«Ансат-У» долетел до «полтинника»

Почему у «простой» летающей парты есть все шансы стать «локомотивом» КВЗ в кризисную эпоху

У вертолета «Ансат» — серьезные перспективы на гражданском и военном рынках, что подтверждается заказами министерства обороны, говорится в свежей отчетности КВЗ. Эту фразу можно было бы счесть обычным отчетным красным словцом, если бы не недавний заказ минобороны 10 очередных «Ансатов-У». Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что понадобится еще минимум полк таких машин.

Минобороны разместило на сайте госзакупок информацию о том, что оно заключило с КВЗ контракт на поставку очередных учебных вертолетов «Ансат-У» Фото: prav.tatarstan.ru

ПОСТАВКА «ПОД ЁЛКУ»

«Несмотря на тот факт, что современные российские вертолеты легкого класса с максимальной взлетной массой 2,5-4,5 тонн (Ансат) пока представлены на рынке в небольшом количестве, они имеют серьезные перспективы как на гражданском, так и на военном рынках, — говорится в свежей отчетности ПАО „Казанский вертолетный завод“ (КВЗ). — Это подтверждается заказами вертолетов „Ансат-У“ со стороны МО РФ и высоким уровнем заинтересованности потенциальных заказчиков».

Написание отчета хорошо совпало с размещенной Минобороны на сайте госзакупок информации о  том, что оно заключило с КВЗ контракт на поставку очередных учебных вертолетов  «Ансат-У». 10 машин должны быть у военных уже к новогодней елке – до 31 декабря 2017-го.

Помимо того, что для завода (находящегося сегодня, как и вся российская вертолетная отрасль, в кризисе) это свыше 2 млрд. рублей (если точнее, то 2,075438 млрд.), перед нами своего рода юбилей – количество «Ансатов-У» достигает отметки в 50 бортов. Мягко говоря, неплохо для проекта провинциального ОКБ, стартовавшего в аховые 90-е: классический «Ансат» (в переводе с татарского — «простой») первый полет совершил в 1999 году, созданный на его базе «Ансат-У» — в 2005-м.

Как подсчитал военно-промышленный блог bmpd , на сегодня Минобороны России приобрело 40 «Ансатов-У». Все началось аж в 2009 году, когда ВВС России получили первые 6 машин. Еще две последовали в 2010-м. 1 марта 2011 года был заключен контракт на поставку сразу 32 бортов. Стоимость каждого составила 127,72 млн. рублей (получается, сегодня ценник «Ансата-У» поднялся на 70 млн.). 5 вертолетов поставили в 2011 году, по шесть — в 2012-м, 2013-м, 2014-м, 2015-м годах, и три — в 2016 году. Так что, как видим, нынешний заказ станет крупнейшей единовременной поставкой «Ансата-У», причем выполненной в кратчайшие сроки. Помог нынешний дефицит загрузки КВЗ или острая потребность минобороны? Видимо, и то и другое.

Ансат-У превращается в бестселлер КВЗ Фото: «БИЗНЕС Online»

А КУРСАНТОВ ВСЁ БОЛЬШЕ

Какова судьба уже построенных машин? Три из них — в учебном центре армейской авиации в Торжке. 37 — в учебной авиационной группе на аэродроме «Сокол» Сызранского филиала военного учебно-научного центра ВКС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Сегодня два из этих «Ансатов-У» находятся в 8-й авиационной дивизии особого назначения на подмосковном аэродроме Чкаловский.

За эти годы были поводы поволноваться за будущее «Ансата-У». Например, в 2011-м в федеральных СМИ появились публикации о том, что КВЗ поставило в авиаучилище негодные для обучения курсантов «Ансат-У» – недоиспытанные, с постоянно выходящей из строя электроникой, курсантов на них сажать боятся. Сообщалось, что военных инженеров не удовлетворяют высокие общие расходы на эксплуатацию «Ансата-У», а также то, что его, в отличие от Ми-2 и Ми-8, невозможно держать под открытым небом. Руководство ОКБ КВЗ последовательно опровергало эту информацию, справедливо указывая и на то, что у любой машины на этапе становления и внедрения в эксплуатацию сколько угодно отклонений, но осадок, как говорится, оставался.

