Новости города БезФормата.Ru
Казань
Главные новости
 
Задать вопрос?

Петр Трубаев: «Авиакомпании часто становятся банкротами? Не соглашусь...»

Гендиректор «ЮВТ Аэро» о трагических уроках прошлого, зарплатах пилотов, необычном собственнике и прорыве на зарубежные линии. Часть 1-я

«Руководитель Росавиации Александр Нерадько сказал: «Если у тебя там что-то будет, смотри! Помни, что у вас в Татарстане все непросто — одна авиакомпания ушла, вторая...» — вспоминает гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, можно ли было спасти «Ак барс Аэро», какую роль играет в новом проекте «Татнефть» и есть ли в России дефицит пилотов.

Петр Трубаев: «Контроль при формировании авиакомпании был выполнен на очень высоком уровне»

«ПОМНИ, ЧТО У ВАС В ТАТАРСТАНЕ ВСЁ НЕПРОСТО...»

- Петр Владимирович, в авиации что важнее — кадры или самолеты?

- Я думаю, кадры. Всем известно изречение «Кадры решают всё!»  

- А вот вопросов больше задали о самолетах. Людей беспокоит безопасность техники. Как в России сегодня обстоят дела с проверкой технического состояния самолетов?

- Росавиация стоит на страже... Когда мы стали организовывать нашу авиакомпанию, нам сразу было заявлено, что к нам будут относиться очень придирчиво, и мы это испытали на себе. Более того — когда я получал сертификат эксплуатанта, основной документ компании, позволяющий выполнять коммерческие полеты, мне руководитель Росавиации Александр Нерадько сказал: «Если у тебя там что-то будет, смотри! Помни, что у вас в Татарстане всё непросто — одна авиакомпания ушла, вторая...» Задачу мы поняли и начали ее выполнять. Контроль при формировании авиакомпании был выполнен на очень высоком уровне.

- В авиации тоже есть деление на малый, средний и крупный бизнес?

- Если формально подходить к этому вопросу, то существуют малая авиация, региональные компании и магистральные. Мы себя позиционируем как региональная авиакомпания.

- Закон не позволяет проверять малый бизнес чаще, чем раз в три года. Я поэтому спросила о величине вашего бизнеса.

- Этот закон и к нам относится, но только по финансовой деятельности. А техническое состояние проверяется каждые полгода. 

«Мы не отдаем обслуживание своих судов на сторону, выполняем сами все виды работ, кроме капитального ремонта. На техническое обслуживание мы получили все допуски, приобрели необходимое оборудование»

- Кому доверяете техническую проверку своих самолетов? Или у вас своя команда технического состава? Насколько они опытные? (Илья Самсонов)

- Количественный состав нашей авиакомпании на данный момент составляет 335 работающих, из них технического персонала 135 человек. Как видите, соотношение большое. При формировании компании упор мы делали не только на летный состав, но и на технический. Мы хотели перенести уже наработанный пул заказчиков в новую компанию, поэтому и такое количество технарей. И, конечно, свои самолеты надо было обслуживать. Естественно, мы не отдаем обслуживание своих судов на сторону, выполняем сами все виды работ, кроме капитального ремонта. На техническое обслуживание мы получили все допуски, приобрели необходимое оборудование. Мы также освоили техобслуживание самых «свежих» вертолетов – «Ансат» и Falcon 8X.      

- Где у вас расположены базы техобслуживания?   

- В трех местах — основная база в Бугульме, в Казани и небольшая база в «Бегишево».


МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙСЫ НАЧНУТСЯ С ... КАЛИНИНГРАДА

- Когда «ЮВТ Аэро» начнет летать за границу? Куда в первую очередь начнет летать авиакомпания, какое направление может быть наиболее приоритетным? Готова ли авиакомпания к тому, чтобы открыть заграничные полеты? (персонал, самолеты и т.д.) (Елена)

- Новая авиакомпания, прежде чем получить право на международные рейсы, должна пролетать два года в воздушном пространстве России. Два года мы уже отлетали — первый рейс нами был выполнен 17 июля 2015 года. И 10 июля 2017 года мы подали документы в Росавиацию для получения допуска на международные полеты. На сегодняшний день началась проверка. Процедура непростая – вновь будут проверять кадры, самолеты, документацию. По регламенту на всё это дается 40 дней, а затем сделают вывод — готовы мы или нет. Но у нас есть шанс, что всё будет хорошо, так как авиакомпания только недавно прошла две проверки.

На этот год мы уже получили одно субсидируемое международное направление — Казань -  Калининград. Нам дали 7 рейсов, начиная с октября. Сейчас прорабатываем коммерческий рейс Уфа — Калининград — Казань.

- Сколько будет стоить билет до Калининграда?

- Около 6 тысяч рублей.

- Интересуют рейсы из Казани в Минск, Варшаву, Тбилиси . (Мурад)

- Мы планируем открывать рейс в Минск. Есть взаимный интерес, и уже ведутся плотные переговоры. В планах есть Тбилиси, потому что видим потенциал этого рейса. Что касается Варшавы и более дальних направлений, то надо очень тщательно смотреть экономику. Беспосадочный полет экономически более выгоден, и надо смотреть, до какого пункта долетит наше воздушное судно. Например, в Мюнхен мы летали на пределе технической возможности самолета. Есть у нас интерес и к южному направлению — Ереван, Баку. Скорее всего, в Ереван будем летать из Бегишево, поскольку нас очень просят открыть такой рейс. А остальные рейсы, направления будем анализировать. К примеру, завязать Калининград с северным направлением — Уфой, Новосибирском, Белгородом.

- А такие популярнейшие направления как, например, Турция?

-  К Турции мы будем осторожно подходить. Наверное, спрос будет, но и перевозчиков здесь хватает. Поэтому будем открывать те направления, которые исторически себя оправдали по загрузке. Может быть, и Турция, но она у нас стоит не на первом месте.

- Есть ли в планах заключение код-шеринговых или других партнерских соглашений с российскими или иностранными компаниями? (Мурад)

- При существующем парке самолетов для нас это пока нецелесообразно, но при поступлении вместительных самолетов, безусловно, будем вопрос прорабатывать. Предварительные разговоры уже были с одной из крупнейших авиакомпанией России — S 7 Airlines («Сибирь»). Меня приятно удивило, что наша небольшая компания для них тоже интересна.

