз, показанный в ноябре, почти не отличался от окончательной редакции, вышедшей сейчас в «Углу»: по словам режиссера, к официальной премьере нужно было доработать только способ подачи текста.

Пафос этого проекта состоит, естественно, в том, что лидер экспериментального российского театра ставит пьесу начинающего казанского драматурга. Как бы то ни было, «Бывшую, школьную» должен был поставить именно Волкострелов. Протоколы скучных вечеринок — это по его части. Режиссер уверен: мы недостаточно внимательны к рутине, которая составляет основное содержание нашей жизни. Один из самых ярких его проектов так и назывался — «Повседневность. Простые действия». Волкострелов предлагал посетителям повторить обыденные действия  — например набрать PIN-код, завязать шнурки, вымыть руки — в выставочном пространстве, где машинальное движение автоматически становилось осознанным.


«БЫВШАЯ, ШКОЛЬНАЯ» ОЧЕВИДНО ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ С «КАРИНОЙ И ДРОНОМ»

О современном общении нельзя рассуждать, не принимая во внимание технологии, — и Волкострелов делает цифровой экран пространственным центром спектакля. Шестеро молодых людей — два парня и четыре девушки — неподвижно сидят лицом к зрителю на диване и вокруг него. Единственный источник света на сцене — телевизор, развернутый к залу обратной стороной. Очевидно, что за редким исключением актерам не показывают ничего, кроме меняющихся цветов: их лица заливаются то красным, то зеленым, то синим. Этой мизансценой режиссер иллюстрирует власть медиа: облик персонажей буквально зависит от картинки на экране.

Кстати, под телевизором не нужно понимать именно телевизор  — в конце концов, персонажи ни разу не пытаются переключить канал. Речь идет о медиа вообще.

Экран не позволяет героям уединиться тесной компанией, постоянно напоминая им о большом мире. Все реплики в спектакле обращены к нему: ни в зал, ни друг на друга исполнители не смотрят. Люди цифровой эпохи могут общаться, не отрываясь от потока внешней информации, — Волкострелов фиксирует эту примету времени, подобно тому, как автор пьесы фиксирует нюансы современной русской речи.

«Бывшая, школьная» очевидно перекликается с «Кариной и Дроном» — предыдущей работой режиссера в Казани, которая была первой премьерой «Угла». Жиганова занимает тот же предмет, что и ветерана новой драмы Павла Пряжко — разговорный язык в эпоху мессенджеров и соцсетей. И форму он выбирает похожую  — бессюжетный поток повседневной речи. Оба драматурга пишут об очень молодых людях, не старше двадцати и Волкострелов поручает оба текста начинающим артистам, ровесникам героев (в «Бывшей, школьной» участвует почти весь актерский состав «Карины и Дрона»). Наконец, оба спектакля предельно статичны: с первой до последней минуты режиссер держит исполнителей в одной мизансцене, чтобы сфокусировать наше внимание только на тексте.

ЗАЛ И СЦЕНА МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ

Теперь о том, чем эти проекты все-таки отличаются. Прежде всего, «Карина и Дрон» — это художественный текст Пряжко, а «Бывшая, школьная» — документальная пьеса, которую Жиганов составлял из записанных им разговоров. Волкострелов убежден: документальный материал нельзя сыграть как художественный: будет фальшиво. Его следует исполнять как музыкальное сочинение  — никакого жизнеподобия в интонациях. Артисты, достигшие поразительной достоверности в «Карине и Дроне», теперь говорят нарочито сухо, почти без эмоций.

Но главное  — изменилась позиция, с которой мы наблюдаем за героями. В прошлый раз нам показали тинейджеров глазами взрослого. Это был неназванный случайный свидетель, который заставал героев исключительно в общественных местах — на улице, в метро, в «Макдоналдсе». Спектакль рассказывал о подростках как о неизвестной, труднопостижимой форме жизни: голоса молодых артистов приглушала запись городского шума, а лица почти все время скрывались в тени. В «Бывшей, школьной» все ровно наоборот. 20-летний драматург Жиганов пишет о себе и своих друзьях: неслучайно все диалоги разворачиваются в квартире, на домашних вечеринках, куда чужим доступ закрыт.

