Новости города БезФормата.Ru
Казань
Главные новости
 
Задать вопрос?

Александр Маноцков: «Есть надежда, что наши деятели культуры оборзеют немножко побольше»

Известный композитор о премьере оперы «Сны Иакова» в Свияжске, походах Кирилла Серебренникова в следком и драке опричников вокруг «Матильды»

26 и 27 августа Свияжск ждет большая театральная премьера — опера «Сны Иакова, или Страшно место» крупного российского композитора Александра Маноцкова. Сам Маноцков, активно репетирующий сейчас на острове-граде с казанскими вокалистами и музыкантами, рассказал «БИЗНЕС Online» о том, чем «беременно» это место, почему современная опера никому и ничего не должна, какое отношение он имеет к уголовному делу «Седьмой студии» и в чем преимущество американской культуры «дробовика в шкафу».

Александр Маноцков: «Оперы бывают разные: твердые, жидкие, газообразные.  В наше время опера уже никому и ничего не должна, поэтому может быть какой угодно, она не требует никаких приставок»

«АБСОЛЮТНО ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПЕРОЙ»

- Александр, мы с вами беседовали чуть больше года назад, когда вы впервые приехали в Казань на летний фестиваль «Смены» и давали концерт с оркестром «Новая музыка» в лютеранской кирхе. С тех пор были концерты в Свияжске и Казани с Courage Quartet, теперь серьезный оперный проект. Чем вас так привлек Татарстан?

- Во-первых, здесь замечательные люди, которые делают интересные проекты в области театра, современного искусства. Во-вторых, у нас – композиторов – такая профессиональная деформация, как только куда-то приезжаешь, все время возникает желание что-то сделать. Поехал я недавно в Батуми с семьей, а закончилось все договоренностью с местным оперным театром о сотрудничестве.

Кроме того, когда я смотрю со стороны на то, что делаю в последнее время, то вижу, что активно оккупирую по-своему территорию театра. И делаю какой-то собственный музыкальный театр. Он бывает разным, но это мне близко сейчас. И применительно к Свияжску для меня соблазнительно здесь сделать несколько разных вещей, объединенных общим топосом, не только географическим и историческим, но и таким полу придуманным, к чему вообще Свияжск очень располагает. Когда само место уже беременно такими вещами, которые то ли были, то ли не были. При этом их достоверность не очень важна, потому что мы ощущаем само место как художественное произведение.

- «Сны Иакова, или Страшно место» — можно это произведение отнести к какой-то из традиционных разновидностей оперного искусства?

- Оперы бывают разные: твердые, жидкие, газообразные. В каждую эпоху есть какая-то своя конвенция по поводу того, какой опера должна быть. В наше время опера уже никому и ничего не должна, поэтому может быть какой угодно, она не требует никаких приставок. Разве что слово «камерная» иногда употребляют в мировой номенклатуре относительно тех произведений, для исполнения которых не нужен большой симфонический оркестр. У меня нет в свияжском проекте большого оркестра, тем не менее, очень странно звучит сочетание «камерная опера на открытом воздухе», потому что камерная музыка подразумевает исполнение в каком-то помещении, комнате.

Сейчас, работая в этой области, у меня никогда, за исключением интервью или подобного рода бесед, не бывает задачи это классифицировать и поставить на какие-то полочки. Потому что, мне кажется, что я сам этот шкаф, который разрастается во все стороны. Это просто опера. Опера, я говорил это тысячу раз, — это всеобъемлющий жанр. Абсолютно все может быть оперой.

- Но в «Снах Иакова» поют в отличие от вашей оперы «Снегурочка», поставленной в новосибирском театре «Старый дом»?

- Кстати, в «Снегурочке» тоже поют, там есть три настоящие арии, которые поет оперная певица, конечно, там есть определенное количество расширенных техник, но там поют. Хотя есть некоторое количество опер, где не очень поют, но и это тоже вполне себе можно представить.

В «Снах Иакова» поют – 10 мужских голосов и 1 женский. Мужчины-вокалисты немножко еще и играют на инструментах. Участвуют также два инструменталиста — валторнист и аккордеонист. Музыканты все местные, их подбором занимался директор фонда Sforzandо Данияр Соколов, он можно сказать музыкальный продюсер происходящего.

- Вы здесь выступаете в качестве и композитора, и либреттиста, и режиссера?

- Да. Время от времени я что-то ставлю, это тоже для современных композиторов абсолютно нормальное расширение поля деятельности. Либретто к своим работам также делаю часто, собственно говоря, иногда они и не требуют либретто в том смысле, как это было в XIX веке. Потому что там нет текста-текста, который распевается. Там либретто присутствует только на уровне сюжетной структуры.


«ЕСЛИ ТЫ ЗАНЯТ НАРРАТИВОМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ТО ТЫ СКОРЕЕ РАССКАЗЧИК, ЧЕМ МУЗЫКАНТ»

- Насколько я понимаю, название «Сны Иакова, или Страшно место» отсылает к одной из ветхозаветных историй?

- Да.

- Означает ли это, что в вашей опере присутствует четкий сюжет, нарратив? 