«При формировании штата приоритет отдавали людям, имеющим опыт работы. Процентов 80 - 90 коллектива мы сформировали из таких специалистов, в том числе и пилотов»

«ПРИОРИТЕТ ОТДАВАЛИ ЛЮДЯМ, ИМЕЮЩИМ ОПЫТ РАБОТЫ»

- Сколько человек в авиакомпании непосредственно летают? (Моисеев)

- Летают 70 человек, начиная с моего заместителя по летной работе и заканчивая бортпроводниками.

- К вам пришли уже проверенные кадры, или вы набирали молодых?

- Более двух лет назад, когда мы начали формировать штат компании, приоритет старались отдать профессионализму, молодости и выходцам из Татарстана. Мы считали, что жители республики задержатся в компании, не будут уходить в другие регионы. Это важный фактор — закрепление кадров. Я в своей практике сталкивался с тем, что в человека вложишь средства, обучишь его, получишь на него все допуски, а он уходит. Да, не всё в компании вяжется с теми планами, которые у молодого человека есть.

При формировании штата приоритет отдавали людям, имеющим опыт работы. Процентов 80 — 90 коллектива мы сформировали из таких специалистов, в том числе и пилотов. Естественно, надо было выстроить систему обучения: пилотам пройти тренажерную подготовку, курсы повышения квалификации, инженерному составу — другие виды обучения. В общей сложности на обучение персонала мы направили 20 миллионов рублей. У пилотов курсы повышения квалификации и тренажер — раз в полгода. На тренажере мы сэкономили, так как, наконец-то, в Санкт-Петербурге заработал отечественный тренажер. А до этого мы большие деньги тратили в Берлине, во французском Марле, в Испании.

- Во всей огромной стране только что заработал один тренажер?!

- На наш тип самолетов только один тренажер.

- Может быть, этот тип самолета не так востребован у нас?

- По всей России было порядка 50 машин марки CRJ-200 канадской фирмы Bombardier. По пальцам можно сосчитать, сколько авиакомпаний эксплуатируют этот тип самолетов. У каждой компании свой путь развития. Сегодня мы считаем, что должны пополнить парк другими типами машин.  

- Какой средний возраст сотрудников у вас в компании?

- Средний возраст — 40 лет. Коллектив достаточно молодой, перспективный. Самому молодому — 22 года, самому пожилому — 65 лет. Это технический работник Борис Лукьянов. У него «золотые» руки, его никто заменить не может. А вообще стараемся обновлять коллектив. Мы получили одобрение Совета директоров на расширение штата пилотов, и уже приняли выпускников Сасовского, Краснокутского, Ульяновского, Бугурусланского летных училищ.

- Как ощущаете, наши летные училища готовят грамотных специалистов?

- Наша компания считает, что да. У нас в линейке ожидания более 10 пилотов, которых мы можем пригласить в любой момент. Из Калининграда, Краснодара, Казани начинают у нас работать. Эти люди уже летали на нашем типе судов.

А что касается масштабной подготовки летных кадров, то министерство транспорта РФ и Росавиация нам заявляют, что с этим проблем нет. Называют число — тысяча пилотов ежегодно выпускается, но, тем не менее, на нашем профессиональном форуме много объявлений «требуются пилоты». Компании развиваются, обновляют парк самолетов. Мы уже задумываемся о том, чтобы с училищами заключать целевые контракты на подготовку кадров именно под нас.


- Интересно, с каким училищем заключите контракт?

- А тут двух вариантов быть не может: Ульяновск и Санкт-Петербург.

- Вы готовы оплачивать обучение?

- Придется! Но мы уже будем выбирать те кадры, которые нам подходят. И если мы видим, что на этапе второго — третьего курса у студента плохие оценки и летная практика, мы можем расторгнуть с ним договор и взыскать потраченные на его обучение деньги.

- Средняя зарплата по компании какая?

- Средняя зарплата работников наземных служб составляет почти 58 тысяч рублей, а вместе с летным составом — около 75 тысяч.

- Пилоты сколько получают?

- Зарплату пилотов мы тоже проиндексировали и километровые им подняли, и сегодня командир корабля получает 177 тысяч рублей. Думаю, зарплата будет еще больше, исходя из большего налета часов в сезон.

«Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ В МОЕЙ КОМАНДЕ ПИЛОТОМ БЫЛА ЖЕНЩИНА»

- Девушку-пилота на работу возьмете?

- Наверное, вызову на себя критику, но я не сторонник этого. Я считаю, что пилот — это профессия для мужчин. Девушки могут летать, но пусть в аэроклубах и в спортивных организациях. Есть такие уникумы, например, неоднократный чемпион мира Светлана Капанина. Они молодцы! Но не понаслышке зная непростую работу пилота, я против того, чтобы в моей команде пилотом была женщина.

- А как смотрите на то, что мужчины работают стюардами?

- Тоже не очень хорошо...( смеется )

- При приеме стюардесс на их внешний вид и формы обращаете внимание?

- Конечно, габариты имеют значение.

- Стюардессы судились с Аэрофлотом из-за того, что их уволили после утраты привлекательного внешнего вида. Вы на чьей стороне?

- Понимаете, какая вещь происходит — получив высокооплачиваемую работу, люди на каком-то этапе перестают следить за собой. Они становятся непривлекательными, к сожалению. А трудовое законодательство такое, что если взял на себя какие-то обязательства при поступлении на работу, то их надо выполнять. Но возникают конфликтные ситуации, люди судятся. Их тоже можно понять: человек годами работает на определенных линиях, а его потом отправляют на менее оплачиваемые, и он теряет в заработке.

- Стюардессами по-прежнему многие хотят быть? Раньше стюардесса почти как артистка котировалась...

- Да, очередь из желающих стать стюардессой у нас есть. Недавно приняли двух новых.

- Стюардессам сколько платите?

- 53 тысячи рублей. Мы будем смотреть на свою экономику и по возможности зарплату всем повышать, иначе люди просто уйдут.

«И национальные кадры у нас есть, свободно владеющие языками»

ЗНАНИЕ АНГЛИЙСКОГО — ЭТО ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ

- Готова ли авиакомпания к международным рейсам по уровню подготовки персонала и техническому состоянию самолетов?