Стена между публикой и героями, столь очевидная в «Карине и Дроне», здесь, наоборот, рушится. Об этом лучше всего говорит финал. Волкострелов обожает отменять условности, которым театральная публика привыкла следовать: так, его спектакль 2013 года «Любовная история» по новелле Хайнера Мюллера не заканчивался, пока последний зритель не покинет зал, а в недавней работе «Камень Осипа» по сборнику стихов Осипа Мандельштама люди получали право встать и уйти, если им непонятно или скучно. Как правило, возникшая в зале неловкость оборачивается для зрителя каким-то любопытным опытом.

Нечто похожее есть и в казанской премьере. С последними словами пьесы загораются прожекторы, направленные в зал. Занавес из лучей полностью скрывает темную сцену. Зрители не понимают, как им себя вести. Это точно конец? Уже можно хлопать? А поклонов не будет? Чтобы заполнить паузу, они начинают разговаривать вполголоса. Так вот, на слух этот необязательный обмен репликами почти неотличим от диалогов, записанных Жигановым.

Зал и сцена меняются местами: спрятанные за световым занавесом актеры смотрят мини-версию своего спектакля в исполнении публики. Так продолжается несколько минут, пока прожекторы не гаснут, уступая место обычному освещению, и шестеро артистов не выходят, наконец, на поклоны. Если Волкострелов так спланировал, это блестяще. За считанное время до финала зритель убеждается на собственном опыте, что между ним и героями спектакля не так уж мало общего — сколько бы лет ему, зрителю, ни было.

Антон Хитров

 
По теме
 
Сегодня в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им.В.И.Качалова по многочисленным просьбам зрителей прошел при полном аншлаге благотворительный спектакль «Роковые яйца» М.Булгакова.
30.01.2018
 
Работники автогиганта отметят профессиональный праздник Как сообщают «Вести КАМАЗа» , на этой неделе, 27 сентября, работники компании придут в Органный зал отметить свой профессиональный праздник – День машиностроителя.
24.09.2018
Парень решил удивить девушку и пригласил ее на балкон многоэтажки Искандер ЯРУЛЛИН Утром 24 сентября молодой человек решил впечатлить девушку и показать ей красоты города с высоты птичьего полета.
24.09.2018 Комсомольская правда Казань
Пополнение экспозиции Музея пожарной охраны - МЧС РТ Знакомство с историей пожарного дела, воспитание навыков пожаробезопасного поведения у детей, создание  положительного образа пожарного-спасателя и пропаганда мер безопасности – такие задачи  выполняют музеи пожарной охраны,
24.09.2018 МЧС РТ
    В Ташкенте с большим успехом прошли гастроли Татарского академического театра им.
24.09.2018 Республика Татарстан
Работники автогиганта отметят профессиональный праздник Как сообщают «Вести КАМАЗа» , на этой неделе, 27 сентября, работники компании придут в Органный зал отметить свой профессиональный праздник – День машиностроителя.
24.09.2018 Челнинские Известия
DSC_2765_Kubok_Kibersport.jpg - КИУ (ИЭУП) 23 сентября 2018 г. в киберспортивном центре ARTCORE завершились соревнования на I Кубок Казани по киберспорту, организованные Татарстанским отделением Федерации компьютерного спорта России.
24.09.2018 КИУ (ИЭУП)
Тезисы послания Президента РТ - Министерство промышленности Сегодня в Казани в БКЗ им. С. Сайдашева состоялось ежегодное послание Президента РТ Рустама Минниханова Госсовету Республики Татарстан.
24.09.2018 Министерство промышленности
Инспекторами Сабинского  ТО ГВИ ГУВ КМ РТ на территории  с. Мемдель РТ выявлен факт реализации молодняка КРС без  ветеринарных сопроводительных документов.
24.09.2018 Главное управление ветеринарии