«Иначе останется безликая двухэтажка»: казанский ЦУМ бьется за спасение своего «кубика»

Старейший универмаг может разделить участь «Ривьеры» и «Корстана», которым минкульт РФ велел убрать аршинные буквы с крыш и фасадов

Казанский ЦУМ хочет через арбитраж узаконить возведенные еще в 1977 году конструкции на крыше и фасаде, к которым два года назад возникли юридические претензии из-за требований ЮНЕСКО к зоне охраны Казанского Кремля. Тем временем, другим нарушителям новых требований минкульта России об охране исторических памятников пришлось смириться. «Минкульт РФ считает, что погрузив во тьму современную архитектуру, наше государство сможет возродить памятники», — саркастически замечают в «Ривьере».

Владельцы одного из старейших городских универмагов хотят, чтобы крышные и настенные конструкции с надписями  «ЦУМ» признали «элементами экспозиции, неотъемлемыми от архитектурного образа здания»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛОГИКА ПРАВИЛЬНАЯ, НО СПОСОБ ЗАЩИТЫ НЕВЕРНЫЙ»

Сегодня Арбитражный суд РТ начал разбирать  дело по иску АО «Торговый Дом Казанский ЦУМ». Владельцы одного из старейших городских универмагов на улице Московской, 2 хотят, чтобы крышные и настенные конструкции с надписями  «ЦУМ» признали «элементами экспозиции, неотъемлемыми от архитектурного образа здания». В описании дела на сайте суда сообщается, что истец  просит освободить его от обязанности получать разрешения у городских властей для их размещения на крыше. В суд вызвали управление Росреестра по РТ, управление наружной рекламы, а также управление архитектуры и градостроительства казанского исполкома. 

В ходе заседания представитель управления наружной рекламы сразу согласился с доводом истца, что конструкции ЦУМа не являются рекламными. На вопрос судьи, зачем торговому дому вообще нужно рассмотрение дела, представитель ТЦ ответила: другого пути согласовать знаменитые три буквы на фасаде просто нет.  «ЦУМ всегда был, это не какой-то новый появившийся торговый комплекс. В противном случае в центре города останется безликое двухэтажное здание», — с болью в голосе отметила она. Действительно, ЦУМ появился в Казани в 1977 году, здание было реконструировано в 2007-м, и кубик с названием храма торговли был с самого начала.

Судья Андрей Юшков удалился на совещание. Вернувшись через несколько минут, он заявил, что истец неверно подал заявление в суд: надо было подавать в исковом порядке, а не в особом. Вместе с тем он дал ЦУМу некоторую надежду на положительный исход.  «Логика у вас правильная, но способ защиты неверный», — резюмировал он. Так что ЦУМу придется подавать в суд новый иск.

  Арбитражный суд РТ дал ЦУМу некоторую надежду на положительный исход дела
Фото: «БИЗНЕС Online»

БИТВА ЦУМА С ВИДОМ НА КРЕМЛЬ

«Свинью» некогда крупнейшему казанскому магазину подложил приказ минкульта РФ от 8 сентября 2015 года. Речь в нем идет  «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения „Ансамбль Казанского Кремля, XVI — XVIII вв.“, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. ЦУМ же входит в границы зон охраны (ПЗО) ансамбля Казанского Кремля. А режим использования земельного участка находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (Б) -3.

Переводя это на человеческий язык, обнаружилось, что в зоне, в которую входит ЦУМ, разрешена установка вывески высотой не более одного метра. При этом она должна находиться не выше нижнего края оконных проемов второго этажа здания. То есть – между первым и вторым этажом.

В апреле 2016 года ЦУМ обратился в управление архитектуры и градостроительства Казани (УАиГ) с просьбой о продлении разрешений на существующие информационные конструкции. Однако чиновники отказали, сославшись на то, что конструкции перестали соответствовать требованиям закона.