- Нарратив присутствует во всем. Есть композиторы, которых бесит нарратив, есть композиторы, которые оправдывают нарратив. Я стараюсь не делать ни того, ни другого. Я просто признаю, что от него никуда не деться. Нарратив – это, так сказать, побочный результат формы.  Если ты делаешь какую-то форму, и она ладно построена, то нарратив в ней возникнет сам. Если ты занят нарративом в первую очередь, то ты скорее рассказчик, чем музыкант. А я скорее музыкант, чем рассказчик. Хотя, разумеется, в «Снах Иакова» есть какая-то и история тоже. Просто она несводима к такой цепи событий, которые можно пересказывать как сериал...

На самом деле у меня есть какие-то работы, где есть более-менее понятный сюжет от начала и до конца. И это не обязательно, кстати, связано с тем, что там много текста.  В «Снегурочке», например, очень понятный сюжет.

- Благодаря пьесе Островского?

- В известной степени да. А есть, например, вещи,  в которых много текста, а сюжет многозначный. Скажем, опера «Четыре квартета», в которой используется текст поэмы Томаса Стернза Элиота. Там текста наоборот довольно много, а сюжет словами не объяснишь, хотя он есть. И персонажи есть.

- Однако условному «простому зрителю» часто нужно объяснить, о чем будет тот или иной спектакль. И только тогда он решает – идти или нет.

- Ну, смотрите, а почему это должно быть возможным? Почему мы считаем, что это непременно должно быть возможным? И в литературе есть много вещей, в которых сюжет толком не расскажешь, хотя это книга, в которой есть начало и конец. Уважаемый слушатель, зритель, приходи, пожалуйста, на наш спектакль. Там нет ничего случайного, и как попало.

Очень многое зависит и от того, как пойдут репетиции с исполнителями. Спектакль мы будем ставить довольно быстро, и в партитуре заложены какие-то узлы, подразумевающие мизансценирование. Там прямо вписаны мизансценические требования. Но, тем не менее, довольно многое будет зависеть о того, как конкретные люди будут звучать, будут себя чувствовать, какое у них будет отношение к материалу. Потому что в театре всегда очень важен уровень взаимодействия материала, даже если он очень математичен, строг и прописан, с конкретным человеком, который этот материал присваивает, делает своим...


«ВРЕМЯ И ИНТОНАЦИЯ — ЭТО, НАВЕРНОЕ, 95 ПРОЦЕНТОВ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ РЕЖИССУРЫ»

- У вас не будет трудностей как у режиссера в работе с певцами, но не профессиональными актерами?

- Вы знаете, что чаще всего говорят современные драматические режиссеры современным драматическим актерам: «Не играй!» И, потом, у всех есть свои сильные стороны. То есть человек, который поет, он уже чем-то занят, каким-то действием. Если он хорошо поет, то он уже адекватен себе. Его присутствие на сцене уже не требует никаких дополнительных вещей. Можно их сделать, эти дополнительные вещи. Можно их сделать перпендикулярно и по диагонали к тому, как он поет, к музыке, но уже есть некоторый минимум.

Чем отличается оперная режиссера от неоперной? У тебя все время уже организовано, и интонации все организованы. Собственно, время и интонация — это, наверное, 95 процентов так называемой режиссуры. То, что происходит, у тебя уже есть. И режиссура есть частный случай композиции. Я сейчас в Питере целый курс режиссеров этому учу, там мы работаем с Андреем Могучим ( художественный руководитель БДТ прим. ред. ). И у меня с ними предмет так и называется «Режиссура как композиторское искусство». То есть они осваивают композицию именно музыкальную. Заняты какими-то школьными вещами, типа сольфеджио и гармонии, и применению этого в театре. Потому что театр, который делается из этого, мне кажется более близким своей сущности, чем театр, который растет из литературы, из такой напрямую понимаемой документальности.     

- Вы размышляете как настоящий идеолог театра...

- Нет, я не идеолог. Мне некогда заниматься идеологией. Потому что все, что я делаю, оно само по себе содержит информацию. Но я не хожу, не рассказываю на перекрестках: «Ребята, так надо!» Я просто что-то делаю. И во многом это «делание» носит характер такой интуитивный. Но интуитивный — это не значит беспорядочный.

Иногда я формулирую такие вещи, просто потому что меня просят. Но это формулирование, вообще любое теоретическое формулирование, всегда идет вторым номером после практики, которую я вытанцовываю, выкрикиваю....

- В начале нашего разговора вы сказали, что делаете свой музыкальный театр. А как вы формулируете его кредо?

- Повторюсь, мне кажется, что лучший способ это сформулировать – делать то, что я делаю. Когда меня помещают в такие аксакалы, я начинаю бежать от этого. Моя любимая фраза, когда общаюсь с какими-нибудь продюсерами, заказчиками, когда окончательно все придумано и решено, дату премьеру назначили, я говорю: «Ну, осталось найти композитора». И это ощущение, которым я страшно дорожу. Мало каким ощущением так дорожу, как ощущением этой абсолютной пустоты и непонимания того, как же это теперь делать. Таков принцип: ты должен все время куда-то падать.

С годами замечаешь, что ты делал какие-то вещи, а люди вдруг начинают выдумывать для этого термины какие-то, приглашать на круглые столы. Но ты где был, там и остался. Просто к тебе пристроили киоск с шаурмой, проложили досочки, прорыли колодец, поставили шиномонтаж, построили гостиницу. То есть вокруг тебя образовался такой комплекс, а ты как стоял, торговал своими кривыми, желтенькими огурцами какими-то, так и продолжаешь. Но вокруг тебя вдруг почему-то образовалась бизнес-структура.