- Конечно, международный рейс требует другой подготовки летного состава — это знание и английского языка, и определенной процедуры при заходе на посадку в иностранные аэропорты. И к технике есть свои требования, например, на нашем типе самолетов надо установить унифицированную версию прибора TCAS – 7.1, сигнализирующего о столкновении с другим объектом и с землей. Они у нас уже установлены. В принципе, машины к международным рейсам готовы. Что касается готовности компании, то это покажет комиссия. Конечно, мы готовимся к этому знаковому для нас событию.

- Знание английского языка — это, наверное, вопрос безопасности?

- В первую очередь! Ведь надо понимать и четко выполнять команды диспетчера. Разное толкование некоторых команд может привести к непоправимым последствиям. У нас есть необходимое количество экипажей со знанием английского не ниже четвертого уровня. К сожалению, не все пилоты знают язык, но это всё в процессе, мы уже их обучаем.

- Выходит, так плохо преподают предмет в летных училищах?

- Пришел к нам парень с красным дипломом, и у него третий уровень знания английского, а у нас обязательный критерий при приеме — четвертый уровень. Напрашивается вывод: летным училищам все-таки надо больше внимания уделять углублению английского языка.

- У стюардесс знание языков требуете?

- Языки — это желательно.

- Татарского в том числе? Работа стюардессы — это обслуживание, а по нашему закону знание двух государственных языков на такой работе обязательно...

- У нас этот закон соблюдается, мы обязательно даем информацию на трех языках — русском, татарском и английском. И национальные кадры у нас есть, свободно владеющие языками. 

«ТАТНЕФТЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМ АКЦИОНЕРОМ, ОНИ — ПАРТНЕРЫ»

-  Название «ЮВТ Аэро» кто придумал? Поначалу было непривычно...

- Была рабочая группа, в том числе специалисты нашей компании — я и два моих заместителя. Мы предлагали другое название, но оно, к сожалению, не прошло. ЮВТ — юго-восток Татарстана — это нефтяники предложили. Считаю, название удачное — оно необычно звучит.

- Выходит, нефтяники активное участие приняли в рождении авиакомпании, а сегодня какое-то участие принимают в ее делах?

- Мы находимся в зоне ответственности «Татнефти», и она участвует в нашей деятельности в форме административной поддержки, потому что есть вопросы, где нашего влияния может и не хватить. Иногда мы такой поддержкой пользуемся.

- Может ли авиакомпания прибыльно работать без помощи основного акционера – «Татнефти»? (Андрей Федоров)

- «Татнефть» не является нашим акционером, они — партнеры.

- «Татнефть» какие-то финансовые вливания делала в компанию на первоначальном этапе?

- Нет, делали другие — московская структура. Конечно, мы не могли бы начать работать без первоначального капитала, ведь надо было сразу зарплату платить, хотя пока ничего не зарабатывали.

- То есть это даже не татарстанские вливания были?

- Ваша же газета публиковала, что на уровне руководства республики было сказано: да, мы не противники создания этой авиакомпании, но участвовать в ней не будем...

- Наша республика амбициозные цели ставит по многим направлениям, а иметь местную авиакомпанию — это же круто!

- Я думаю, они к нам еще присматриваются и будут решать, что делать с компанией — поддерживать или нет... Наш бизнес настолько непростой! Хорошо, что сегодня есть федеральная программа субсидирования перевозок, а если завтра ее не будет? Но, откровенно говоря, я об этом не беспокоюсь, так как мы уже накатали рейсы, которые можно использовать на коммерческой основе, без субсидий, и они будут заполняться.   

- А если доллар опять подскочит?

- Думаю, это предмет для разговора с лизингодателем, потому что основные платежи идут именно туда. Но они посильны для нас.

«Мы уже накатали рейсы, которые можно использовать на коммерческой основе, без субсидий, и они будут заполняться»
Фото: Илья Силищев

«НИКАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ У НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ ОРГАНОВ К НАМ НЕТ»

- Согласно выписке из ЕГРЮЛ, полученной из открытых источников, единственным владельцем АО «ЮВТ Аэро» является Пантелеев Олег Евгеньевич, который работает в данной организации завхозом. Можете как-то пояснить данный способ ухода от налогов? (Феликс)

- Пантелеев Олег Евгеньевич — наш сотрудник, но не завхоз, а начальник административно-хозяйственной службы. Нам порекомендовали сделать именно такую форму собственности. Она нас устраивает. И никакого ухода от налогов у нас нет. Никаких претензий у налоговых и иных органов к нам нет.

- Почему выбор пал именно на Пантелеева? Не генеральный директор, а начальник административно-хозяйственной службы...

- Мы посчитали, что это достойный человек. Мы его знаем. Дополнительную зарплату и дивиденды он за это не получает. Но он владелец.

- То есть всё законно?

- Если бы было незаконно, нас не зарегистрировали бы.

- Сколько средств АО «ЮВТ Аэро» было потерянно в Татфондбанке при его падении? За счет чего удалось при этом вашей компании избежать банкротства? (Анастасия Киреева)

- Наша компания действительно попала в число тех 34 тысяч юридических лиц, у которых зависли там деньги. Мы подали исковое заявление, нас поставили в реестр кредиторов. Будем ждать развития событий.

- Много у вас там денег зависло?

- Сумма не малая, но для нас она не критична. Ни о каком банкротстве речи не идет! Подушка безопасности у нас была хорошая.

- Вы обслуживались только в Татфондбанке?

-  Нет, у нас банков много. И мы продолжаем размещать депозиты, хотя осторожно — на 5 — 7 дней. На депозитах мы в прошлом году 25 миллионов рублей заработали.


ЗА 2016 ГОД ПОЛУЧИЛИ ПРИБЫЛЬ 321,7 МЛН. РУБЛЕЙ

- Какие цели поставлены перед авиакомпанией – выйти на безубыточность, заработать (сколько)? (Андрей Федоров)

- В нашем уставе прописано, что основная цель авиакомпании — извлечение максимальной прибыли, и мы этой цели следуем. Если в 2015 году мы получили убыток в размере 121,6 миллиона рублей, то это было ожидаемо — у нас в то время было всего три самолета, на них не заработаешь. Но за счет оптимизации расходов, тщательного анализа и подачи заявок на субсидированные рейсы, за счет наращивания парка самолетов по итогам 2016 года мы получили прибыль в размере 321,7 миллиона рублей. В 2017 году у нас подошли сроки ремонта авиадвигателей, а это затратная процедура — ремонт одного обходится в 1,2 — 1,5 миллиона долларов, а мы ремонтировали 6 двигателей, поэтому наша прибыль снизилась в два раза. Но, тем не менее, этот год мы предполагаем сработать с прибылью в размере 118,9 миллиона рублей.