ЦУМ вступил в переписку с УАиГ, разъясняя, что вывеска имеет право на существование, поскольку не оказывает влияние на восприятие Кремля и существовала с самогоначала, еще до вступления в силу приказа минкульта РФ. Вчера в беседе с газетой „БИЗНЕС  Online“ заместитель начальника УАиГ Казани – начальник отдела городского дизайна  Жанна Белицкая   сообщила, что у управления не было разногласий с ЦУМом.

„Они начали заранее готовиться к тому, чтобы пересогласовать свою вывеску. Они приносили нам старые, пожелтевшие чертежи, чтобы показать, что конструкция была еще даже в составе первого проекта, когда здание еще только строилось. Потом нам представили чертежи, когда здание проходило реконструкцию. Автором был Михаил Борщевский. На здании нет никаких вывесок, кроме обозначения „ЦУМ“, что тоже является положительным моментом. Есть отдельно стоящие конструкции, не противоречащие требованиям ПЗО Кремля», — рассказала она.

Аргументы приняли – и вынесли на коллегиальное обсуждение. Градсовет рассмотрел ситуацию в сентябре 2017 года. И единогласно было принято решение — признать существующие крышные и настенные конструкции торгового дома элементами композиции, неотъемлемыми от архитектурного образа здания.

Беда в том, что решение градсовета в данном случае не является основанием для согласования вывесок. Поэтому ЦУМу и пришлось идти в суд за формальным подтверждением.

Жанна Белицкая:  «Принцип размещения один – это выявление исторического центра, архитектуры. В приоритете – историческая среда» Фото: «БИЗНЕС Online»

ТЕ, КТО СОГЛАШАЮТСЯ, И ТЕ, КТО СПОРЯТ

Однако ЦУМ не единственное предприятие, угодившее в жернова кремлевских зон охраны.  «Таких немного, — говорит Белицкая.  –  Есть те, кто успел согласовать вывеску до введения ограничений ПЗО Кремля („Татсоцбанк“ на Булаке), есть те, кто соглашается с правилами (отель „Мираж“, „Рамада“), а есть те, кто борется („Ривьера“, ЦУМ) и все-таки хочет согласовать существующую вывеску».

Первые изменения по вывескам начались в Казани в 2014 году, когда разделились понятия рекламы и информации, напомнила нам Жанна Белицкая. До 2014 года все конструкции признавались рекламными. Но с учетом судебной практики именно с этого года во многих городах России понятия реклама и информация разделены.

«Правила были переработаны, причем не только в Казани, но и Москве, Санкт-Петербурге, а в дальнейшем практически по всей России. Мы разрабатывали нормативы сами, с учетом практического опыта, не везде придерживались опыта крупных городов. Во внимание принимались местные особенности. Тем не менее, принцип размещения один – это выявление исторического центра, архитектуры. В приоритете – историческая среда», — говорит Белицкая.

При рассмотрении   конструкций на зданиях и территориях исполком руководствуется нормативно-правовыми актами. Если конструкция размещена в месте осуществления деятельности, то это информационная конструкция. И на нее распространяются требования правил благоустройства Казани. На такой конструкции возможно размещать информацию лишь о собственной деятельности. А если конструкция размещена на объекте муниципальной собственности или является рекламной, то на нее распространяются требования федерального закона «О рекламе» и решения Казгордумы «О размещении рекламных конструкций в городе Казани». Информационное поле  такой конструкции можно использовать в коммерческих целях, предоставляя информационное поле для размещения любой правомерной рекламы.

Изменениями оказались довольны не все. «В основном, крупные торговые сети, которые хотели пересогласовать вывеску или разместить новую, в том месте фасада, который лучше всего просматривается, несмотря на архитектуру. Но, на самом деле, жизнь вывески – в среднем пять лет», — говорит Белицкая.