«ВСЕГДА ЕСТЬ КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ, КОГДА ДЕЛАЕШЬ КАКУЮ-ТО НОВУЮ РАБОТУ. ЭТО ПЕРВЫЙ ПОКАЗ ПО БИЛЕТАМ...»

- Известный театральный критик Павел Руднев, подводя итоги театрального сезона 2016/17, назвал вас «человеком года», отметив работы в «Снегурочке» и «Грозе» у Могучего в БДТ. Как вы отнеслись к такой оценке?

- Ни один живой художник ничего не делает с ощущением, что сейчас я установлю тренд и буду всем указывать путь в светлое будущее. Ты просто что-то делаешь. И, если ты делаешь более-менее одно и тоже, а у меня есть ощущение, что я последние 25 лет делаю одно и тоже, просто с разной степенью художественного качества и отклика у людей, то хочется надеяться, что есть некоторая корреляция между одним и другим.

Работа театрального аналитика, допустим Руднева, указать на это пальцем и сказать: «Это тренд». Или другой критик смотрит на то, что я делаю, и говорит: «Это отвратительно, это никуда не годится». Третий критик смотрит на две мои премьеры в течение одной недели и говорит: «Вот это очень хорошо, а вот это очень плохо». Понимаете, если я за всем этим буду следить, если ко всему этому буду подключаться как-то интеллектуально, эмоционально, то, наверное, с ума сойду. Поэтому я многое делаю,  и люди разное говорят.

- Спектакль «Снегурочка» выиграл «Золотую маску» в номинации «Эксперимент». Год назад вы рассказывали «БИЗНЕС Online» о сложности этой партитуры, о смелости режиссера Галины Пьяновой, которая за это взялась. Рассчитывали на такой резонанс?

- Невозможно такое предсказать. У меня, например, годом ранее вышла опера в театре Покровского, на которую сходили все мои знакомые московские композиторы по нескольку раз, «Титий Безупречный». Там прекрасные вокальные работы, замечательная работа художника, чудесная режиссура, на секундочку, Владимира Мирзоева. Мне кажется, получился прекрасный спектакль. И музыка мне эта до сих пор нравится, я недавно сходил, спектакль продолжает идти. И ни одной номинации, просто ноль. А едешь в Новосибирск...

- Ходит публика на «Снегурочку» в «Старом доме»?

- Конечно, ходит. Зал там маленький. Но в таких театрах, если на что-то зрители не ходят, то спектакль снимается с  репертуара, там все жестко.

Всегда есть ключевой момент, когда делаешь какую-то новую работу. Это первый показ по билетам, когда люди их купили и пришли. Ни папы, мамы, критики, журналисты, твои студенты, твои друзья и так далее. И вот у нас с первого такого показа «Снегурочки» ушло два человека. Мне кажется — это супер результат. Скажем, в Пскове, когда мы это играли на Пушкинском фестивале, там тоже ушло два-три человека из большого зала. И в конце спектакля публика поделилась 80 на 20 процентов, и было очень смешно. Потому что прямо во время последних аплодисментов 80 процентов орали «браво» и были в диком восторге, а 20 процентов разводили руками в недоумении и пытались добиться от тех 80-ти: что же им так понравилось, что это вообще такое было? В общем, была такая хорошая живая реакция.


«ЯРОСТНО НАСТАИВАЮ НА ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НЕ НУЖНА НИКАКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ И НЕ НУЖНЫ НИКАКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ»

- Ваша опера «Чаадский» в «Геликон-опере» — это последняя по времени на данный момент из вышедших режиссерских работ Кирилла Серебренникова. А какие у вас ним отношения?

- Мы с ним много всего делали: спектакли, вели курс студентов в школе-студии МХАТ, я один год был музыкальным куратором «Платформы» ( экспериментальный проект в ЦСИ «Винзавод» объединявший театр, танец, музыку и медиа, его возглавлял Кирилл Серебренников прим. ред. ), про которую теперь говорят, что там ничего не было. А «Чаадского» мне заказал продюсер Павел Каплевич. Я написал эту партитуру, Кирилл хотел посмотреть, мы обещали, что в первую очередь покажем только ему. Показали, ему понравилось. Мы, конечно, были страшно рады, что он взялся это ставить.

- Петр Чаадаев – самый знаменитый из российских западников, один из тех, благодаря кому появилось название оперы, это ваш герой?

- Чаадаев, не смогу точно процитировать, но в одной переписке с Пушкиным говорил: «Потолкуем, говорите вы? Извольте, но вы же знаете, что у меня одна мысль всего». Эта мысль у него преломляется по-разному и эволюционирует частично. Естественным путем, частично в связи с это страшной травмой, которую ему нанесли публичная травля и признание его сумасшедшим. Эта мысль у него как-то видоизменяется в течение жизни, но это одна мысль. А я человек отсутствия мысли, человек без мысли. Мысль – это не про меня. Я могу описать какие-то вещи структурные так, что они будут выражены языком Аристотеля. Но я никогда не занят, что называется, думанием. Мне чужд этот процесс. Поэтому, наверное, нет, он не мой герой. Нельзя говорить даже о том, близок ли мне образ мысли Чаадаева, потому что мне не близок ничей образ мысли.

- Но это вам не мешает быть человеком с активной гражданской позицией.