- Стратегия развития у компании есть?

- Она как раз сейчас пишется с учетом новых типов судов. Мы очень далеко не загадываем. На первом этапе нашей задачей было образовать компанию, утвердиться на рынке, получить экономический эффект от нашей деятельности. А дальше переходить на решение более серьезных задач — получение международных допусков, расширение парка воздушных судов.

«Среди 56 авиакомпаний по итогам деятельности за 2016 — 2017 годы «ЮВТ Аэро» признана самой достойной и надежной авиакомпанией Европы»

- Надо признать, ваша компания неплохо вписалась в рынок за эти два года — вы получили несколько наград. Кто и за что наградил авиакомпанию?

- С самого начала приоритет в нашей работе был отдан безопасности полетов и регулярности рейсов. Я своим подчиненным всегда говорю: «Поставьте себя на место пассажиров, когда идет задержка рейса, когда нет информации, не предоставляют питание и место в гостинице. Как вы себя будете чувствовать в такой ситуации?» Такая разъяснительная работа проводится с каждым сотрудником. Мы поставили цель работать регулярно, без задержки рейсов, и нам это удается.

Мы участвуем в нескольких номинациях — вольно или невольно. Например, аэропорт «Домодедово» ежемесячно подводит итоги по регулярности своих перевозчиков, и мы 14 раз занимали первое место. Учитывается двухчасовая задержка, а мы поставили для себя такой критерий — 15 минут на вылет, а 16-ая минута — это уже задержка; 10 минут на прилет, а 11-ая — уже задержка. Росавиация тоже подводит итоги, но уже среди всех авиакомпаний России. В прошлом году мы три раза занимали первое место! В июне 2017 года Росавиация признала «ЮВТ Аэро» самой пунктуальной авиакомпанией России. Это серьезное достижение. Недавно еще два аэропорта ввели такой конкурс — Нижний Новгород и Самара, и за пять месяцев этого года у них мы тоже заняли первые места.

А в мае 2017 года мы победили в номинации «Самая надежная авиакомпания в Европе» престижной международной премии Airline Reliability Award CRJ100/200 Europe 2016 Commercial Aircraft Bombardier. Признание на международной арене для нас было приятной неожиданностью. Фирма Bombardier ежегодно проводит встречи с авиакомпаниями, которые летают на их воздушных судах. Они пригласили нас на международный форум, который проходил в этом году в Мюнхене. Оказывается, они ведут скрытый мониторинг работы авиакомпаний, которые эксплуатируют их машины. Таким образом, среди 56 авиакомпаний по итогам деятельности за 2016 — 2017 годы «ЮВТ Аэро» признана самой достойной и надежной авиакомпанией Европы.

- Какие критерии учитывались?

- Регулярность полетов, исправность воздушных судов, отсутствие инцидентов. Считаю, эта награда — честная заслуга. Эту информацию они разослали по всем компаниям, которые эксплуатируют самолеты Bombardier.


НАЗВАЛ «ЖИВОПЫРКАМИ» И ПРИЗВАЛ ЗАКРЫТЬ

- Авиаперевозки — это не ахти какой бизнес? Без федеральных программ субсидирования он процветать не может?

- Я так не сказал бы. Конечно, этот бизнес подвержен множеству рисков: доллар подскочил, политическая ситуация между странами изменилась в худшую сторону, например, как было с Турцией и Египтом, авиатопливо подорожало, где-то авиакатастрофа случилась, и сразу ощущается отток пассажиров.

- Довольно часто в России авиакомпании становятся банкротами. Какие основные причины? Чего не хватает, чтобы этот бизнес процветал? (Тимофеев Ю.)

- Я не соглашусь, что часто становятся банкротами. Ну, был один всплеск, когда компании закрывались. И есть политика Росавиации. Помните, Сергей Иванов назвал маленькие авиакомпании «живопырками» и призвал их закрывать, когда авиакатастрофа произошла в Ярославле? Но каждый имеет право на существование, если ты соответствуешь руководящим документам. Конкуренция — это хорошо! А банкротство случается не чаще, чем в любом другом виде деятельности.

- Какие основные причины банкротства авиакомпаний?

- На мой взгляд, причин много бывает. Это и плохое прогнозирование ситуации, и когда с ценами прогадал — увеличил цены, и пассажиры ушли к конкурентам, когда опоздал с оптимизацией расходов. Очень важный момент — состояние воздушных судов. Если не вкладываешь средства в запасные части, не поддерживаешь самолеты в исправном состоянии, они завтра могут не полететь, и ты сорвешь рейс. Если весь этот комплекс вопросов до конца не проработан, то можно оказаться на грани банкротства. И если ты ставишь цель только заработать, а всё остальное по остаточному принципу, то это путь к банкротству. А если ты параллельно самолеты ремонтируешь, поддерживая их в исправном состоянии, держишь резерв на всякий случай, кадры обучаешь, достойную зарплату им платишь, хорошо относишься к персоналу, чтобы люди чувствовали, что ими тут дорожат, и о стратегии развития компании не забываешь, цели ставишь, тогда успех будет.

- То есть всё, как в любом другом бизнесе. А какие-то специфические качества у вашего бизнеса есть?

- Везде должны быть профессионалы, и работу свою надо выполнять эффективно. Одно время приходили в авиацию из других сфер, это было модно. Даже руководителями ставили без опыта работы. Да, человек может обладать способностями, он быстро войдет в дело и станет хорошим управленцем, но всё-таки лучше, если делом занимается профи с опытом работы в данной отрасли. Только знаток своего дела может принять оптимальные решения.          

- В советское время всё было плановое, и сверху определяли, какие самолеты и куда будут летать. А сегодня кто-то следит за тем, чтобы авиасообщение покрывало всю территорию страны?   

- У нас два органа отвечают за авиаперевозки — министерство транспорта РФ и Росавиация. Конечно, Росавиация больше контролирующий орган. Что касается маршрутной сети, то авиакомпании сами определяют, куда летать, исходя из экономической целесообразности — спроса, пассажиропотока, покупательской способности жителей того или иного региона, чтобы выбрать правильную ценовую политику. По большому счету, все эти вопросы отданы на откуп авиакомпаниям. Как таковой политики государства здесь нет, на мой взгляд.