Тем более, были серьезные опасения, что Минобороны может купить аналогичные импортные машины. Во-первых, в феврале 2012 года военные разместили на сайте госзакупок извещение о проведении конкурса на поставку 45 легких многоцелевых вертолетов, по условиям хорошо попадавших под характеристики продукции компании Eurocopter (ныне — Airbus Helicopters). Во-вторых, по данным «Интерфакса», тогдашний главком ВВС Александр Зелин заявил, что для армейской авиации планируется закупить учебные вертолеты иностранной разработки. Минобороны устами анонимных источников объясняло, что российские аналоги («Ансат», Ка-226) более тяжелые, дорогие, но главное – сырые. Источники отмечали, что внимание ВВС к зарубежным производителям должно стимулировать российских вертолетостроителей к повышению качества и характеристик выпускаемой техники. Впрочем, авторитетные эксперты соглашались с тем, что «Ансаты» пока не готовы к выполнению своего предназначения — интенсивной летной работе, в том числе и к учебно-тренировочной подготовке.

Рискнем предположить, что трудности были преодолены. 15 мая 2014 года Минобороны сообщило о том, что курсанты-вертолетчики приступают к полетам на «Ансатах-У». Тогда это было всего 29 курсантов. В конце 2015-го газета «Красная Звезда» писала о том, что в Сызрани прошел впуск курсантов, дипломы получили всего чуть более 20 лейтенантов из набора 2010 года. Но с 2013-го начались полноценнее наборы. Тогда же главнокомандующий ВКС Виктор Бондарев сообщил, что набор будущих вертолётчиков в Сызранское училище увеличат в 2016 году минимум вдвое, то есть, с 300 до 600 человек. Если даже предположить, что половина из них будет обучаться на другом училищном типе — Ка-226, хватит ли на оставшихся 50-ти «Ансатов-У»?

Сегодня на рынок активно (и успешно) продвигают гражданский Ансат Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАКАЯ ЭТО КАТАСТРОФА?!»

«Для обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности (условно говоря, на один вертолет — два экипажа), 50 вертолетов... это хорошо, это полк, но этого мало, — рассказал „БИЗНЕС Online“ вице-президент Российской академии геополитических проблем Владимир Анохин . — Дело в том, что Сызранское училище – блестящее, и оно должно и будет расширяться, а это минимум три полка, то есть, где-то 150 машин. Если это будет реализовано, тогда мы будем очень спокойно относиться, — простите за цинику, — и к боевым потерям, и к возможностям нашей вертолетной авиации. Потому что сейчас это если не основная, то во всяком случае существенна часть, скажем так, ближнего боя и обеспечения частей сухопутных войск. То есть, еще минимум полк „Ансатов-У“ нужен. Пусть это затратно, но результат будет. Ведь то, что было раньше, просто шокировало. Например, еще недавно набор в училище транспортной авиации был 8 человек! Вы представляете, какая это катастрофа в плане авиационного прикрытия?! Сейчас все меняется, идет к лучшему, но ту порочную систему сломать так просто невозможно. Потому что нужны преподаватели, инструкторы, система подготовки, — все это надо восстанавливать. Железа можно наковать, а вот подготовить людей – серьезная проблема. Думаю, с ней мы будем сталкиваться и дальше. В свое время сердюковщина разогнала авиационно-инженерную академию имени Жуковского, академию ВВС в Монино. Это был такой удар, который сопоставим только с предательством или со спланированным уничтожением нашей обороноспособности... Что касается непосредственно „Ансата-У“, то это довольно успешный вертолет. Чем, среди прочего, он хорош, так это тем, что машина позволяет многопланово подходить к другим типам, то есть, имитировать специфику полета на других вертолетах, средних и тяжелых».

Как в целом расценить достижение отметки в 50 машин?

«Полсотни — это еще не успех, — критически заметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник академии им. Жуковского Евгений Матвеев . Обычно отметка в „100“ означает, что программа состоялась... Действительно, коммерческого успеха нет, но есть движение вперед. „Ансат-У“ летает — и это главное. Эксплуатация рассудит, кто есть кто. Предстоит трудная дорога, которую нужно пройти, чтобы добиться успеха... Омрачает ли это достижение зависимость вертолетостроителей от двигателей Pratt & Whitney Canada? На данном этапе — нет. Программа не должна стоять. А действительно омрачает то, что за столько лет мы — вертолетная держава (?) не создали двигателей для вертолетов легкого класса».