- Нет. У меня нет никакой гражданской позиции. Я яростно настаиваю на том, что человеку не нужна никакая гражданская позиция и не нужны никакие политические убеждения, это избыточные термины. Абсолютно вся реальность описывается гораздо меньшим количеством вектором. Например, воровать нельзя — это не социальная норма. Это просто человеческая норма. Убивать нельзя, обижать слабых нельзя, есть какие-то вещи, которые делать нельзя. Являются ли эти убеждения гражданскими, политическими? Конечно же, нет. Их вполне достаточно для того, чтобы ты мог не реагировать на какие-то вещи происходящие в жизни. И то, что кому-то в голову приходит выделять твои реакции по разным поводам в отдельную сферу, не накладывает на меня никакого обязательства выделять их в отдельную сферу. Я не понимаю, зачем это нужно. Больше того, и я много раз про это говорил, что любая идеологема, особенно в области социальной, политической, очень ограничивает человека и отупляет. 

«Мы делаем постановку в Свияжске, у нас очень маленький бюджет, с таким трудно что-то сделать. Но мы решили ее делать и делаем»

«Я ГОД РАБОТАЛ КУРАТОРОМ, ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЗАРПЛАТЫ, ЧТОБЫ У НАС БЮДЖЕТ БЫЛ ПОБОЛЬШЕ. ОНИ С УМА СОШЛИ? КАКОЙ ТАМ УКРАЛИ!»

- Чем все закончится, посадят Серебренникова?   

- Я, как участник этой ситуации, в абсолютном ужасе. Потому что люди, которые призваны обеспечивать законность, воплощают беззаконие и антизаконность. И делают это нарочито заметно, нарочито в лоб. Тут главная коллизия такая, что наша сторона приводит какие-то аргументы, опровергает какие-то обвинения и делает это очевидно, ясно. Как бывает во всех этих американских фильмах, когда выясняется какое-то обстоятельство, и в этот момент судья стучит молотком, всех отпускают, а сажают, наоборот, других. И вот количество такого рода обстоятельств, которые приводит наша сторона, оно такое, что хватит на сотню таких фильмов. Но сила той стороны не в том, что у них есть доказательства против наших, а в том, что они в лоб отвергают любую очевидность. Вот ты сталкиваешься с хулиганом, у него в руках кусок арматуры. Ты ему говоришь: «Как вам не стыдно, бить арматурой нехорошо». И в момент, когда ты ему это говоришь, он испытывает еще больший кайф, что бьет тебя арматуриной.

- Какой-то еще абсурдный пример можете привести, кроме ставшего уже хрестоматийным рассказа прокурора, что спектакль «Сон в летнюю ночь», который идет в «Гоголь-центре», не был поставлен?

— Чего еще не хватает? А то, что у них вообще не было заведенного дела на Малобродского ( экс-директор «Гоголь-центра» - прим. ред. )? Его просто тупо не было, а человек сидел месяц. Сейчас они говорят, что это сообщество собралось, чтобы присвоить все деньги «Седьмой студии» ( театральная труппа, созданная Кириллом Серебренниковым в 2012 году на основе собственного актерско-режиссерского курса в Школе-студии МХАТ, первые спектакли играла на «Винзаводе» прим. ред. ). Слушайте, я год работал куратором, отказался от зарплаты, чтобы у нас бюджет был побольше. Они с ума сошли? Какой там украли!

- Под нашим интервью наверняка будут комментарии, что Маноцков защищает своих друзей — воров, укравших миллионы бюджетных денег...

- Это бред. Потому что уровень интенсивности работы «Платформы» и в мое короткое время музыкального кураторства, и в длинный период кураторства Сережи Невского, и по остальным программам — театральным, танцевальным — был беспрецедентным при таком бюджете. Потому что реально работали люди, мотивируемые не тем, чтобы деньги освоить, а тем, чтобы как можно больше всего сделать. И такие люди есть в России.

Мы сейчас делаем постановку в Свияжске, у нас очень маленький бюджет, с таким трудно что-то сделать. Но мы решили ее делать и делаем. «Платформа» в этом режиме существовала долго, и было сделано огромное количество вещей. Существование ее продукции — это некоторый факт, не требующий доказательств. Есть огромное количество спектаклей, публики и музыкантов, которые там были. Композиторы получали заказы, у них остались права, вот, партитуры лежат, записи, вышли пластинки, сделанные на этих концертах. Абсурдно говорить, что чего-то не было. Было всего очень много. Мы умудрились выпустить намного больше, чем за такие деньги могли бы сделать другие.

- Нас ждет кафкианский судебный процесс?

- Он уже происходит. Непонятно как вообще в этом контексте существовать. Например, Кирилл приходит с допроса на репетицию оперы «Чаадский», его за двое суток до нашей премьеры утащили на целый день в следственный комитет. Просто вытащили с репетиции, ее продолжили вести ассистенты. И мы не знали, вернется он к нам сейчас или нет. Он возвращается, а мы пытаемся себя вести как ни в чем не бывало. Вот это, конечно, самое большое безумие, что мы пытаемся дальше существовать. Наш товарищ Алексей Малобродский, мы пытаемся его вытащить, но не можем, он продолжает сидеть в тюрьме. А мы продолжаем работать, пока кого-то из нас не вышибли, не засунули в кутузку. В этом есть какой-то вопиющий уровень абсурда. Нас провоцируют на какую-то реакцию.

