Азнакаевской городской прокуратурой на предмет соответствия законодательству изучено постановление Исполнительного комитета Верхнестярлинского сельского поселения Азнакаевского муниципального района №2 от 28.02.2012 года «Об определении мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных и обязательных работ в Верхнестярлинском сельском поселении Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан». Его изучение выявило нарушение уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Согласно части 1 статьи 25 УИК РФ виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Аналогичное требование установлено и частью 1 статьи 39 УИК РФ при исполнении наказания в виде исправительных работ.
По смыслу статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием может являться сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В ходе изучения рассматриваемого нормативного правового акта установлено, что им определяется перечень предприятий для отбывания осужденными лицами наказания в виде исправительных и обязательных работ, согласно приложению №1. Одним из таких предприятий предусмотрено Верхнестярлинское сельское поселение, то есть муниципальное образование. Таким образом, объект отбывания уголовных наказаний не конкретизирован. К тому же муниципальное образование не может являться самостоятельным субъектом рассматриваемых правоотношений, а принимает участие в них посредством своих органов, в данном случае им может быть Исполнительный комитет.
Аналогичное нарушение выявлено и в ходе изучения постановления, принятого Исполнительным комитетом Учаллинского сельского поселения по рассматриваемому вопросу. В связи с этим городской прокуратурой на незаконные нормативные правовые акты принесены протесты, которые в настоящее время рассмотрены и удовлетворены.
Одним из факторов, способствовавших принятию органами местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов, стало непредставление их проектов в городскую прокуратуру, как это предписывают уставы муниципальных образований. В связи с этим городской прокуратурой в адрес глав сельских поселений также внесены представления об устранении нарушений закона, которые в настоящее время находятся на стадии рассмотрения.
Азнакаевская городская прокуратура. 16.05.2012.