Единственное правильное решение — это появление программ субсидирования межрегиональных перевозок. Они дают эффект: люди опять привыкли летать. Сейчас сделан акцент на авиаперевозках в северных регионах. У нас таких рейсов несколько — Казань — Новый Уренгой, Казань — Нижневартовск, Бугульма — Нижневартовск, Бугульма — Новый Уренгой. Посудите сами: за 5650 рублей из Нового Уренгоя прилететь в Казань, когда раньше он летал через Москву, и стоимость билета там доходила до 20 — 30 тысяч.

«Я восхищаюсь работой аэропорта «Казань», потому что за последнее время он такой скачок совершил в своем развитии — в обслуживании, в комфортности для пассажиров» Фото: Илья Силищев

«ВОСХИЩАЮСЬ РАБОТОЙ АЭРОПОРТА «КАЗАНЬ»»

- Наверное, в работе авиакомпаний многое зависит и от качества работы аэропортов? Где вам наиболее комфортно?

- Честно говоря, я восхищаюсь работой аэропорта «Казань», потому что за последнее время он такой скачок совершил в своем развитии — в обслуживании, в комфортности для пассажиров. Вы правильно заметили — мы без аэропортов не можем. Самое главное — адекватное отношение партнеров. Но к тебе будут адекватно относиться как к перевозчику, если ты четко выполняешь свои обязательства: соблюдаешь требования безопасности, не задерживаешь рейсы, а главное — вовремя платишь. Нет ни одного аэропорта, который имел бы к нам претензии из-за долгов. Мы обоюдно выполняем свои обязательства.

- А платежи-то выставляют адекватные?

-  Один из видов нашей деятельности — это оптимизация затрат. Если видим, что где-то неадекватная цена, то ведем переговоры. Многие вопросы мы решаем индивидуально.

- Аэропорт «Казань» к вам с большей лояльностью относится, чем к другим компаниям? Всё-таки из одной республики...

- Честно? Да! ( смеется) Но мы и объем работы им даем — в прошлом году третьими были по количеству рейсов, сегодня — четвертые.  

- Аэропорт «Бугульма» у вас в подчиненном состоянии?

- Нет, у нас абсолютно разные юридические лица. Аэропорт является дочерним предприятием «Татнефти», а мы к «Татнефти» не имеем никакого юридического отношения. С аэропортом мы работаем как партнеры, по договорам. 

«АК БАРС АЭРО»: О НЕКОТОРЫХ ВЕЩАХ ДО СИХ ПОР НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ...

- Вы пять лет были гендиректором «Ак Барс Аэро». Почему не получилось? Чувствуете ли вы ответственность за это? Каких ошибок вы старались избежать в «ЮВТ Аэро»? (В.Воронин, Ильназ)

- Эта тема для нас непростая... Хотя для себя мы сделали такой упор: мы работаем в новой авиакомпании, мы — другая компания. Да, гендиректор один и тот же, люди в большинстве своем те же, но более качественно отобранные и подготовленные.

Что не получилось? Не получилось то, что компания была закрыта. Это оставило серьезный осадок, с которым мы будем теперь жить. А этому есть объяснение. Кто некомпетентен, тот по-другому всё воспримет. Некоторые вещи носят закрытый характер, о которых до сих пор нельзя говорить.   

Читатель спрашивает — чувствую ли я ответственность за произошедшее. А как же иначе?! Я же был генеральным директором в той компании и до сих пор несу ответ за каждого человека, который там работал и не смог устроиться в новую авиакомпанию.

Какие же причины? Я не буду останавливаться на трагических событиях... В 2014 году произошел резкий скачок курса доллара — он подорожал в два раза, и это сказалось на наших экономических показателях, потому что за лизинг мы платили в валюте. И страховка у нас была в валютном исполнении. Конечно, был разработан план по спасению компании. Надо было сделать докапитализацию в размере двух миллиардов рублей. Но этот вопрос не нашел своей поддержки. Решение о закрытии компании принималось не мною.     

Что было сделано полезного? Авиакомпания «Ак Барс Аэро» была создана в 2010 году с благими целями, у нее был серьезный парк воздушных судов, и мы его освоили. Это непросто было — перейти с отечественных самолетов на иностранные. Мы разработали сеть маршрутов, компания стала узнаваемой. Но, к сожалению, история печально закончилась.

- Выходит, причина закрытия компании была больше политической, чем экономической?

- Компания уже могла работать без денежных вливаний, надо было только решить вопрос с долговыми обязательствами. Нами была предложена система капитализации, но она не была поддержана. 

- Наверное, нашли бы в республике два миллиарда рублей, если бы захотели?

- Вопрос практически был решаемый, видимо, были серьезные причины не идти по этому плану.

- А какие уроки извлекли из всей этой истории?

- Много уроков: и по отбору кадров, и по более тщательному экономическому просчету деятельности, и т.д.


« ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — УНИФИЦИРОВАННАЯ ПРИЧИНА, ЕСЛИ НЕ НАШЛИ ИСТИННОЙ»

- Зачастую причиной авиакатастроф называют человеческий фактор. Вы с этим согласны?

- Это такая унифицированная причина, под которую можно подвести практически любую авиакатастрофу. Если не нашли истинной причины. Приведу пример. В 1988 году самолет взлетал из Нижневартовска в Тюмень — вез вахту нефтяников 26 человек. Во время разбега и отрыва у него упала мощность двух двигателей. Самолет не смог ни приземлиться, ни набрать высоту на одном двигателе, и он упал недалеко от аэродрома. Всего в живых остались четыре человека, но они были сильно покалечены. Искали причину, в чем проблема. Очень долго искали! Проводили экспертизы — делали разбеги и прекращали взлет.... В конечном итоге пришли к выводу — человеческий фактор. А дело в том, что у бортмеханика нашли на голове небольшой старый шрам. И в связи с этим у членов комиссии появилось подозрение, что он, имея эту травму, во время разбега по какой-то причине, без команды убрал обороты... А на самом деле истинную причину катастрофы так и не нашли. Хотя, конечно, человеческий фактор присутствует, и никуда от этого не денешься. 