В нашей культуре нет того, что есть у американцев, которые сформировались как нация, где дробовик в шкафу, и которые в случае чего... Есть тот случай знаменитый, когда человек обшил бульдозер листовым железом и пошел нафиг сносить этот город. Но это культура, которая изначально построена на подобных вещах. В нашей культуре такая реакция выжжена во многих поколениях. Причем не только после революции, но и до революции. Получается, что люди у власти копят этот напор под крышкой, потому что никто из нас не готов себя так вести. Наверное, они ведут к тому, что, в конце концов, какие-то другие люди крышку этой скороварки сорвут самым ужасным образом. И они не понимают, что те, кого они тащат в кутузку, это, по идее, как раз те люди, которые будут уговаривать потом других не устраивать бесчинств и не вешать на столбах.


«ВСЯЧЕСКИ ВЫРАЗИВШИЙ СВОЕ ВЕРНОПОДДАННИЧЕСТВО И ПОДДЕРЖКУ РЕЖИМУ РЕЖИССЕР  УЧИТЕЛЬ ОГРЕБАЕТ ОТ ЕЩЕ БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНО ВЫРАЖАЮЩИХ СВОЮ ПОДДЕРЖКУ РЕЖИМУ ЧУВАКОВ»

- Есть какое-то объединение в культурном сообществе по поводу всей этой истории?

- Мне кажется, что есть. Хотя бы на уровне «барин, что такое, посмотрите, творится что-то не то» некоторые люди, от которых еще некоторое время назад нельзя было ждать такой реакции, вроде бы как-то реагируют. Есть надежда, что наши деятели культуры оборзеют немножко побольше. Цель кампании же, наоборот, чтобы все присмирели. Мне кажется, что те, кто это делает, если увидят прямо противоположный результат, что все единым фронтом борзеют, может, они отступят.

- История с фильмом «Матильда» из этой же «оперы» или это совсем другое?

- История с фильмом «Матильда» — это, как одна очень уважаемая мною дама, футуролог и публицист, сказала, когда какие-то «Наши» поколотили случайно других патриотов возле Большого театра, где должны были идти «Дети Розенталя». Помните, это была заря таких общественных «говнопротестов». Я не буду выдавать даму, потому что это было в частной беседе, но она сказала: «Сцилла *** Харибду». Вот так и всячески выразивший свое верноподданничество и поддержку режиму режиссер Учитель огребает от еще более интенсивно выражающих свою поддержку режиму чуваков.

Смешной недавно был случай, стоит корреспондент НТВ и получает по лицу прямо в кадре. И это же очень символично — то, что они взрастили, входит в кадр и лупит по мордасам. Ему все равно, кого лупить по мордасам. Есть такая русская пословица – не буди лихо, пока оно тихо. Это вот такого рода разборки. Получивший благословение свыше какой-то мейнстримовый кинематограф все равно оказывается недостаточно верноподданническим. Это такой краткосрочный, но представляющийся эффективным социальный лифт: кто кого будет сильнее кусать за щиколотки. Это как если представить, что опричнина не организуется во времена Ивана Грозного, а возникает супер опричнина, которая пытается напасть на ту опричнину за то, что она недостаточно опричнина. Циклическое самопожирание в такой системе — это нормальная логика любой диктатуры.

- Но многие говорят о том, что русский театр возрождается после спячки нулевых годов. Может, нынешнее противостояние дает ту самую необходимую энергию...

- Какая к черту энергия, если у меня с репетиции забирают режиссера за два дня до премьеры? Ну что за ерунда! Знаете, говорят, что это PR, но Мандельштама пропиарили до такой степени, что его убили, и Мейерхольда тоже. Это все чушь собачья! Дайте нам нормально работать. Мы любим работать, у нас хорошо получается и нам не нужен лютый трындец для того, чтобы мы работали. Жизнь и так трагична. Любая ситуация в жизни человека подразумевает его смерть. То есть нам не нужно дополнительных обстоятельств. Они наоборот отвлекают от главного.

Есть такой анекдот. Раздается звонок в дверь, человек открывает ее, а там стоит фигура с косой, на лыжах, с каким-то полиэтиленовым пакетом из «Ашана», в солнечных очках. Человек смотрит и говорит: «Господи, какая нелепая смерть». Есть абсолютная абсурдность этих обстоятельств, канцелярита, на котором они изъясняются, обыденность зла, так называемого. Там нечего художественно осмысливать.

«Хоть и не знаток татарской традиционной музыки, хотя этим интересуюсь и стараюсь консультироваться с людьми, мне любопытна эта сфера»

«РУССКИХ ФОЛЬКЛОРИСТОВ ЗАВЯЗЫВАЕТ В УЗЕЛ ОТ ПЕСНИ „КАЛИНКА-МАЛИНКА“, ПОТОМУ ЧТО ТАКОЙ ПЕСНИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ»

- Год назад президент нашей республики Рустам Минниханов во время встречи с журналистами обрушился на местную татарскую эстраду и призвал ее реформировать. Вы бы с ходу могли дать какие-то советы: с чего начинать вообще?