«Ривьера» не смогла продлить срок  Фото: «БИЗНЕС Online»

«МИНКУЛЬТ РФ СЧИТАЕТ, ЧТО ПОГРУЗИВ ВО ТЬМУ СОВРЕМЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ, НАШЕ ГОСУДАРСТВО СМОЖЕТ ВОЗРОДИТЬ ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ»

Проблема сохранения вывесок, в частности, поднималась казанскими отельерами в прошлом году. Паспорта на вывески выдаются на определенный ограниченный срок, по окончании которого их необходимо продлевать. В частности, не смогла продлить срок «Ривьера». Коммерческий директор ООО «УК „Казанская  Ривьера“ Елена Войтко   поднимала  проблему на расширенном заседании совета по предпринимательству, и говорила об „абсурдности запрета на вывески поблизости от Кремля“. На это президент РТ Рустам Минниханов заметил, что ему тоже „не нравится реклама на крышах в исторической части города“, но все же предложил найти решение, которое устроило бы всех.

Елена Войтко:  «Один из главных туристических драйверов города должен остаться фактически без своего лица» Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако такое решение найдено не было, по крайней мере, не с «Ривьерой». «К сожалению, мы вынуждены будем менять положение вывесок. Существующие вывески уберем, новые мизерные разместим ниже, — рассказала нашей газете Войтко. – Мы неоднократно отстаивали свои права на сохранение вывесок, выступали с докладами перед городской администрацией, президентом РТ, писали письма, все оказалось тщетно. Минкульт РФ считает, что погрузив во тьму современную архитектуру, наше государство сможет возродить памятники старины. Вот такая интересная взаимосвязь была установлена в минкульте, поэтому один из главных туристических драйверов города должен остаться фактически без своего лица».

По словам собеседницы газеты, в этом году было много возмущений туристов о недостаточной новогодней подсветке улиц. «В следующем году на многих зданиях, в том числе, наших, не будет даже ярких красивых вывесок, поэтому будет еще романтичнее. Возможно, в дальнейшем нам также предпишут не включать в окнах свет, ведь на фоне абсолютной темноты объекты культурного наследия будут смотреться еще более выразительно. Мы к этому готовы», — иронически говорит Войтко.

Елена Войтко Фото: «БИЗНЕС Online»

Боролся в прошлом году за свою вывеску и комплекс «Корстон». У отеля срок согласования надписи на кровле истек в 2016 году, а новое разрешение власти не выдали. «Корстон» при этом отказался демонтировать свою вывеску, и она все еще на месте. Получить комментарий торгового цента о том, что он собирается делать с оказавшейся вне закона вывеской, сегодня не удалось.

Эльвира Вильданова

АО «Торговый дом Казанский ЦУМ» , владеющее зданием ТЦ, согласно данным системы «Контур.Фокус», принадлежит ЗАО «Центрум» (48,23% акций принадлежит АО «Центрум»; 50,09% акций — ООО «Спутник», на 100% принадлежащее ЗАО «Центрум»). Выручка «Торговый дом Казанский ЦУМ» по итогам 2016 года составила 186,2 млн  рублей, чистая прибыль — 43,9 млн. Здание ЦУМа было построено в 1977 году, а в 2007 году проведена реконструкция. Общая площадь ЦУМа составила 32,7 тыс. кв. м, торговая – 17 тыс. кв. м.

Персоны: Войтко Елена Николаевна
 
По теме
Суд удовлетворил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан  в защиту неопределенного круга лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в суд с административным иском в защиту прав
В аэропортах и на железнодорожных вокзалах России появился новый вид мошенничества — злоумышленники предлагают гражданам обновить мобильное банковское приложение и получают доступ к финансам потерпевших.
29 марта 2024 года запланировано проведение Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Био-психо-социо-духовный подход в работе с саморазрушением» (далее – Конференция) в онлайн формате.
В ряде Telegram-каналов и соцсетях распространяются фото и видео с микроавтобусом на парковке «Крокус Сити Холла» во время атаки террористов, который якобы принадлежит кинологической службе полиции.
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система