- Причина катастрофы самолета министерства обороны под Сочи — человеческий фактор, считаете?   

- Это уже полуофициально объявлено. Говорили, что пилот был опытный, а мы посмотрели — у него всего три тысячи часов налёта. Разве это опытный? Для гражданского летчика это только-только начало деятельности. И еще надо посмотреть, как он летал последние месяцы. Насколько я знаю, там очень малый налёт. Если пилот постоянно в тренинге, то он способен быстро принять оптимальное решение. А если летает от случая к случаю, то даже в элементарных ситуациях может неграмотные действия произвести.

- Автоматизм действий не выработан?

- Вот-вот! Руки порой опережают сознание — автоматически идут туда, куда тактильно уже привыкли. Если пилот летает не регулярно, а только по необходимости, то его надо постоянно держать в тренинге, чтобы навыков не терял. Например, у нас вертолет задействован не всегда, но мы тренируем пилотов постоянно. И чувство самосохранения пилот никогда не должен терять. Даже если кто-то за спиной стоит и командует...

- Авиакатастрофа в Татарстане — тоже человеческий фактор?

- Самолет упал отвесно вниз — для меня это вообще странно... 

«Я налетал почти 11,5 тысячи часов, и серьезных ЧП, к счастью, у меня не было»

«О ПРИЕМНИКЕ РАНО ГОВОРИТЬ...»

- У вас были ЧП на борту, нештатные ситуации, и как вы из них выходили? (Юлия Соколова)

- Я налетал почти 11,5 тысячи часов, и серьезных ЧП, к счастью, у меня не было. Это говорит о том, что отечественные воздушные суда очень надежными были.     

- Что еще, кроме неба, вам греет душу? Чем увлекаетесь, как проводите свободное время? (Маршида)

- Любимое дело — это всё-таки основное в жизни. Мне нравится быть в этом процессе как таковом, ведь я всю жизнь в этой сфере работаю. Что касается увлечений, то очень люблю спорт, по мере возможности стараюсь уделять ему внимание, в основном футболу. Ну и как болельщик участвую в соревнованиях, которые проводятся в Казани и по стране. Посетил все матчи Кубка конфедераций, увидел настоящий футбол. А сама атмосфера «боления» с иностранцами — это вообще шедевр! В 1994 году мне посчастливилось быть на чемпионате мира по футболу в Америке, там тоже была примерно такая обстановка.  

В последнее время мы установили хорошие отношения с Казанским ТЮЗом, и театр меня тоже привлек. Мы даже на детские спектакли ходили. А читать некогда, кроме электронных СМИ.

- «БИЗНЕС Online» читаете?

- Да, читаю. В целом, интересно. Даже если мнение журналиста не совпадает с твоим, всё равно это читаемо. Скрывать-то нечего — востребовано ваше издание.

- Комментарии под статьями не смущают?

- Комментарии — это вообще отдельная тема! ( смеется )  

- Под вашим интервью они тоже будут...

- Думаю, процентов 60 будет негатива.

- Есть обиженные?

- Правильно говорите. Не все попали в нашу авиакомпанию, им места не нашлось. Конечно, у них остался негатив. А тут предоставляется такая возможность — анонимно написать. И я знаю, что они напишут. Но я сегодня был предельно откровенен с вами.

Меня в последнее время радует то, что позитива в адрес нашей авиакомпании стало больше. А сама авиационная тема, на мой взгляд, набирает самое большое количество комментариев. Каждый человек имеет право на свое мнение, и к этому надо просто философски относиться.

- Вот этот вопрос, наверное, от «обиженного»: «Не задумывались ли вы о приемнике? И кто он, если не секрет? (Феликс)

- Во как! Думаю, о приемнике рано говорить, потому что я чувствую в себе силы работать как можно дольше. Если будут доверять, я всего себя буду отдавать работе.

Окончание следует.

Татьяна Завалишина Фото: Сергей Елагин Видео: Максим Тимофеев

Трубаев Петр Владимирович родился 24 октября 1955года в с.Алексашкино Питерского района Саратовской области. Окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации (1979), Московский институт инженеров гражданской авиации по специальности «Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (1984).

1979 — 1983 — второй пилот самолета ЯК-40 Бугульминского объединенного авиаотряда.
1983 — 1986 — командир ВС ЯК-40 Бугульминского объединенного авиаотряда.
1986 — 1989 — пилот-инструктор Бугульминского объединенного авиаотряда.
1989 — 1991 — командир авиационного отряда Бугульминского объединенного авиаотряда.
1991 — 2000 — директор ОАО «Бугульминское авиапредприятие».
2000 — 2010 — генеральный директор ОАО «Бугульминское авиапредприятие».

Декабрь 2001 — июнь 2008 — генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Казань».
2010 — 2015 — генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро».
С 2015 года — генеральный директор АО «ЮВТ Аэро».