- Не то, что реформировать, реформировать это что-то социальное. В любой национальной традиции есть живые токи и подлинное, а есть какие-то наносные вещи, которые очень часто оказываются, к сожалению, основной формой ее внешней репрезентации. Как, например, всех русских фольклористов завязывает в узел от песни «Калинка-малинка», потому что такой песни не существует в русском фольклоре. Это просто антисущность, этого нет. Точно также, я думаю, хоть и не знаток татарской традиционной музыки, хотя этим интересуюсь и стараюсь консультироваться с людьми, мне любопытна эта сфера, что такого же рода примитивизированные для внешней репрезентации клишированные формы существуют и здесь.

- И как же возрождать национальную традицию?

- Не надо ее возрождать. Потому что как только вы говорите, что вы что-то возрождаете, это фигура речи, признающая — что-то умерло. Когда вы что-то возрождаете, это значит, что оно уже немножечко попахивает.

Не надо возрождать и поворачиваться лицом в архаику. Музыкант, который работает с этим, это должен быть музыкант, который тонко чувствует интонационное зерно. Если он дорожит не рюшечками, не орнаментом узнаваемым, который налеплен поверх чего-то совершенно внутренне чуждого. Если он физику эту понимает, не этнографию, а физику если эту он несет в себе, то сможет воплотить, причем не только в популярной музыке. Скажем, слушаешь современную японскую академическую музыку, всегда слышно, что она японская. Слушаешь японских композиторов ХХ века, всегда слышно, что они японские. Так же и у французских. Но они же не думают: «Так, я вот напишу сейчас так, чтобы было в японском духе». Они являются носителем этого зерна и заняты просто музыкой.

- Но этим должны заниматься сами носители культуры?

- Я написал однажды очень норвежскую оперу в Норвегии. Там у меня процитировано за всю оперу две реально норвежских мелодии. Все остальное я написал сам. И даже, мне кажется, немного перебрал с аутентизмом. Потому что, к моему удивлению, аудитория была свято уверена, что вся опера написана на норвежскую народную музыку. И они сидят, преисполненные гордостью, мол, какая у нас все-таки замечательная традиция. Это действительно так, я ее глубоко изучал. Но изучал не для того, чтобы поверхностно снять. А сочинил все свое, исходя из ладо-гармонических интонационно-этнических вещей. Я понял, как они работают, научился писать норвежскую музыку и написал.

Есть примеры, когда человек, принадлежавший к другой культуре... Равель, например, писал музыку с отчетливо испанским колоритом. Найдите испанца, который писал бы музыку настолько испанскую, насколько она была у француза Равеля... Или, скажем, Гендель писал очень английскую музыку. Приехал в Англию, понял, как у них принято. Понятно, что это было с поправкой на то, что это именно он приехал. Но никакой другой его английский современник так не писал. Это были узнаваемо английские произведения. Взаимопроникновения такого рода тоже часто дают результат. И этничность композитора, что у него там в паспорте написано, с одной стороны, не гарантирует художественного успеха, с другой, не обязывает его что-то такое воплощать и делать. 

Айрат Нигматуллин Фото: Ирина Ерохина

Александр Платонович Маноцков (родился  3 апреля 1972, Санкт-Петербург) — российский композитор.

Ученик А. Юсфина и В. Гайворонского. Автор инструментальных и вокальных сочинений. Произведения композитора входят в репертуар: Московского ансамбля современной музыки, ансамбля «Opus Posth» Т. Гринденко, ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» А. Котова, ансамбля «N'Caged» А. Зверевой.

Автор нескольких опер, в том числе: «Гвидон» по произведениям Д. Хармса в театре «Школа драматического искусства», «Страсти по Никодиму» в рамках проекта «Платформа», «Бойе» в Музее современного искусства в Красноярске, «Титий Безупречный» в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского, «Requiem, или Детские игры» вместе с детским хором «Аврора» в Московском международном Доме музыки;«Haugtussa» в «Rogaland Teater» в Ставангере, Норвегия; «The Four Quartets» в Центре Ю. О'Нила в Коннектикуте, США; «Снегурочка» в театре «Старый дом», Новосибирск; а также оперы «Чаадский».

Работает в области пространственных инсталляций, музыкальных действ site-specific. Как дирижер, вокалист и мультиинструменталист участвует в разнообразных коллективах, играющих старинную, современную, импровизационную музыку.