Тимур Латыпов Предприятия: Казанский вертолетный завод
 
По теме
 
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) получила первую партию вертолетов Ми-8МТВ-1 производства Казанского вертолетного завода (КВЗ), сообщает пресс-служба холдинга «Вертолеты России».
31.07.2017
 
Минобороны РФ досрочно получило новую партию военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5−1 производства Казанского вертолетного завода (КВЗ), сообщает пресс-служба холдинга «Вертолеты России».
26.07.2017
«Вертолеты России» передали Министерству обороны РФ партию вертолетов производства Казанского вертолетного завода - Министерство промышленности Министерство обороны РФ досрочно получило новую партию военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5-1 производства Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России».
26.07.2017
Происшествия На полицейских в Чечне напали подростки Специальные программы запрещенных организаций внушают подросткам идеи экстремизма и терроризма.
20.08.2018 ИА Татар-информ
Прокуратура города Казани провела проверку соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства в части содержания и эксплуатации сетей ливневой канализации.
20.08.2018 Прокуратура РТ
В Казани водитель «Гранты» на большой скорости протаранил пассажирский автобус - ИА Татар-информ Происшествия В Казани водитель «Гранты» на большой скорости протаранил пассажирский автобус Фото: соцсети 36-летнего мужчину доставили в больницу с множественными переломами позвоночника.
20.08.2018 ИА Татар-информ
С места преступления изъято 7 кухонных ножей Жизни лишился 48-летний челнинец, придя в гости к приятелю.
20.08.2018 Челнинские Известия
Стало понятно, почему тот не отвечал на телефонные звонки Житель Набережных Челнов, встревоженный тем, что старший брат не отвечает на телефонные звонки, пришел вчера, в 1.30,
20.08.2018 Челнинские Известия
Ирина Аксенова: «Здесь в 1937 году появился пятилетний мальчик Вася» - Портал Вверх Фото: соцсети Ирина Аксенова о том, как более 80 лет назад в коммунальной квартире на улице Карла Маркса появился мальчик Вася и какой была его жизнь в этом доме; увидели главные экспонаты, душу и сердце музея, а также узнали,
20.08.2018 Портал Вверх
gali - Республика Татарстан     В выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля состоялось открытие персональной экспозиции работ казанского фотохудожника Рамиля Гали (на снимке) под названием «Железные люди».
20.08.2018 Республика Татарстан
    Возможностью услышать авторские песни в исполнении известных российских бардов воспользовались в минувшие выходные дни многочисленные гости фестиваля «Литературный Чистополь».
20.08.2018 Республика Татарстан
В октябре 2018 года в здании бывшего казанского Центрального ЗАГСа на улице Мусы Джалиля состоится мировая премьера иммерсивного спектакля-путешествия по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина».
20.08.2018 Известия Татарстана
_BoC1Jb9174 - Республика Татарстан     В рамках проекта «Легенды спорта – детям» в 78 регионах России прошла акция Общероссийского народного фронта (ОНФ) «ГТО со звездой».
20.08.2018 Республика Татарстан
Спорт Российский гребец Штокалов получит бронзовую медаль Олимпийских игр 2016 года Международная федерация гребли на каноэ (ICF) перераспределила призовые места спустя два года после олимпиады из-за допингового скандала.
21.08.2018 ИА Татар-информ
    «Динамо-ГипроНИИавиапром» в общем туре чемпионата суперлиги в Санкт-Петербурге выиграло в четырех матчах и в одной встрече уступило по буллитам.
20.08.2018 Республика Татарстан
Более 3 тыс. казанских школьников получат поддержку в рамках акции «Помоги собраться в школу» - ИА Татар-информ Общество Более 3 тыс. казанских школьников получат поддержку в рамках акции «Помоги собраться в школу» Фото: архив/Салават Камалетдинов В числе получателей помощи — 1,5 тыс.
20.08.2018 ИА Татар-информ