Персоны: Трубаев Петр Владимирович
Авиакомпания «Аэрофлот» в связи с грозой отменяет 20 рейсов в аэропорту «Шереметьево», сообщает РИА «Новости» со ссылкой на перевозчика.
14.08.2017 Бизнес Online
  Авиакомпания «Аэрофлот» в связи с прогнозом неблагоприятных метеоусловий, в частности грозы, в аэропорту «Шереметьево» отменяет 20 рейсов, запланированных на 14 августа, сообщил перевозчик.
14.08.2017 Республика Татарстан
Рейс авиакомпании «Россия» Казань – Ларнака задержали из-за проверки самолета.
14.08.2017 E-kazan.Ru
МВД России проводит проверку после задержки рейса авиакомпании «Россия» из Казани в Ларнаку.
12.08.2017 Бизнес Online
В Казани из-за недолива топлива задержали рейс на Кипр - ProKazan.RuРейс авиакомпании «Россия» из Казани в Ларнаку (остров Кипр) был задержан на 2 часа 10 минут из-за недолива топлива, сообщают «РИА Новости» со ссылкой на представителя перевозчика.
12.08.2017 ProKazan.Ru
В Казани из-за всплеска фотосессий решили огородить забором заброшенные самолеты - ProKazan.RuВ аэропорту сообщили, что никакой информации о ЧП с падением с самолета человека, из-за чего, якобы, и приняли решение огородить территорию,
10.08.2017 ProKazan.Ru
Полеты по направлению Баку — Казань —Баку, которые осуществляла компания «Azal», с 1 сентября будет выполнять Buta Airways.
10.08.2017 ИА Татар-информ
Аэропорт Казани обеспечит временную охрану территории с заброшенными самолетами - ИА Татар-информПо закону охранять имущество и территорию должен собственник, которому принадлежат воздушные суда.
10.08.2017 ИА Татар-информ
Авиакомпания Swiss International Airlines - национальный авиаперевозчик Швейцарии - не оставляет попыток договориться о согласовании нового коллективного договора с недавно созданной Швейцарской ассоциацией авиационных п
10.08.2017 Федерация профсоюзов РТ
С 1 сентября рейсы Баку – Казань – Баку авиакомпании «Азербайджан хава йоллары» (Azal) будет выполняться новой бюджетной компанией (лоукостером) Buta airways.
10.08.2017 Коммерсантъ
  С 1 сентября рейсы по направлению Баку-Казань-Баку будет обслуживать авиакомпания Buta Airways.
10.08.2017 Республика Татарстан
В Баку из Казани с Buta Airways - Министерство транспорта РТС 1 сентября рейсы по направлению Баку-Казань-Баку будет обслуживать авиакомпания Buta Airways.
10.08.2017 Министерство транспорта РТ
С 1 сентября 2017 года рейсы авиакомпании «Азербайджан Хава Йоллары» (Azal) по направлению Баку-Казань-Баку будут выполняться авиакомпанией Buta Airways.
10.08.2017 Элита Татарстана
В Баку из Казани с Buta Airways - Известия ТатарстанаС 1 сентября 2017 года рейсы авиакомпании «Азербайджан Хава Йоллары» (Azal) по направлению Баку-Казань-Баку будут выполняться авиакомпанией Buta Airways.
10.08.2017 Известия Татарстана
Авиакомпания «Оренбуржье» открывает рейсы из  Казани в Пензу - Министерство транспорта РТ15 августа авиакомпания «Оренбуржье» приступает к полетам в Пензу из Международного аэропорта «Казань».
08.08.2017 Министерство транспорта РТ
В аэропорту Казани открываются рейсы в Пензу - Комитет по тарифамС 15 августа в Международном аэропорту «Казань» открываются рейсы в Пензу.
08.08.2017 Комитет по тарифам
В аэропорту Казани открываются прямые рейсы в Пензу. Перевозками займется авиакомпания «Оренбуржье», сообщает пресс-служба аэропорта.
08.08.2017 Бизнес Online
  15 августа авиакомпания «Оренбуржье» откроет рейсы из Казани в Пензу.
08.08.2017 Республика Татарстан
Из Казани в Пензу открываются новые прямые авиарейсы - ProKazan.RuС 15 августа из Казани в Пензу открываются новые прямые авиарейсы, сообщает пресс-служба казанского аэропорта.
08.08.2017 ProKazan.Ru
В аэропорту Казани открываются рейсы в Пензу - Администрация г. КазаньС 15 августа в Международном аэропорту «Казань» открываются рейсы в Пензу.
08.08.2017 Администрация г. Казань
Авиакомпания «Оренбуржье» открывает рейсы из Казани в Пензу. Перевозчик приступает к полетам 15 августа, сообщает пресс-служба казанского аэропорта.
08.08.2017 E-kazan.Ru
Рейсы будут выполняться с 15 августа пять раз в неделю: по вторникам, средам, четвергам, пятницам и воскресеньям.
08.08.2017 ИА Татар-информ
Борт Москва – Махачкала сел в аэропорту Кавминвод из-за пассажира, который буянил, курил сигарету и ругался со стюардессами.
04.08.2017 ИА Татар-информ
Гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков заявил, что компания разрешит бесплатный провоз рюкзаков в салонах своих лайнеров при условии, что размер рюкзака будет вписываться в размер ручной клади, установленный перевозчиком,
03.08.2017 Бизнес Online
В России чартерные авиарейсы могут стать регулярными из-за срывов в высокий туристический сезон.
01.08.2017 Бизнес Online
Вчера ночью неизвестные попытались ослепить пилота самолета, следовавшего рейсом из Казани в Баку.
28.07.2017 E-kazan.Ru
В гражданской авиации России в 2017 году резко обострилась проблема дефицита летного состава.
28.07.2017 Федерация профсоюзов РТ
Петр Трубаев: «Пока мы рассматриваем варианты четырех типов судов — Embraer 190 и 195, Airbus A319, Boeing 737-700 и Сухой Суперджет» - Бизнес OnlineДиректор «ЮВТ Аэро» о том, на каких самолетах полетит в новом сезоне и почему накрылись полеты в Москву за 1,5 тысячи.
28.07.2017 Бизнес Online
В международном аэропорту имени Ататюрка столкнулись турецкий и казахстанский лайнеры.
27.07.2017 ИА Татар-информ
Аэропорт «Казань» увеличил объем перевозок на международных направлениях на 114% - Администрация г. КазаньМеждународный аэропорт «Казань» с января по июнь обслужил 1 млн 90 тыс. 65 пассажиров, что на 37% больше аналогичного периода 2016 года.
27.07.2017 Администрация г. Казань
Алексей Песошин и татарстанские министры присоединились к акции #ПодариПодписку - ИА Татар-информМобильный офис подписки на печатные издания Татарстана был развернут в фойе перед залом заседаний Дома Правительства РТ.
16.12.2017 ИА Татар-информ
В Казань прибыл первый пассажирский поезд из Алматы с загрузкой в 70 процентов - ИА Татар-информПоезд по маршруту Алматы – Казань – Алматы будет курсировать круглый год с частотой один раз в неделю.
15.12.2017 ИА Татар-информ