Владимир Вдовиченков: - Бизнес OnlineЗвезда «Левиафана» и «Бригады» о работе в татарском фильме, любви к лежанию на диване и отказе от съемок в «Матильде» «Мы по-прежнему живем по принципу, что как-нибудь да прокатит», — считает известный актер Владимир Вдовиченков,
13.09.2017 Бизнес Online
Армандо Диамантэ - Бизнес OnlineРуководитель челнинских «Мастеровых» Армандо Диамантэ о роботах в фойе, борьбе с пьянством, директорской дури и туалетах в ДК «КАМАЗ» Один из лучших драматических театров Татарстана в новом сезоне,
10.09.2017 Бизнес Online
Альберт Асадуллин - Бизнес OnlineЗнаменитый певец ненавидит музыку с детства, поет в Париже «Тэфтилэу» и с удовольствием возглавил бы татарский музыкальный театр «Я слышал современные песни, исполняемые на татарском языке.
10.09.2017 Бизнес Online
svuazsk - Республика Татарстан    Свияжск – смиренное место. И дело не только в монастырях, облюбовавших остров со времен сами знаете кого…   С тем же смирением, с каким здешние монахи когда-то принимали схиму, сегодняшний Свияжск, чтобы возродиться,
28.08.2017 Республика Татарстан
Виталий Полонский - Бизнес OnlineЗнаменитый пермский хормейстер о работе с Теодором Курентзисом в Зальцбурге,
24.08.2017 Бизнес Online
manozkov - Республика Татарстан    В предстоящие выходные, 26 и 27 августа, на острове-граде Свияжск пройдут премьерные показы оперы Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место», написанной по заказу Свияжского музея.
14.08.2017 Республика Татарстан
Как это было: нижнекамские «хозяюшки» отметили День рукоделия - Администрация Нижнекамска«Как всё-таки хорошо, что у нас есть свой праздник – Всемирный день рукоделия!» - с этих слов началось очередное занятие в клубе «Хозяюшка».
19.11.2017 Администрация Нижнекамска
Последний раз концерт под открытым небом в городе прошел два года назад. (Елабуга, 19 ноября, «Татар-информ», Гульнара Салихова).
19.11.2017 ИА Татар-информ
Скончался сооснователь легендарной группы AC/DC Малькольм Янг - ИА Татар-информВ последние годы артист страдал от прогрессирующей деменции. (Казань, 19 ноября, «Татар-информ»).
19.11.2017 ИА Татар-информ
В Челнах состоится показ фильма о народе кряшен - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье21 ноября в 18 часов состоится показ второй и третьей частей документального фильма «Божий народ — кряшены».
19.11.2017 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Программу мероприятия составят мультимедийные композиции с видеоинсталляцией и авторской музыкой оригинальных композиторов России.
18.11.2017 ИА Татар-информ
По словам Купера, группа The Hollywood Vampires готовит новый альбом с оригинальными композициями, в котором не будет каверов.
18.11.2017 ИА Татар-информ
«Сказ о Никите Стрельце и царице Сююмбике» – это сказочное представление, в котором принимают участие сами зрители.
18.11.2017 ИА Татар-информ
Наталья Берестова научный сотрудник Информационного центра ЕГМЗ 17 ноября в рамках работы в Елабужском институте Казанского федерального университета VIII Международных Стахеевских чтений «Российская провинция как соц
18.11.2017 Елабужский музей-заповедник
23 ноября в «Углу» покажут спектакль по пьесе Пряжко «Карина и Дрон». (Казань, 19 ноября, «Татар-информ»).
18.11.2017 ИА Татар-информ
sashakutsevol - Комсомольская правда Казань18 ноября артисту исполнилось бы 48 лет Алина ЧЕРНОВА Недавно СМИ всколыхнула новость - мошенники собирают деньги на памятник покойному исполнителю Олегу Яковлеву.
18.11.2017 Комсомольская правда Казань
В премьерном спектакле «Собачье сердце» актер «Мастеровых» вышел на сцену голым - Челнинские ИзвестияВ театре «Мастеровые» вчера представили очередную премьеру – спектакль «Собачье сердце» по произведению Михаила Булгакова.
18.11.2017 Челнинские Известия
С 29 ноября по 2 декабря в концертном зале Нижнекамского музыкального колледжа состоится XIII Открытый республиканский конкурс вокалистов имени Салиха Сайдашева, сообщается на сайте Нижнекамского района РТ.
18.11.2017 Pronk.Ru
Главный режиссер челнинского театра «Мастеровые» Денис Хуснияров стал победителем фестиваля «Уроки режиссуры», который проводился в рамках I Биеннале театрального искусства в Москве.
18.11.2017 Бизнес Online
Денис Хуснияров работает в «Мастеровых» с ноября 2015 года, на челнинской сцене петербуржец поставил такие спектакли, как «Кроличья нора», «Карл и Анн (Набережные Челны, 18 ноября, «Татар-информ», Эльвира Мухаметдинова).
18.11.2017 ИА Татар-информ
Певческие состязания проводятся раз в два года уже на протяжении 27 лет. (Казань, 18 ноября, «Татар-информ»).
18.11.2017 ИА Татар-информ
В конкурсе участвуют молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, пишущие на татарском языке.
18.11.2017 ИА Татар-информ
В Казани дал концерт занесенный в Книгу Гиннеса балалаечник-виртуоз - ИА Татар-информАлексей Архиповский сыграл на «русской Страдивари», инструменте 1915 года, выкупленном у немецкого коллекционера под Бременом.
18.11.2017 ИА Татар-информ
_MG_5703 - Вечер ЕлабугиВ рамках научной конференции состоялись секционные заседания, открылась Школа молодых ученых, собрала филологов литературная гостиная.
18.11.2017 Вечер Елабуги
Кресла сорвались со своих креплений. Фото: МВД по Марий Эл - Комсомольская правда КазаньНовую версию произошедшего огласил глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин [фото] Лика ИСАЕВА Виктор Басаргин прибыл в Йошкар-Олу для встречи с главой Марий Эл Александром Евстифеевым.