Фото: группа пропаганды УГИБДД МВД по Республике Марий Эл. - Комсомольская правда Казань«Лады Приора» вылетела на встречку [фото] Юлия РЕВИНА 15 декабря, около 8.15 в Волжском районе Марий Эл на 1 километре аводороги «Часовенная – Волжск» произошло ДТП с участием легкового автомобиля и автобуса.
15.12.2017 Комсомольская правда Казань
56464656544 - Вечер Елабуги
В России появятся новые дорожные знаки
На российских дорогах скоро можно будет увидеть несколько десятков новых дополнительных дорожных знаков и табличек, пишут «Известия».
Вечер Елабуги
Началась подготовка по курсу «Управление автомобилем на льду»
Центр водительского мастерства, 20 лет помогает водителям повышать уровень профессиональной подготовки.
Челнинские Известия
В Казань прибыл первый пассажирский поезд из Алматы
  Сегодня в 5.40 на железнодорожный вокзал «Казань-1» прибыл первый международный пассажирский поезд № 303/304 из казахстанского города Алматы.
Республика Татарстан
Появились фото с места столкновения грузовика и легковушки в Альметьевском районе - ИА Татар-информВ результате ДТП молодой водитель легкового авто был госпитализирован. (Казань, 16 декабря, «Татар-информ»).
16.12.2017 ИА Татар-информ
В Татарстане на замерзшей реке найдены тела мужчины и женщины - Альметьевск РТВТрагедия произошла в районе деревни Матюшино Лаишевского района на реке Волга.
17.12.2017 Альметьевск РТВ
Трагедия случилась на 617-м км трассы М7 «Волга» в Моргаушском районе республики.
16.12.2017 ИА Татар-информ
Больше всего сейчас волнует Алексея Улюкаева, как там его жена - Комсомольская правда Казань
Первый день Улюкаева в тюрьме: отмените "Лицом к стене!", дайте коврик для йоги и не сажайте ко мне сокамерника
Экс-министр не ожидал такого стремительного ареста. Но признался, что, собираясь в суд,
Комсомольская правда Казань
Адвокат Лариса Каштанова заявила, что ранее проведенное офтальмологом обследование выявило у экс-министра подозрение на разрыв сетчатки Фото: Евгения ГУСЕВА - Комсомольская правда Казань
Спасут ли сердце и диабет Улюкаева от зоны
Источник оценил для "КП" шансы осужденного экс-министра выйти на свободу по состоянию здоровья Александр БОЙКО @AlexBoykoKP О том, что Алексей Улюкаев,
Комсомольская правда Казань
В Татарстане обнаружены вмерзшие в лед тела мужчины и женщины
Сотрудникам МЧС накануне поступило сообщение о том, что в деревне Матюшино Лаишевского района Татарстана пропал 56-летний рыбак.
Челнинские Известия
Актер Носик призвал студентов Казани быть искренними и открытыми - ИА Татар-информВстреча с актером прошла в рамках республиканской премии «Студент года-2017».
17.12.2017 ИА Татар-информ
Фестиваль «Татар жыры» в Казани открыла песня-победитель прошлого года - ИА Татар-информСреди зрителей фестиваля – Президент Татарстана Рустам Минниханов и его супруга Гульсина Минниханова.
16.12.2017 ИА Татар-информ
Челнинская православная рок-группа победила в городском конкурсе патриотической песни - ИА Татар-информРок-музыканты исполнили песню «Небо славян» из репертуара группы «Алиса» и заняли первое место в номинации «Ансамблевое пение».
17.12.2017 ИА Татар-информ
muztv - Комсомольская правда Казань
Собчак спела про свою грудь первого размера
Кандидат в президенты России удивила страну неожиданной вокальной композицией [фото, видео] Ирина СУХАНОВА Уже несколько месяцев Ксения Собчак ведет проект «Новая Фабрика звезд» на канале Муз ТВ.
Комсомольская правда Казань
Нескучные выходные: Звездные войны и полуночный человек - Челнинские Известия
Нескучные выходные: Звездные войны и полуночный человек
Предлагаем вам подборку интересных мероприятий, которые пройдут в Набережных Челнах 16-17 декабря.
Челнинские Известия
Посетители Нацмузея открыли волшебный мир игрушки - Казанские ведомости
Посетители Нацмузея открыли волшебный мир игрушки
Сегодня в Национальном музее РТ открылась традиционная новогодняя выставка «Волшебный мир игрушки».
Казанские ведомости
Игра на велотреке - БК Уникс КазаньПоследний матч уходящего года в рамках чемпионата Единой лиги ВТБ УНИКС проведет в столице Казахстана Астане с одноименной командой.
16.12.2017 БК Уникс Казань
В Альметьевске открыли новую модульную лыжную базу - ИА Татар-информКомплекс возведен в рамках республиканской программы по строительству универсальных спортплощадок.
17.12.2017 ИА Татар-информ
«Зенит» сумел настроиться на «Сада Крузйеро» - Казанские ведомостиВ полуфинале Клубного чемпионата мира по волейболу казанский «Зенит» переиграл бразильский «Крузейро».
17.12.2017 Казанские ведомости
«Рубин-2017»: с чем пришли, с чем ушли - Казанские ведомости
«Рубин-2017»: с чем пришли, с чем ушли
Казанский «Рубин», победив на своем поле в последнем матче перед зимними каникулами (победив уверенно - 3:1), все же оставил после своих выступлении в первой части чемпионата вопросов чуть больше, чем ответов.
Казанские ведомости
Кукмор прославится победами лыжников? - Казанские ведомости
Кукмор прославится победами лыжников?
На прошлой неделе в Кукморе состоялось торжественное открытие модульной лыжной базы.
Казанские ведомости
«Динамо-Казань» уступило московским одноклубникам
В очередном туре чемпионата России по хоккею с мячом казанские динамовцы встречались на своем льду с московскими одноклубниками и уступили.
Казанские ведомости
Флаг WorldSkills отправляется в космос - ИА Татар-информНаблюдать за последним в этом году стартом к МКС будет Президент Татарстана.
17.12.2017 ИА Татар-информ
Путин в ходе общения с Трампом поблагодарил директора ЦРУ и оперативных сотрудников за помощь.
17.12.2017 ИА Татар-информ
Кинорежиссер Георгий Натансон скончался в Москве на 97-м году жизни. Об этом сообщила его дочь Марина Лузгина , передает « Интерфакс ». Народный артист России скончался в воскресенье, 17 декабря, у себя дома.
17.12.2017 Бизнес Online
Путин ответил на вопрос редактора «Челнинских известий» об увеличении пенсионного возраста - Челнинские ИзвестияРедактор «Челнинских известий» Зульфия Султанова задала президенту России Владимиру Путину в ходе его пресс-конференции вопрос об увеличении пенсионного возраста: «Когда будет принято такое решение?
14.12.2017 Челнинские Известия
Команда Олега Знарка провела на «Кубке Первого канала» еще один матч – против сборной Канады.
17.12.2017 Казанские ведомости