17.11.2017 Комсомольская правда Казань
photo - Вечер ЕлабугиВ преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 20 ноября, в Елабуге прошла акция памяти с участием школьников города.
17.11.2017 Вечер Елабуги
В Казани прошел митинг памяти жертв авиакатастрофы Боинг-737 - ИА Татар-информВ траурном митинге принял участие Премьер-министр РТ Алексей Песошин. (Казань, 17 ноября, «Татар-информ», Наталья Рыбакова).
17.11.2017 ИА Татар-информ
Спасатели извлекают пострадавших. - Комсомольская правда Казань
Власти Марий Эл выплатят денежные компенсации родственникам погибших и пострадавшим в крупной аварии
Также в силе и страховые выплаты Юлия РЕВИНА Власти Марий Эл определились с размерами выплат пострадавшим и семьям погибших в результате ДТП с участием пассажирского атвобуса и лесовоза 16 ноября на трассе Йошкар Ола
Комсомольская правда Казань
мать-с-ножом - Вечер Елабуги
В Татарстане женщина подозревается в покушении на убийство матери
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело в отношении 30-летней жительницы города Набережные Челны.
Вечер Елабуги
Девочка находилась на аппарате искусственной вентиляции легких, поэтому ее перевозку пришлось отложить на несколько часов. Фото: МЧС Татарстана - Комсомольская правда Казань
Девочку, пострадавшую в ДТП с микроавтобусом в Марий Эл, перевезли в Казань
Для этого в воздух был поднят вертолет МЧС России [фото, видео] Лика ИСАЕВА В казанском аэропорту в 17.12 приземлился вертолет санавиации МЧС России, на борту которого для дальнейшего лечения доставлена 14-летняя девочка.
Комсомольская правда Казань
В Челнах состоится показ фильма о народе кряшен - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье21 ноября в 18 часов состоится показ второй и третьей частей документального фильма «Божий народ — кряшены».
19.11.2017 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Последний раз концерт под открытым небом в городе прошел два года назад. (Елабуга, 19 ноября, «Татар-информ», Гульнара Салихова).
19.11.2017 ИА Татар-информ
Программу мероприятия составят мультимедийные композиции с видеоинсталляцией и авторской музыкой оригинальных композиторов России.
18.11.2017 ИА Татар-информ
В премьерном спектакле «Собачье сердце» актер «Мастеровых» вышел на сцену голым - Челнинские Известия
В премьерном спектакле «Собачье сердце» актер «Мастеровых» вышел на сцену голым
В театре «Мастеровые» вчера представили очередную премьеру – спектакль «Собачье сердце» по произведению Михаила Булгакова.
Челнинские Известия
_MG_5703 - Вечер Елабуги
VIII Международные Стахеевские чтения завершили работу в Елабужском институте КФУ
В рамках научной конференции состоялись секционные заседания, открылась Школа молодых ученых, собрала филологов литературная гостиная.
Вечер Елабуги
sashakutsevol - Комсомольская правда Казань
Близкий друг рассказал о судьбе могилы «Иванушки» Олега Яковлева
18 ноября артисту исполнилось бы 48 лет Алина ЧЕРНОВА Недавно СМИ всколыхнула новость - мошенники собирают деньги на памятник покойному исполнителю Олегу Яковлеву.
Комсомольская правда Казань
«Рубин» увез одно очко из Тулы - ИА Татар-информЧетыре матча в чемпионате России осталось в этом году сыграть казанцам, после в турнире наступит зимний перерыв.
18.11.2017 ИА Татар-информ
В 2018 году в Татарстане откроется сразу 8 новых бассейнов, с дорожками на 25 метров - Бизнес OnlineВ 2018 году республика потратит миллиард на новые бассейны Сегодня в Казани начинается чемпионат России по плаванию на короткой воде.
18.11.2017 Бизнес Online
Dja_2881 - ФК РубинГлавный тренер «Рубина» Курбан Бердыев на пресс-конференции подвел итоги матча 17-го тура РОСГОССТРАХ Чемпионата России с «Арсеналом».
18.11.2017 ФК Рубин
«Ак Барс» в Москве уступил ЦСКА - Казанские ведомости
«Ак Барс» в Москве уступил ЦСКА
В очередном матче регулярного чемпионата «Ак Барс» на выезде встречался с ЦСКА, и отсутствие Азеведо, Ткачева, Захарчука и Малыхина помешало казанцам дать отпор хозяевам – 0:3 (0:2, 0:0, 0:1).
Казанские ведомости
На танцевальном паркете разыграли Кубок мэра - Казанские ведомости
На танцевальном паркете разыграли Кубок мэра
Международные соревнования по танцевальному спорту Korston dance cup - 2017 прошли в столице Татарстана 5 ноября.
Казанские ведомости
«Рубин» в Туле не удивил - Казанские ведомости
«Рубин» в Туле не удивил
Весь первый тайм матча чемпионата РФПЛ в Туле и весь второй тайм футболисты демонстрировали унылую игру, никак не связанную с футболом.
Казанские ведомости
Китайские студенты прочли Минниханову стихи Пушкина и Джалиля - ИА Татар-информПрезидент Татарстана посетил уникальный российско-китайский университет в Шэньчжэне.
18.11.2017 ИА Татар-информ
Стали известны подробности аварии с 15 погибшими в Марий Эл - ИА Татар-информПо словам главы республики, водитель пытался совершить обгон, вышел на встречную полосу движения, но не успел завершить обгон.
16.11.2017 ИА Татар-информ
Сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов прибыл с рабочей поездкой в провинцию Шаньдун (КНР).
17.11.2017 Правительство РТ
Сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов прибыл с рабочей поездкой в г.Хошимин (Социалистическая Республика Вьетнам).
18.11.2017 Президент РТ
Сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов посетил офис компании Huawei, где состоялась презентация центра современных технологий.
18.11.2017 Президент РТ